Файл: 1 глава. Теоретические основы развития орфографической зоркости младших школьников при изучении корня слова 1 понятие Орфографическая зоркость в педагогической литературе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
5. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2.Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5.Чтение по предложениям.
6.Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время(1-2мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
6. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
7. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Самодиктант
·Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительную память.
· Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
· «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
·Словарный диктант.
9. Орфографические минутки
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
1.3 Орфограммы изучаемые при ознакомлении с основными морфемами слова
Базовыми для овладения школьниками правописной грамотностью являются следующие орфографические понятия:
орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки и условия выбора орфограммы, орфографическое правило, орфографическая ошибка.
Написания в словах делятся на две группы: написания по произношению («пишу, что слышу»), например дно, пол, слива, и написания не по произношению(«пишу не так, как слышу»), например топор – в корне первая буква о произносится как [а]: [тапор]. И если в первом случае учащиеся пишут слова верно, то во втором случае возникают трудности в написании. Написания не по произношению называются орфограммами, т.е. правильными написаниями.
Овладение грамотным письмом начинается с умения предвидеть в устном слове (перед его записью) и видеть в записанном слове «точки» применения правил, т.е. возможные орфограммы. это умение и называют орфографической зоркостью. Ее формирование опирается на знание особых примет в словах – опознавательных признаков.
Чтобы выбрать орфограмму, ученик должен знать условия ее выбора, которые представлены в виде соответствующей орфографической инструкции. Пользуясь этой инструкцией, ученик выбирает из антонимического ряда «орфограмма/ошибка» орфограмму, т.е. правильное написание.
Большинство орфографических правил содержит в себе такой опознавательный признак, как место нахождения орфограммы. Поэтому правописание слов часто связано с таким разделом языка, как морфемика. Умение членить слово на морфемы во многом определяет качество усвоения школьниками орфографических правил.
Так, слова сделать и здоровье начинаются с одного звука [з], но с разных букв. Написание данных слов зависит от состава слова. В первом случае в слове есть приставка, во втором случае ее нет. Написание букв и/ы после ц зависит от того, где они находятся – в суффиксе или в корне.
Известно, что орфографическая ошибка может появиться там, где ученик неверно разобрался в составе слова, неправильно квалифицировал ту значимую часть слова, в которой находится орфограмма, в результате чего он при выборе написания руководствуется не тем орфографическим правилом.
Вот пример суждений ученика: «в словах во…петь, во…хвалять, во..чик пишем букву с, так как за приставкой на -з/-с стоят глухие согласные». При этом у ученика не возникает мысли, что слово возчик пишется с буквой з, что там другая орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова (
возчик - возить). Подобные орфографические ошибки являются распространенными в школьной практике, они характерны для таких орфографических случаев, когда требуется учитывать структуру слова: длинный длин(а) + -н-; гусиный гусь + -ин-. То есть следует отметить первостепенное значение для учащихся знания морфемного состава слова, что особенно важно для формирования орфографических навыков.
С основными понятиями морфемики учащиеся знакомятся в начальной школе. Это, прежде всего, такие понятия как корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, морфемный разбор. Ученики не только разбирают слова по составу, но и учатся понимать значения морфем в отдельности, а также то значение, которое морфема придает слову. Так осознанное членение слова с учетом знания выделяемых в нем морфем помогает предупредить появление в устной и письменной речи учащихся и тех видов ошибок, которые заключаются в нарушении нормативной структуры слова: надсмешка, хоккейничьи турниры, играет пианинщик, цветок сгиб, это показалось мне обидчивым и др.
Овладение умением морфемного анализа слова имеет большое значение, поскольку является базовым в процессе формирования важнейших умений в области языка – владение орфографической грамотностью, умение систематизировать и обобщать знания по орфографии, умение лингвистически анализировать текст разных типов и стилей, умение анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов и др.
Морфемный анализ слова важен не сам по себе, а главным образом в интересах правописания. Поэтому для разбора нужно подбирать слова, связанные с орфографическими трудностями. Закрепить знания о составе слова, умение членить его на морфемы и, соответственно, видеть в этих морфемах орфограммы помогают следующие виды упражнений, которые я применяю на уроках:
1. Выписать из предложения слова, соответствующие схеме. Например: из предложения Заплыв продолжался более тридцати минут найти слово, соответствующее схеме (это слово заплыв). Какая орфограмма есть в этом слове? (парная согласная в корне, в данном случае на конце слова)
2. Подобрать слова по предложенной модели. Какие трудности в написании этих слов встречаются?
3. Заполнить таблицу примерами:
4. Игра «Составь слово». Нужно составить слово из разных морфем предложенных учителем слов:
Приставка в слове замолчать,
А корень в слове вязать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове каска.
Получилось слово завязка. Какая орфограмма есть в этом слове? Подберите 2-3 слова с этой орфограммой.
В дальнейшем, когда дети научатся этой игре, предлагаю им самим придумывать материал для этой игры, по большей части в стихотворной форме.
5. Найти лишнее слово в ряде и объяснить, почему оно лишнее: отобрать, отогнать, отопить, оторвать.
6. Записать слова, выделяя в них приставки, одинаковые ли они? Пододеяльник, подобный, подол, подожженный, подорожный, подотчетный, подоходный, подошва.
7. Распределите слова в таблице:
Обобщать, обобрать, оболочка, обочина, обогатить, обогреть, обогнать, обоготворить, ободок, ободрить.
8. Выписать слова, имеющие суффикс –ок: чулок, мешок, молоток, кусок, клок, мелок, срок, клубок, бок, брусок, стрелок.
9. От данных существительных образовать и записать слова с суффиксом -к- (рыба – рыбка). Объяснить, в чем особенность произношения и написания последнего согласного звука корня в образованных словах.
Ягода, береза, трава, тетрадь, морковь, лошадь, канава, голова, борода.
10. Вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -снег-/-снеж-
Скоро зима. Замелькают в воздухе…(снежинки). Теплым одеялом укроет…(снег) землю. …(снежные) метели заметут лесные тропы. А детям радость! Будут лепить …(снеговиков). Разобрать вставленные слова по составу.
11. Чем барабанщик отличается от барабанчика? Объяснить отличия. Назовите орфограммы, которые есть в этих словах.
Очень эффективным приемом являются задания типа «Расскажи о слове». Учащимся предлагаются отдельные морфемы, а дети «считывают» информацию о словах по этим морфемам:
-ами (существительное множественного числа в творительном падеже).
-ишь (глагол 2 спряжения в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа) и др. Тут же ученики подбирают слова с данными морфемами. Далее можно усложнить задачу – изменить один из признаков данного слова. Например: записать рядом это же слово в единственном, а не во множественном числе. Это задание особенно эффективно в парах, когда один придумывает морфему, а другой угадывает.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
5. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2.Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5.Чтение по предложениям.
6.Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время(1-2мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
6. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
7. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Самодиктант
·Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительную память.
· Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
· «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
·Словарный диктант.
9. Орфографические минутки
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
1.3 Орфограммы изучаемые при ознакомлении с основными морфемами слова
Базовыми для овладения школьниками правописной грамотностью являются следующие орфографические понятия:
орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки и условия выбора орфограммы, орфографическое правило, орфографическая ошибка.
Написания в словах делятся на две группы: написания по произношению («пишу, что слышу»), например дно, пол, слива, и написания не по произношению(«пишу не так, как слышу»), например топор – в корне первая буква о произносится как [а]: [тапор]. И если в первом случае учащиеся пишут слова верно, то во втором случае возникают трудности в написании. Написания не по произношению называются орфограммами, т.е. правильными написаниями.
Овладение грамотным письмом начинается с умения предвидеть в устном слове (перед его записью) и видеть в записанном слове «точки» применения правил, т.е. возможные орфограммы. это умение и называют орфографической зоркостью. Ее формирование опирается на знание особых примет в словах – опознавательных признаков.
Чтобы выбрать орфограмму, ученик должен знать условия ее выбора, которые представлены в виде соответствующей орфографической инструкции. Пользуясь этой инструкцией, ученик выбирает из антонимического ряда «орфограмма/ошибка» орфограмму, т.е. правильное написание.
Большинство орфографических правил содержит в себе такой опознавательный признак, как место нахождения орфограммы. Поэтому правописание слов часто связано с таким разделом языка, как морфемика. Умение членить слово на морфемы во многом определяет качество усвоения школьниками орфографических правил.
Так, слова сделать и здоровье начинаются с одного звука [з], но с разных букв. Написание данных слов зависит от состава слова. В первом случае в слове есть приставка, во втором случае ее нет. Написание букв и/ы после ц зависит от того, где они находятся – в суффиксе или в корне.
Известно, что орфографическая ошибка может появиться там, где ученик неверно разобрался в составе слова, неправильно квалифицировал ту значимую часть слова, в которой находится орфограмма, в результате чего он при выборе написания руководствуется не тем орфографическим правилом.
Вот пример суждений ученика: «в словах во…петь, во…хвалять, во..чик пишем букву с, так как за приставкой на -з/-с стоят глухие согласные». При этом у ученика не возникает мысли, что слово возчик пишется с буквой з, что там другая орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова (
возчик - возить). Подобные орфографические ошибки являются распространенными в школьной практике, они характерны для таких орфографических случаев, когда требуется учитывать структуру слова: длинный длин(а) + -н-; гусиный гусь + -ин-. То есть следует отметить первостепенное значение для учащихся знания морфемного состава слова, что особенно важно для формирования орфографических навыков.
С основными понятиями морфемики учащиеся знакомятся в начальной школе. Это, прежде всего, такие понятия как корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, морфемный разбор. Ученики не только разбирают слова по составу, но и учатся понимать значения морфем в отдельности, а также то значение, которое морфема придает слову. Так осознанное членение слова с учетом знания выделяемых в нем морфем помогает предупредить появление в устной и письменной речи учащихся и тех видов ошибок, которые заключаются в нарушении нормативной структуры слова: надсмешка, хоккейничьи турниры, играет пианинщик, цветок сгиб, это показалось мне обидчивым и др.
Овладение умением морфемного анализа слова имеет большое значение, поскольку является базовым в процессе формирования важнейших умений в области языка – владение орфографической грамотностью, умение систематизировать и обобщать знания по орфографии, умение лингвистически анализировать текст разных типов и стилей, умение анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов и др.
Морфемный анализ слова важен не сам по себе, а главным образом в интересах правописания. Поэтому для разбора нужно подбирать слова, связанные с орфографическими трудностями. Закрепить знания о составе слова, умение членить его на морфемы и, соответственно, видеть в этих морфемах орфограммы помогают следующие виды упражнений, которые я применяю на уроках:
1. Выписать из предложения слова, соответствующие схеме. Например: из предложения Заплыв продолжался более тридцати минут найти слово, соответствующее схеме (это слово заплыв). Какая орфограмма есть в этом слове? (парная согласная в корне, в данном случае на конце слова)
2. Подобрать слова по предложенной модели. Какие трудности в написании этих слов встречаются?
3. Заполнить таблицу примерами:
| | | | |
пере | ход | и | ть | |
рас | крас | не | ть | ся |
| сапож | ищ | е | |
4. Игра «Составь слово». Нужно составить слово из разных морфем предложенных учителем слов:
Приставка в слове замолчать,
А корень в слове вязать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове каска.
Получилось слово завязка. Какая орфограмма есть в этом слове? Подберите 2-3 слова с этой орфограммой.
В дальнейшем, когда дети научатся этой игре, предлагаю им самим придумывать материал для этой игры, по большей части в стихотворной форме.
5. Найти лишнее слово в ряде и объяснить, почему оно лишнее: отобрать, отогнать, отопить, оторвать.
6. Записать слова, выделяя в них приставки, одинаковые ли они? Пододеяльник, подобный, подол, подожженный, подорожный, подотчетный, подоходный, подошва.
7. Распределите слова в таблице:
О- | Об- | Обо- | Нет приставки |
| | | |
Обобщать, обобрать, оболочка, обочина, обогатить, обогреть, обогнать, обоготворить, ободок, ободрить.
8. Выписать слова, имеющие суффикс –ок: чулок, мешок, молоток, кусок, клок, мелок, срок, клубок, бок, брусок, стрелок.
9. От данных существительных образовать и записать слова с суффиксом -к- (рыба – рыбка). Объяснить, в чем особенность произношения и написания последнего согласного звука корня в образованных словах.
Ягода, береза, трава, тетрадь, морковь, лошадь, канава, голова, борода.
10. Вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -снег-/-снеж-
Скоро зима. Замелькают в воздухе…(снежинки). Теплым одеялом укроет…(снег) землю. …(снежные) метели заметут лесные тропы. А детям радость! Будут лепить …(снеговиков). Разобрать вставленные слова по составу.
11. Чем барабанщик отличается от барабанчика? Объяснить отличия. Назовите орфограммы, которые есть в этих словах.
Очень эффективным приемом являются задания типа «Расскажи о слове». Учащимся предлагаются отдельные морфемы, а дети «считывают» информацию о словах по этим морфемам:
-ами (существительное множественного числа в творительном падеже).
-ишь (глагол 2 спряжения в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа) и др. Тут же ученики подбирают слова с данными морфемами. Далее можно усложнить задачу – изменить один из признаков данного слова. Например: записать рядом это же слово в единственном, а не во множественном числе. Это задание особенно эффективно в парах, когда один придумывает морфему, а другой угадывает.