Файл: Правительство российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компания Snips разработала для Парижа приложение, которое предсказывает, в какие часы в разных пунктах транспортного сообщения ожидается большое скопление народа, что, по утверждению разработчиков, позволяет разгрузить эти узлы, так как часть людей, увидев прогноз о перегруженности, стараются воспользоваться альтернативными средствами передвижения. Та же компания разработала приложение для Нью-Йорка. Это приложение предсказывает, сколько свободных парковочных мест ожидается в то или иное время на определенной улице.

Сингапур борется с пробками путем введения повышенной пошлины на въезд c 1975 г. Тогда на самых проблемных улицах, особенно в деловом центре, появились 34 арки. У желающих проехать сквозь них и попасть на работу в часы пик полицейские проверяли наличие специальной лицензии, которая давала право на въезд с 7:30 до 9:30 и стоила три местных доллара в день. Сегодня практически каждый автомобиль оборудован специальным устройством, в которое вставляется кэшкарта (InVehicle Unit, IU). При проезде через арку ERP с карты автоматически снимается нужная сумма. Баланс карты нужно своевременно пополнять. Если автомобиль не оборудован IU, система сфотографирует его номер и пришлет владельцу счет на пять сингапурских долларов (около $3,5) за каждый день пользования дорогами. Подробная информация о стоимости проезда доступна онлайн, так что водитель может сам выбрать маршрут более длинный, но более дешевый и без пробок. Власти города постоянно аккумулируют информацию о пробках и производят тонкую настройку системы. Грузовой транспорт платит раза в два больше, чем легковой. По выходным и праздникам арки ERP не работают: проезд бесплатный.

В Сеуле более 300 транспортных остановок оборудованы терминалами, которые по беспроводной связи обмениваются информацией с 9300 автобусами. В автобусах установлены модемы для беспроводного интернета, а также приемники GPS. В результате пассажир на остановке видит на специальном экране не только расписание автобуса того или иного маршрута, но и информацию о его реальном передвижении, затруднениях, ДТП на маршруте и т. д. Помимо этого, вся информация доступна в режиме онлайн, то есть житель Сеула может планировать свои перемещения по городу, не выходя из дома. Ежегодно с 2008 г. Южная Корея инвестирует и планирует инвестировать в развитие интеллектуальной транспортной системы около $230 млн. (www.theurbantechnologist.com).

По заказу администрации города Бостон (США) разработано специальное приложение для смартфонов Street Bump (Bump - колдобина, выбоина). Приложение использует встроенные в современные устройства акселерометры и GPS. Водитель может скачать приложение на свой смартфон, закрепить его на приборной панели и включить. Если автомобиль попадает колесом в выбоину, Street Bump фиксирует это, по GPS определяет координаты места и отправляет отчет прямиком на сервер коммунальных служб. Восприимчивость смартфонов сегодня позволяет даже более-менее точно определять, глубокой была яма или не очень. Street Bump пока не запущено на полную мощность, однако мэр Бостона очень надеется на помощь горожан. "В 2010 году мы получили 4000 сообщений о ямах на дорогах от наших жителей, говорит он в одном интервью, и устранили более 7000 таких неровностей". Когда Street Bump заработает в полную силу, социально активным гражданам станет легче информировать коммунальщиков о состоянии дорог.


По данным IBM, в ЛосАнджелесе в поисках парковки за год автомобили совершают 38 кругосветных путешествий, расходуя при этом 213000 л топлива и выбрасывая в атмосферу 730 т углекислоты. Пробки на дорогах стоят 78$ миллиардов ежегодно благодаря потраченному времени и бензину. В центре Стокгольма интеллектуальная система управления транспортом помогла снизить заторы на 20% (www.ibm.com).

Инфраструктура

Как показывает опыт развитых стран, применение лучших систем управления и современных технологий в сфере муниципального управления и ЖКХ дает значительный эффект. Вена, в которой действуют единые системы управления недвижимостью, сборами и муниципальными платежами, получает экономический эффект около 2,36 млн. евро в год. В Кейптауне после внедрения новых решений для оказания услуг ЖКХ коэффициент оплаты муниципальных счетов возрос с 85 до 98%, ежегодная экономия на управлении ресурсами составляет более 100 млн. долларов (Lützenberger, M., 2015).

Для решения проблемы разобщенности данных в Барселоне в 2013 г. был разработан проект City OS – открытая система данных, которая объединяет в себе и обрабатывает всю информацию, собранную с муниципальных источников (регистр населения, разрешения и т.д.), систем государственного управления (мобильность, энергетика, уровень шума), бизнес-среды, прочих государственных учреждений (школы, больницы, культурные учреждения), а также с различных датчиков и камер. В тендере на создание данной платформы приняли участие 18 разных компаний. Интегрированная система Sentilo (что в переводе с языка эсперанто – «сенсор) также является источником данных для City OS. Sentilo – открытая городская платформа, объединяющая все датчики, установленные в городе, и данные собираемые с них. Платформа позволяет стандартизировать данные с приборов наблюдения водоснабжения, света, энергетики, дорожной обстановки, уровня шума и пр. На сегодняшний день в Барселоне установлено более 550 датчиков, собирающих и обрабатывающих информацию об окружающей обстановке. Вся собранная и обработанная информация позволяет пользователям принимать решения для оптимизации жизнедеятельности города в кратко- и долгосрочной перспективе. Платформа City OS позволяет органам городской власти и внешним пользователям использовать полученные данные для разработки программного обеспечения (www.pwc.ru).

Здесь же в Барселоне действует умная система сбора мусора. Данная система использует особенные ультразвуковые сенсоры, установленные в мусорных контейнерах, которые позволяют определять степень наполненности контейнера. На основе этой информации работники коммунальных служб, занимающиеся сбором мусора, могут эффективно планировать свои маршруты. Результатом проекта стала оптимизация движения мусороуборочных средств на основе информации о состоянии мусорных баков позволяет сократить время, затрачиваемое на сбор мусора в городе. Это, в свою очередь, позволяет экономить денежные средства на топливо, расходуемое при сборе мусора. Также данная мера имеет благоприятное воздействие и на показатели окружающей среды. В частности, оптимизация маршрутов приводит к сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу мусороуборочными машинами (www.pwc.ru).




Глава 2. Оценка возможности реализации концепции «Умный город» в Санкт-Петербурге

2.1. Деятельность Межведомственной комиссии по реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург»

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 №52 создана Межведомственная комиссия по разработке и реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург» при Правительстве Санкт-Петербурга.

В ответ на обращение в комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Комиссией была предоставлена информация о планах и ходе работ (Приложение 1). Первое заседание Комиссии состоялось 6 сентября 2016 года, где были рассмотрены основные направления Умного города, примеры их реализации, проанализированы эффекты внедрения концепции в различных городах мира.

Проект «Умный город Санкт-Петербург» представляет собой комплекс мер, направленных на современное качественное управление городских хозяйством, социально-экономическое развитие и территориальное планирование Санкт-Петербурга.

Согласно информации, предоставленной Комиссией, целью Проекта является создание единого информационного пространства, хранилища структурированных данных в виде введенных и расчетных показателей унифицированного характера, использование которых предполагается в отраслевых автоматизированных системах. Создание хранилища данных обеспечит согласованность источников данных о социально-экономическом и пространственном развитии города, исключит дублирование информации и функциональности различных информационных систем и баз данных, применяемых различными органами власти.

Основными задачами проекта являются:

  • Разработка перечня мероприятий по оптимизации механизмов принятия научно и экономически обоснованных решений, а также контроля за их исполнением;

  • Формирование среды, способствующей привлечению внебюджетных источников финансирования для реализации проектов;

  • Унификация методологии формирования и контроля показателей социально-экономического развития и территориального планирования Санкт-Петербурга;

  • Обеспечение согласованности источников данных и исключение дублирования информации;

  • Создание системы сценарного прогнозирования и возможностей моделирования социального, экономического развития и территориального планирования Санкт-Петербурга.


От реализации проекта ожидаются следующие экономические и социальные эффекты:

  • Увеличение доходной части городского бюджета;

  • Повышение эффективности затрат;

  • Оптимизация процессов социально-экономического развития;

  • Повышение инвестиционной привлекательности города;

  • Повышение привлекательности и качества предоставляемых транспортных, коммунальных, медицинских, образовательных и культурных услуг;

  • Повышение привлекательности городской среды;

  • Улучшение качества жизни и повышение удовлетворенности горожан деятельностью Администрации Санкт-Петербурга;

  • Снижение социальной напряженности.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге реализуются некоторые направления проекта (Таблица 1).

Таблица 1

Направления проекта, реализуемые в Санкт-Петербурге

Мероприятие

Цель

Внедрение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Санкт-Петербурга

Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания

Внедрение и продвижение многофункциональной персонализированной смарт-карты «Единая карта петербуржца»

Повышение качества доступности государственных и муниципальных услуг

Создание новой системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом

Централизованный контроль осуществления перевозок пассажиров, повышение качества обслуживания, расширение способов оплаты проезда, повышение уровня безопасности на транспорте

Можно заметить, что деятельность комиссии в большей степени направлена на экономический результат (привлечение инвестиций, повышение городского бюджета) и обеспечение безопасности. Проблемам окружающей среды и повышения энергоэффективности внимания не уделяется.
2.2. Применение систем «Умный город» в Санкт-Петербурге на примере других городов мира

Создание системы городского видеонаблюдения – первый шаг в реализации умного города. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге функционирует около 18000 муниципальных камер наружного видеонаблюдения, в купе с частными эта цифра может возрасти до 100000. Это значит, что в городе уже существует основа для создания смарт-сити, проблема состоит в том, чтобы объединить все эти камеры в единую систему.