Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса
Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации
Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой
Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности
Тема 1.7 Методы научного исследования
Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта
Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта
Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта
Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта
Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы
Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте
Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание
Тема 3.4 Правила оформления презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5
2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9
3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.
В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.
Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления) затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого
метода, например, для изучения экономических явлений предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих их свойствах и вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития.
Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.
При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.
При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.
К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.
В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.
Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения.
Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.
Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.
Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Моделирование — метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.
Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так, методы физики, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.
В социально-гуманитарных науках в числе специальных методов используются:
- анализ документов - качественный и количественный (контент-анализ);
- опросы, интервью, тестирование;
- биографический и автобиографический методы;
- метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;
- игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);
- метод экспертных оценокзаключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Тема 2.1 Структура индивидуального проекта
В индивидуальном проекте должны содержаться следующие структурные части в порядке их следования:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основная часть;
- заключение (выводы);
- список использованных источников: не менее 10. Нормативно-правовые акты должны быть указаны в последней редакции. При написании работы можно использовать литератур и учебники, изданные не раннее, чем за последние 5 лет, т.е. в 2019 г. можно указывать литературу и учебники, изданные не раннее 2014 г. Периодические издания должны быть изданы не раннее 2016;
- приложения.
Объем научно-исследовательской работы составляет 15-20 страниц, включая титульный лист, но, не включая приложения.
Принятые в научной работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка на отдельном листе перед структурным элементом «ВВЕДЕНИЕ».
Список сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.
Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в дипломной работе менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте дипломной работы при первом упоминании.
Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта
Введение является очень важной составной частью индивидуального проекта. Введение раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной проблемы и представляет схему проведения научного исследования.
Введение индивидуального проекта, как правило, занимает 1,5- 2 страницы печатного текста.
Во введение должно быть отражено:
- актуальность (современность и важность темы);
- степень изученности;
Пример: (не) многие авторы изучали данную тему … перечислить авторов
- цель работы;
- задачи работы;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- методы исследования;
- краткая характеристика структуры работы.
Актуальность темы индивидуального проекта характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.
Для раскрытия актуальности могут присутствовать следующие слова: актуальность данной проблемы (темы) связана с тем …. или актуальность работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными.
Объект исследования работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.
Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.
Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта научной работы.