Файл: Средневековая философия Параграф 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немецкая классическая философия

Критическая философия Канта

План

  1. Цитаты Канта

  2. Личность Канта

  3. Понятие философии

  4. Теоретическая философия

  5. Практическая философия

1. «Две вещи удивляют меня: это звездное небо над головой и моральный закон во мне».
«Разум – магнит, а страсть – вихрь».
«Жизнь человека, преданного только наслаждению без рассудительности и нравственности, не имеет никакой цены».
«В каждой естественной науке столько истины, сколько в ней математики».
«Тот, кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не сможет радоваться ей».
«Красота безотносительна к чувству субъекта сама по себе ничто».
«Дайте человеку всё, что он пожелает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё».

2. Родился в Кёнигсберге (Калининград) в многодетной семье шорника (изготавливает упряжки)
Кант говорил, что свою мать он никогда не забудет, ибо она посеяла и питала первое зерно добра во мне. Благодаря собственной гигиенической программе ему удалось прожить до 80 лет. Три момента: забота о сне (22:00 до 05:00, если сон не приходил, то произносил слово Цицерон), ежедневные прогулки в одно и то же время, трапеза (13:00 до 16:00).

Вышеславцев: «Каждый большой философ продолжает диалог с Кантом, даже не будучи кантианцем»

3. Философия – идея совершенной мудрости, указывающая на последние цели человеческого разума. Согласно Канту философия должна ответить на 4 вопроса:

1) Что я могу знать?
2) Что я должен делать
3) На что я могу надеяться?
4) Что такое человек?


Человек находится в центре кантовского исследования. Человек – деятельное существо способное к творческому преобразованию себя и мира.
Можно выделить два подхода к раскрытию сущности человека: первый рассматривает человека как единство двух миров (феноменальный мир – мир явлений и ноуминальный мир - мир сущности); второй подход говорит о том, что человек – средоточие способностей души.

Кант выделяет следующие три способности: познавательная, способность желания, чувство удовольствия и неудовольствия. По убеждению Канта философия должна изучать указанные способности души и их априорные (высшие, доопытные) формы. Изучению этих способностей посвящены три критики Канта:

«Критика чистого разума» КЧР (1781), «Критика практического разума» КПР (1788), «Критика способности суждения» (1790)

Название критики

Исследуемая способность души

Какую функцию выполняет?

На что направлена?

  1. КЧР (1781)

Познавательная способность

Познает

Познает природу (мир сущего)

  1. КСС (1790)

Чувство удовольствия и неудовольствия

Оценивает

Искусство

  1. КПР (1788)

Способность желания

Желает

Свободу

Все три критики написаны в критический период. В творчестве Канта принято выделять два периода: докритический и критический. 1770 – окончание первого периода, связанного со стремлением Канта познать мир таким, каков он есть. В критический период Кант отрицает за наукой возможность познать вещи такими, какими они существуют сами по себе.
Эта позиция получила название агностицизм. Любой агностик рассматривает вещь с двух сторон - со стороны явления и со стороны сущности. Нововведение Канта – вещь в себе. Своё философское открытие Кант сравнивал с революцией, осуществленной Коперником (солнце – познающий, вокруг – объект познания). Кант переход от исследования объектов разума к исследованию самого разума.
Критика = исследование

  1. Теоретическая философия Канта

Философия Канта изложена в КЧР (1 критика). В этой критике Кант исследует познавательную способность: чувственность (пространство и время); мышление (рассудок 12 категорий и разум 3 идеи). В работе КЧР Кант ставит 2 вопроса:

  1. Как возможна наука?

  2. Что я могу знать?


Любая наука начинается с эмпирических данных, но претендует на универсальность полученных ею знаний. Откуда законы науки черпают свою всеобщность, ведь факты сами по себе единичны и случайны.
По критерию отношения к опыту все суждения делятся на априорные (опытные) и апостериорные (неопытные).
Критерий – связь между субъектом (подлежащее) и предикатом (сказуемое). Аналитические (предикат из субъекта, все кольца круглые) и синтетические суждения (предикат нельзя вынести из субъекта, мое кольцо золотое).
Суждения науки могут быть только априорными синтетическими.

  1. Практическая философия Канта

Этика Канта «КПР»

Способность желания низшая (берет человека таким, каков он есть) и высшая (Рассматривает человека таким, каким он должен быть с точки зрения его назначения. Назначение человека – быть моральным существом и создать моральный мир). Моральный мир – мир целей, в котором каждый человек обладает абсолютной ценностью как для себя, так и для другого.
Категорический императив – высший моральный закон, априорный принцип этики Канта.
«Относись к другому и самому себе всегда как к цели и никогда как к средству».
«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла обладать всеобщностью».
Поступки Кант разделяет на легальные и моральные.


Неклассическая философия. Волюнтаризм Шопенгауэра.

План

  1. Понятие неклассической философии

  2. Афоризмы

  3. Биография

  4. Мир как представление и мир как воля

  5. Антропология

  6. Этика сострадания

  7. Эстетика

1. Понятие неклассической философии

Принято считать, что неклассическая философия берет свое начало в трудах Шопенгауэра, вышедших в свет в первой половине 18 века. Философские работы Шопенгауэра заложили фундамент философии иррационализма, выступившей с резкой критикой рационалистической системы Гегеля с его абсолютизацией логики.

Черты классической философии

Черты неклассической философии

«Я мыслю, следовательно существую»
Понять – познать

Первоначало вечное, неизменное, самотождественное

«Я желаю (волю) следовательно, я существую»

Понять – пережить

Первоначало - время, становление, творчество


2. Афоризмы

«Высшее благо для человека – здоровье, молодость, свобода, но человек осознает их как благо, только потеряв их»;
«Наш мир – наихудший из возможных миров» (Лейбниц считал иначе);
«Лучший жребий для человека – вовсе не родиться на свет»;
«Наш мир – госпиталь неизлечимых»;
«Прогресс – сновидение 19 века, у каждого века есть свои сны»;
«С точки зрения молодости жизнь – бесконечно долгое будущее, с точки зрения старости жизнь - очень короткое прошлое»;
«Государство – намордник»
3. Биография

Артур Шопенгауэр (1788-1860) в городе Данциг. Отец отдал в школу купцов. Обладал лингвистическими способностями, говорил на 4х языках в 15 лет. Учился Геттингенгском университете на медицинском факультете. Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин – вечного источника ссор и волнений. «Философия Гегеля – скверная, омерзительная» - Шопенгауэр. Кант и Гёте приклонялся, их портреты висели на стене. Последние 30 лет живет во Франкфурте на Майне.
Работы: книга «О четверояком корне закона достаточного основания», «Афоризмы житейской мудрости», «Мир как воля и представление»

4. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр рассматривает мир с двух сторон: со стороны явления и сущности. Мир со стороны явления – представление. Мир со стороны сущности – воля.
Знание о мире обусловлено человеком как познающего. Время, пространство и причинность – это формы нашего представления. Мы видим мир таким, каким его позволяет видеть наша способность представления: «Человек не знает ни солнца, ни земли, но он знает только глаз, который видит солнце и руку, которая осязает землю». Пространство и время представляют мир множественным и разобщенным, но это лишь иллюзия. Мир как представление – майя, покрывало, скрывающее сущность мира. В глубине же сущность мира едина и это единство мира философы называют волей.
Сущность воли иррациональна. Её можно определить как вечное желание, жажда хотения. У воли нет конечной цели, так как каждая достигнутая цель является началом нового стремления и так до бесконечности. Самое сильное проявление воли – воля к жизни. Шопенгауэр высказывался против самоубийства. Два фундаментальных инстинкта, в которых являет себя воля к жизни – инстинкт самосохранения и половой инстинкт. Жизнь отдельного существа как природного создания направлена к смерти и в том проявляется бессмысленность бытия.
Смысл может и должен нести сам человек как разумное и этическое существо.

5. Антропология

Мир – лестница объективации воли, на вершине которой находится человек. Впервые в истории философии Шопенгауэр определяет человека не как разумное существо, а как валящее существо.
«Человек – сплошная нужда, переплетение тысячи потребностей. Человек – самое страдающее существо, так как он один осознает свою смертность»
В своём учении о человеке и мире Шопенгауэр разделяет ключевые истины буддизма, поэтому его философию называют западным вариантом восточного буддизма. 4 благородные истины буддизма:

  1. Жизнь – есть страдание

  2. Причина страдания – желания

  3. Есть путь к прекращению страданий

  4. Нирвана – состояние высшего блаженства

На пути к достижению нирваны человеку препятствует эгоизм. Человек, единственным мотивом поступков которого является эгоизм, представляет собой лишь маленькую дробь идеи человечества. Что может вернуть человеку утраченную целостность, примирить его с другими и с самим собой?

  1. Этика сострадания.

Назначение человека - привнести смысл в бессмысленный мир, этим смыслом оказывается сострадание.
Сострадание – точно соприкосновения Я и НЕ Я, бескорыстная любовь к несущим такой же крест. Сострадание – величайшее таинство этики.
Шопенгауэр оценивает всё принципом сострадания. Заблуждение Декарта об абсолютном различии человека и животного основывалось на принципе разума. Тот, кто жесток к животным, не может быть добрым человеком.
Человек должен утверждать в своих поступках принцип ценности жизни. Впервые Шопенгауэр выступил с критикой безудержной активности запада, противопоставив её ценность покоя и созерцания.
Три пути свободы от воли:

  1. Этический путь (через сострадание);

  2. Эстетический путь (через творчество);

  3. Религиозный путь (через аскезу – самоограничение)

  1. Эстетика

В эстетике Шопенгауэр исследует творчество гения. Благодаря силе интуиции гений способен возноситься в мир идей, созерцая который он понимает, каким должен быть мир. Глубина понимания зависит от способности к незаинтересованному созерцанию прекрасного. Свобода от интереса не означает безразличия. Требования незаинтересованности направлены на защиту прекрасного от нас самих: от опасного стремления обладания прекрасного объекта.