Файл: 1 глава. Теоретические основы развития орфографической зоркости младших школьников при изучении корня слова 1 понятие Орфографическая зоркость в педагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формируя у учащихся представление о морфеме как значимой части слова, нельзя не остановиться на работе с однокоренными словами. Корень – основная морфема, без которой не существует знаменательное слово. Эта морфема дает наибольшее количество орфографических ошибок. Это неслучайно, т.к. корней в русском языке тысячи, а служебных морфем (приставок и суффиксов) – только около пятисот.

Правописание корней зависит от их семантики, сложным в этом является наличие в языке корней-синонимов. Так, при изучении орфограммы «Чередование О/А в корнях -КОС-/-КАС-» возникают типичные орфографические ошибки. Эти корни имеют значение «дотрагиваться чем-либо до чего-либо» и чередование букв в этих корнях зависит от наличия суффикса -а- после корня, этим мотивируют ученики написание слова касарь, хотя здесь суффикс -ар- и вообще корень с другим значением.

Для различения корней-омонимов анализируются тексты, в которых встречаются слова с такими корнями. Сначала мы работаем с готовыми текстами. Например: Понимаете, ребята, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды. Может он быть подводником или проводником, или, скажем, быть заводилой, или водителем трамвая, или водопроводчиком, или выдавать себя за руководителя или хозяина завода, словом, какая-нибудь вода, тут быть должна.(К.Чуковский) Затем я предлагаю ученикам составить подобные тексты самим. Эта работа их увлекает, она позволяет развивать не только орфографические навыки, но и умение составлять связный текст.

В дальнейшем умение установить существующую зависимость орфографических и морфемных явлений совершенствуется в ходе выполнения заданий, нацеливающих на более широкие обобщения. Например:

1. Перечислить орфографические правила, которые опираются на умение выделять в слове корень (суффикс/приставку/окончание).

2. Доказать, что для написания о или е после шипящих нужно уметь правильно разбирать слово по составу.

3. На примере данных слов доказать, что безошибочное написание корня зависит от умения правильно выделять эту значимую часть слова и подбирать однокоренные слова. Например: обогреть – обагрить, отварить – отворить.

4. Графически объяснить выбор пропущенных букв в словах р..скошный и р..сколоть. Сделать вывод о написании этих слов.

5. Используя данный пример, доказать, что орфографическая грамотность во многом зависит от умения разбирать слово по составу:


Деревенский ст..р..жил

Сад колхозный ст..р..жил.

6. Поясняя правописание гласных в корнях слова, ученик подобрал к этим словам однокоренные. Объяснить, правильно ли он сделал это задание: диван – дивный, брошюра – брошенный, часы – частный, гневиться - огнем

Не менее интересным приемом работы является создание лингвистических сказок. Это уже более сложный уровень работы. Учащимся нужно не только подобрать орфограммы, написание которых зависит от расположения в определенной морфеме, но и творчески их переработать, создать оригинальный и запоминающийся текст. Ученики могут работать группами или в парах, затем они читают в классе, остальные подбирают слова с орфограммой из сказки. Например:

Сказка о разделительных знаках

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды Незнайкин писал диктант: сел кашу, пю воду, веду сёмку. Он очень старательно выводил слова.

Ой-ой-ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показываться в обществе: нас на смех поднимут!

А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.

А мы неправильно написаны! И ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [й,э], [й,о], [й,у], [й,а], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который стоит перед нами в корне. Ты потерял наших помощников, и теперь все думают, что эти слова так и должны писаться. Но это не так! Нужно писать съел кашу, пью воду, веду съёмку.

С тех пор Незнайкинстал очень внимательно относиться к буквам, которые ничего не обозначают, но другим помогают

После прочтения данной сказки ученики подбирают слова с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь». Создать лингвистическую сказку можно практически на любое правило. Это очень увлекательно и интересно, ученики с удовольствием пишут и работают с ними. Ведь это связный текст, на основе которого можно изучать не только орфограммы, но и проводить комплексный анализ текста.