Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.2 Понятие исследования

Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса

Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации

Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой

Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге.

Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности

Тема 1.7 Методы научного исследования

Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта

Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта

Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта

Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта

Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы

Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте

Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание

Тема 3.4 Правила оформления презентации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМА (наименование)

СОДЕРЖАНИЕ (план)

ВВЕДЕНИЕ

1. НАИМЕНОВАНИЕ

2. НАИМЕНОВАНИЕ

3. НАИМЕНОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3

1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5

2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9

3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20

В приложения 3, 4, 5 обязательно загляни.



Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления)  затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого 
метода, например, для изучения экономических явлений предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих их свойствах и вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения.

Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.



Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Моделирование — метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.

Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так, методы физики, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

В социально-гуманитарных науках в числе специальных методов используются:

- анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ);

- опросы, интервью, тестирование;

- биографический и автобиографический методы;

- метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;

- игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);

- метод экспертных оценокзаключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА


Тема 2.1 Структура индивидуального проекта

В индивидуальном проекте должны содержаться следующие структурные части в порядке их следования:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основная часть;

- заключение (выводы);

- список использованных источников: не менее 10. Нормативно-правовые акты должны быть  указаны в последней редакции. При написании работы можно использовать литератур и учебники, изданные не раннее, чем за последние 5 лет, т.е.  в 2019 г. можно указывать литературу и учебники, изданные не раннее 2014 г. Периодические издания должны быть изданы не раннее 2016;

- приложения.

Объем научно-исследовательской работы составляет 15-20 страниц, включая титульный лист, но,  не включая приложения.

Принятые в научной работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка на отдельном листе перед структурным элементом «ВВЕДЕНИЕ».

Список сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.

Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в дипломной работе менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте дипломной работы при первом упоминании. 

Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта


Введение является очень важной составной частью индивидуального проекта. Введение раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной проблемы и представляет схему проведения научного исследования.

Введение индивидуального проекта, как правило, занимает 1,5- 2 страницы печатного текста.

Во введение должно быть отражено:

- актуальность (современность и важность темы);

- степень изученности;

Пример: (не) многие авторы изучали данную тему … перечислить авторов

- цель работы;

- задачи работы;


- объект исследования;

- предмет исследования;

- методы исследования;

- краткая характеристика структуры работы.

Актуальность темы индивидуального проекта характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Для раскрытия актуальности могут присутствовать следующие слова: актуальность данной проблемы (темы) связана с тем …. или актуальность работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными.

Объект исследования  работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.

Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта научной работы.