Файл: Программа коррекционного курса Коррекционноразвивающие занятия с учителемдефектологом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13

осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

решать логические задачи на развитие аналитических способностей и

способностей рассуждать;

находить несколько способов решения задач.
6. Содержание коррекционно-развивающего курса
1 класс
Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной
деятельность:
Интеллектуальное развитие.
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности.
Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие речи.
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной
деятельности:
Развитие внимания.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” -1-й уровень (с указкой у доски); игры:
“Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия - слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти.
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
2 класс
Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной
деятельность:
Интеллектуальное развитие.


14
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”,
“Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Развитие речи.
Обогащение словаря, формирование навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной
деятельности:
Развитие внимания.
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант”
(двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” - 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров
(“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие восприятия и воображения.
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.
Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь,
“Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти.
Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5-7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
3 класс
Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной
деятельность:
Интеллектуальное развитие.
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой.
Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие речи.
Обогащение словаря, совершенствование навыков чтения и письма
(орфографической зоркости), активизация моторно-двигательной артикуляции.


15
Чтение, для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной
деятельности:
Развитие внимания.
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” - 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти.
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра
“Волшебный мешочек”.
4 класс
Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной
деятельность:
Интеллектуальное развитие.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно- логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3- го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие речи.
Обогащение словаря, совершенствование навыков чтения и письма
(орфографической зоркости), активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной
деятельности:
Развитие внимания.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие восприятия и воображения.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.


16
Развитие памяти.
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Направления
работы
Основные задачи реализации содержания
Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной
деятельности
Сенсомоторное развитие
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов
Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении
(класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Развитие мнемических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирования умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной деятельности:
Формирование навыка письма
- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- звукобуквенный анализ слова;
- формирование навыка внимательного письма.
Формирование навыка чтения
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;
- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных


17 изображением;
- обучение составлению предложений из слов;
- обучение схематической записи слов, предложений.
Формирование элементарных математических представлений
- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);
- состав числа;
- счётные операции;
- решение и составление задач;
- геометрические фигуры;
- цвет, форма, размер предметов;
Формирование представлений об окружающем мире
- познакомить учащихся с особенностями содержания предмета
«Окружающий мир»
- развивать интерес к изучению данного предмета
- воспитывать бережное отношение к природе
-понимание значения изучения курса «Окружающий мир»
-понимание необходимости бережного отношения к природе
-получение знаний о том, что такое «Окружающий мир»
-получение знаний об особенностях содержания предмета
-называть и различать окружающие предметы и их признаки
-уметь устанавливать правильную последовательность событий
-определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд
-определять свое продвижение в овладение содержанием курса, что усвоено, что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы
-называть и различать окружающие предметы и их признаки
-сравнивать объекты, выделяя сходства и различия
-отвечать на вопросы, задавать вопросы

18
7. Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
1 класс - 64 часа

п/п