ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немецкая классическая философия
Критическая философия Канта
План
-
Цитаты Канта -
Личность Канта -
Понятие философии -
Теоретическая философия -
Практическая философия
1. «Две вещи удивляют меня: это звездное небо над головой и моральный закон во мне».
«Разум – магнит, а страсть – вихрь».
«Жизнь человека, преданного только наслаждению без рассудительности и нравственности, не имеет никакой цены».
«В каждой естественной науке столько истины, сколько в ней математики».
«Тот, кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не сможет радоваться ей».
«Красота безотносительна к чувству субъекта сама по себе ничто».
«Дайте человеку всё, что он пожелает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё».
2. Родился в Кёнигсберге (Калининград) в многодетной семье шорника (изготавливает упряжки)
Кант говорил, что свою мать он никогда не забудет, ибо она посеяла и питала первое зерно добра во мне. Благодаря собственной гигиенической программе ему удалось прожить до 80 лет. Три момента: забота о сне (22:00 до 05:00, если сон не приходил, то произносил слово Цицерон), ежедневные прогулки в одно и то же время, трапеза (13:00 до 16:00).
Вышеславцев: «Каждый большой философ продолжает диалог с Кантом, даже не будучи кантианцем»
3. Философия – идея совершенной мудрости, указывающая на последние цели человеческого разума. Согласно Канту философия должна ответить на 4 вопроса:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен делать
3) На что я могу надеяться?
4) Что такое человек?
Человек находится в центре кантовского исследования. Человек – деятельное существо способное к творческому преобразованию себя и мира.
Можно выделить два подхода к раскрытию сущности человека: первый рассматривает человека как единство двух миров (феноменальный мир – мир явлений и ноуминальный мир - мир сущности); второй подход говорит о том, что человек – средоточие способностей души.
Кант выделяет следующие три способности: познавательная, способность желания, чувство удовольствия и неудовольствия. По убеждению Канта философия должна изучать указанные способности души и их априорные (высшие, доопытные) формы. Изучению этих способностей посвящены три критики Канта:
«Критика чистого разума» КЧР (1781), «Критика практического разума» КПР (1788), «Критика способности суждения» (1790)
Название критики | Исследуемая способность души | Какую функцию выполняет? | На что направлена? |
| Познавательная способность | Познает | Познает природу (мир сущего) |
| Чувство удовольствия и неудовольствия | Оценивает | Искусство |
| Способность желания | Желает | Свободу |
Все три критики написаны в критический период. В творчестве Канта принято выделять два периода: докритический и критический. 1770 – окончание первого периода, связанного со стремлением Канта познать мир таким, каков он есть. В критический период Кант отрицает за наукой возможность познать вещи такими, какими они существуют сами по себе.
Эта позиция получила название агностицизм. Любой агностик рассматривает вещь с двух сторон - со стороны явления и со стороны сущности. Нововведение Канта – вещь в себе. Своё философское открытие Кант сравнивал с революцией, осуществленной Коперником (солнце – познающий, вокруг – объект познания). Кант переход от исследования объектов разума к исследованию самого разума.
Критика = исследование
-
Теоретическая философия Канта
Философия Канта изложена в КЧР (1 критика). В этой критике Кант исследует познавательную способность: чувственность (пространство и время); мышление (рассудок 12 категорий и разум 3 идеи). В работе КЧР Кант ставит 2 вопроса:
-
Как возможна наука? -
Что я могу знать?
Любая наука начинается с эмпирических данных, но претендует на универсальность полученных ею знаний. Откуда законы науки черпают свою всеобщность, ведь факты сами по себе единичны и случайны.
По критерию отношения к опыту все суждения делятся на априорные (опытные) и апостериорные (неопытные).
Критерий – связь между субъектом (подлежащее) и предикатом (сказуемое). Аналитические (предикат из субъекта, все кольца круглые) и синтетические суждения (предикат нельзя вынести из субъекта, мое кольцо золотое).
Суждения науки могут быть только априорными синтетическими.
-
Практическая философия Канта
Этика Канта «КПР»
Способность желания низшая (берет человека таким, каков он есть) и высшая (Рассматривает человека таким, каким он должен быть с точки зрения его назначения. Назначение человека – быть моральным существом и создать моральный мир). Моральный мир – мир целей, в котором каждый человек обладает абсолютной ценностью как для себя, так и для другого.
Категорический императив – высший моральный закон, априорный принцип этики Канта.
«Относись к другому и самому себе всегда как к цели и никогда как к средству».
«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла обладать всеобщностью».
Поступки Кант разделяет на легальные и моральные.
Неклассическая философия. Волюнтаризм Шопенгауэра.
План
-
Понятие неклассической философии -
Афоризмы -
Биография -
Мир как представление и мир как воля -
Антропология -
Этика сострадания -
Эстетика
1. Понятие неклассической философии
Принято считать, что неклассическая философия берет свое начало в трудах Шопенгауэра, вышедших в свет в первой половине 18 века. Философские работы Шопенгауэра заложили фундамент философии иррационализма, выступившей с резкой критикой рационалистической системы Гегеля с его абсолютизацией логики.
Черты классической философии | Черты неклассической философии |
«Я мыслю, следовательно существую» Понять – познать Первоначало вечное, неизменное, самотождественное | «Я желаю (волю) следовательно, я существую» Понять – пережить Первоначало - время, становление, творчество |
2. Афоризмы
«Высшее благо для человека – здоровье, молодость, свобода, но человек осознает их как благо, только потеряв их»;
«Наш мир – наихудший из возможных миров» (Лейбниц считал иначе);
«Лучший жребий для человека – вовсе не родиться на свет»;
«Наш мир – госпиталь неизлечимых»;
«Прогресс – сновидение 19 века, у каждого века есть свои сны»;
«С точки зрения молодости жизнь – бесконечно долгое будущее, с точки зрения старости жизнь - очень короткое прошлое»;
«Государство – намордник»
3. Биография
Артур Шопенгауэр (1788-1860) в городе Данциг. Отец отдал в школу купцов. Обладал лингвистическими способностями, говорил на 4х языках в 15 лет. Учился Геттингенгском университете на медицинском факультете. Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин – вечного источника ссор и волнений. «Философия Гегеля – скверная, омерзительная» - Шопенгауэр. Кант и Гёте приклонялся, их портреты висели на стене. Последние 30 лет живет во Франкфурте на Майне.
Работы: книга «О четверояком корне закона достаточного основания», «Афоризмы житейской мудрости», «Мир как воля и представление»
4. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр рассматривает мир с двух сторон: со стороны явления и сущности. Мир со стороны явления – представление. Мир со стороны сущности – воля.
Знание о мире обусловлено человеком как познающего. Время, пространство и причинность – это формы нашего представления. Мы видим мир таким, каким его позволяет видеть наша способность представления: «Человек не знает ни солнца, ни земли, но он знает только глаз, который видит солнце и руку, которая осязает землю». Пространство и время представляют мир множественным и разобщенным, но это лишь иллюзия. Мир как представление – майя, покрывало, скрывающее сущность мира. В глубине же сущность мира едина и это единство мира философы называют волей.
Сущность воли иррациональна. Её можно определить как вечное желание, жажда хотения. У воли нет конечной цели, так как каждая достигнутая цель является началом нового стремления и так до бесконечности. Самое сильное проявление воли – воля к жизни. Шопенгауэр высказывался против самоубийства. Два фундаментальных инстинкта, в которых являет себя воля к жизни – инстинкт самосохранения и половой инстинкт. Жизнь отдельного существа как природного создания направлена к смерти и в том проявляется бессмысленность бытия.
Смысл может и должен нести сам человек как разумное и этическое существо.
5. Антропология
Мир – лестница объективации воли, на вершине которой находится человек. Впервые в истории философии Шопенгауэр определяет человека не как разумное существо, а как валящее существо.
«Человек – сплошная нужда, переплетение тысячи потребностей. Человек – самое страдающее существо, так как он один осознает свою смертность»
В своём учении о человеке и мире Шопенгауэр разделяет ключевые истины буддизма, поэтому его философию называют западным вариантом восточного буддизма. 4 благородные истины буддизма:
-
Жизнь – есть страдание -
Причина страдания – желания -
Есть путь к прекращению страданий -
Нирвана – состояние высшего блаженства
На пути к достижению нирваны человеку препятствует эгоизм. Человек, единственным мотивом поступков которого является эгоизм, представляет собой лишь маленькую дробь идеи человечества. Что может вернуть человеку утраченную целостность, примирить его с другими и с самим собой?
-
Этика сострадания.
Назначение человека - привнести смысл в бессмысленный мир, этим смыслом оказывается сострадание.
Сострадание – точно соприкосновения Я и НЕ Я, бескорыстная любовь к несущим такой же крест. Сострадание – величайшее таинство этики.
Шопенгауэр оценивает всё принципом сострадания. Заблуждение Декарта об абсолютном различии человека и животного основывалось на принципе разума. Тот, кто жесток к животным, не может быть добрым человеком.
Человек должен утверждать в своих поступках принцип ценности жизни. Впервые Шопенгауэр выступил с критикой безудержной активности запада, противопоставив её ценность покоя и созерцания.
Три пути свободы от воли:
-
Этический путь (через сострадание); -
Эстетический путь (через творчество); -
Религиозный путь (через аскезу – самоограничение)
-
Эстетика
В эстетике Шопенгауэр исследует творчество гения. Благодаря силе интуиции гений способен возноситься в мир идей, созерцая который он понимает, каким должен быть мир. Глубина понимания зависит от способности к незаинтересованному созерцанию прекрасного. Свобода от интереса не означает безразличия. Требования незаинтересованности направлены на защиту прекрасного от нас самих: от опасного стремления обладания прекрасного объекта.