Файл: Контрольнокурсовая работа Социальноэкономическая эффективность природопользования и охраны окружающей среды тема контрольнокурсовой работы студент гр. 720191пб белякина В. А. И. О. Фамилия Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если механизм платы  за право пользования землей, недрами, водой и лесом разработан и утвержден законодательством, то в отношении остальных природных ресурсов еще необходимо провести ряд научно-исследовательских работ в этой области (особенно по проблеме рационального использования кислорода и платы за него). Что же касается платы за загрязнение ОС, то несмотря то, что «Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» существует, взимание платы за радиоактивные, шумовые, электромагнитные, бактериальные загрязнения ОС не осуществляется из-за отсутствия методических разработок. Тем более полностью отсутствуют хотя бы какие-то наброски по этой проблеме относительно кислорода.

Что касается системы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны ОС, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ «Об охране окружающей среды», на практике она не применяется из-за усложненной процедуры оформления налоговых и других льгот.

Известно, насколько серьезный  ущерб хозяйствованию наносит аварийное  загрязнение ОС. Его доля в общем  объеме загрязнения достигает 25-30 %. Реальность такова, что в силу ограниченности в средствах как организаций  и предприятий, так и государства, более 80 % ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное - из государственных резервов. Поэтому очень важно сформулировать в рамках ЭМПП специальную систему экологического страхования. Главным условием создания такой системы выступает принцип трансграничности её функционирования, т.е. достижение стандартов экологической безопасности обще регионального и даже мирового уровня для всех ее участников, т.к. распространение вредных веществ не признает ни каких границ. Однако само по себе формирование системы экологического страхования - ещё не гарантия понесенных обществом потерь. Необходимо на её базе развивать различные формы экологического предпринимательства, предварительно утвердив их в законодательном порядке.

4.1 Экономическое  стимулирование природопользования и охраны окружающей среды (ООС)


В России стимулирование природопользования и охраны окружающей среды (ООС) осуществляется на законодательном уровне путем:

  1. Установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и иным учреждениям и организациям, в том числе и природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

  2. освобождения от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

  3. применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

  4. введения специального налогообложения экологически вредной продукции;

  5. применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих ООС.

Однако следует отметить, что в настоящее время до конца  не разработан механизм практического  осуществления ряда предусмотренных  законом мер. Так, например, установление поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию должно предполагать предварительную ее аттестацию независимой экологической экспертизой и подтверждение этих качеств с определенной периодичностью. Эта периодичность должна устанавливаться на каждый конкретный вид продукции. Для введения системы социального налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий, необходимо определить место для раннего вида налогообложения, разработать его принципы, обосновать и составить перечень видов экологической продукции и технологий, при использовании которых нужно применять специально повышенное налогообложение. При установлении поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, специального налогообложения экологически вредной продукции необходимо разработать и утвердить порядок введения системы идентификации и дифференциации товаров рынка экологических услуг (экологические марки, марочные и товарные знаки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе были рассмотрены вопросы, связанные  с социально-экономической эффективностью природопользования и охраны окружающей среды, а именно: рассмотрено понятие  социально-экономической эффективности; роль экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в обеспечении его социально-экономической эффективности; показатели и перспективы развития социально-экономической эффективности природопользования и охраны окружающей среды.



Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. Под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. в конечном счете задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма;

  3. к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего: планирование природопользования и охраны окружающей среды; финансирование охраны окружающей среды; платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования; экологическое страхование; налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.


Список литературы

  1. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. – М. : Издательство «Юрайт», 2019. – 670 с

  2. Жибинова К.В. Экономические основы экологии. – М.: Юстицинформ, 2018. – 395 с

  3. Анисимов А.П. Экологическое право: Учебник для ВУЗов / А.П. Анисимов. – М.: Юрайт, 2019. – 504 с

  4. http://www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/117.htm [13.04.2019]

  5. Арбузов В.В., Грузин Д.П., Симакин В.И: Экономика природопользования и природоохраны : Учебник – 2018. – 251 с

  6. Димитриев А.Д. Природопользование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Димитриев А.Д.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74959.html.— ЭБС «IPRbooks»