Файл: Литература по гуманитарными социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество Фонд.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 454
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прежде всего «
ìå÷ îáîþäóîñòðûé
» — один из атрибутов богоизб- ранного народа, как следует из 149 псалма благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдуострый в руке их. Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, Заключать царей их вузы и вельмож их в оковы железный. Производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его»
22
Понять логику рассуждений летописца, на наш взгляд, позволяет также обращение к тексту Апокалипсиса. В откровении, данном Иоанну Богослову, из уст Христа выходил острый с обеих сторон меч, поэтому послание Ангелу Пергамской церкви начинается со слов Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч»
24
Именно этим мечом (мечом уст Моих) собирался сражаться Вседержитель с Пергамом, если город не отступится от идолослужения и николаитской ереси. Богословская трактовка образа обоюдоострого меча основывается на послании апостола Павла к Ефесянам, в котором упоминается меч духовный, который есть слово Божие. Видимо, именно отсюда св. Андрей, архиепископ Кесарийский истолковывал этот образ как Евангельское учение, обрезующее сердце и отделяющее верных от нечестивых»
27
При таком понимании образа меча, имеющего два лезвия, вполне допустимо следующее объяснение легенды о хазарской дани. Старцы пo-своему разгадывают загадку, заданную полянами хазарам, Противопоставляя Полянский меч своей сабле, они «
íå îò ñâîåÿ âîëè
» признают превосходство христианства над иудаизмом, двух лезвий нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над одним лезвием Ветхого завета. Рассказ о дани в предлагаемой интерпретации занимает вполне ясное место в повествовании о том, «
êàêî èçáüðà Áîã
ñòðàíó íàøþ íà ïîñëåäíåå âðåìÿ
». Понятнее становится и библейская параллель, приведенная летописцем в заключение этой легенды Обретение слова Божьего, по мнению летописца залог освобождения народа и лучшее знамение его избранности Богом. Принадлежность же такого меча именно славянам, а не хазарам, может
334
ìå÷ îáîþäóîñòðûé
» — один из атрибутов богоизб- ранного народа, как следует из 149 псалма благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдуострый в руке их. Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, Заключать царей их вузы и вельмож их в оковы железный. Производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его»
22
Понять логику рассуждений летописца, на наш взгляд, позволяет также обращение к тексту Апокалипсиса. В откровении, данном Иоанну Богослову, из уст Христа выходил острый с обеих сторон меч, поэтому послание Ангелу Пергамской церкви начинается со слов Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч»
24
Именно этим мечом (мечом уст Моих) собирался сражаться Вседержитель с Пергамом, если город не отступится от идолослужения и николаитской ереси. Богословская трактовка образа обоюдоострого меча основывается на послании апостола Павла к Ефесянам, в котором упоминается меч духовный, который есть слово Божие. Видимо, именно отсюда св. Андрей, архиепископ Кесарийский истолковывал этот образ как Евангельское учение, обрезующее сердце и отделяющее верных от нечестивых»
27
При таком понимании образа меча, имеющего два лезвия, вполне допустимо следующее объяснение легенды о хазарской дани. Старцы пo-своему разгадывают загадку, заданную полянами хазарам, Противопоставляя Полянский меч своей сабле, они «
íå îò ñâîåÿ âîëè
» признают превосходство христианства над иудаизмом, двух лезвий нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над одним лезвием Ветхого завета. Рассказ о дани в предлагаемой интерпретации занимает вполне ясное место в повествовании о том, «
êàêî èçáüðà Áîã
ñòðàíó íàøþ íà ïîñëåäíåå âðåìÿ
». Понятнее становится и библейская параллель, приведенная летописцем в заключение этой легенды Обретение слова Божьего, по мнению летописца залог освобождения народа и лучшее знамение его избранности Богом. Принадлежность же такого меча именно славянам, а не хазарам, может
334
подкрепляться утверждением апостола Павла, что спасение Божие послано язычникам они и услышат
»
28
Таким образом, противопоставление меча и сабли в легенде о хазарской дани скорее всего рассматривалось авторами Начального свода и Повести временных лет как символическое доказательство преимущества христианства над иудаизмом. Этот сюжет нам еще пригодится в дальнейшем, однако пока приходится констатировать, что к вопросу о том, чем и как взимали дань, он, видимо, непосредственного отношения не имеет. Главное — проведенный анализ показывает к летописным сообщениям очень опасно относиться «наивно-исторически» или (что во многом тоже самое) «потребительски», полагая, будто летописца волновали те же вопросы, что и современного историка. Буквальное понимание подобных известий может завести в тупик.
»
28
Таким образом, противопоставление меча и сабли в легенде о хазарской дани скорее всего рассматривалось авторами Начального свода и Повести временных лет как символическое доказательство преимущества христианства над иудаизмом. Этот сюжет нам еще пригодится в дальнейшем, однако пока приходится констатировать, что к вопросу о том, чем и как взимали дань, он, видимо, непосредственного отношения не имеет. Главное — проведенный анализ показывает к летописным сообщениям очень опасно относиться «наивно-исторически» или (что во многом тоже самое) «потребительски», полагая, будто летописца волновали те же вопросы, что и современного историка. Буквальное понимание подобных известий может завести в тупик.
Приложение ЯРОСЛАВ, СВЯТОПОЛК И ЛЕТОПИСЕЦ Среди множества загадок российской истории есть такие, о которых вспоминать не любят. Одна из них связана с именем Святополка, сына киевского князя Владимира Святославича. В памяти потомков его имя слилось с прозвищем Окаянный. Трудно найти другого исторического деятеля, чья характеристика на протяжении столетий была бы столь краткой, исчерпывающей и безжалостной. Кажется, никаких надежд на прощение потомков у Святополка нет и быть не может. Но так ли это У князя киевского Святослава Игоревича было три сына Яро- полк, Олеги Владимир. Младший, Владимир сводный брат Яро- полка и Олега. Его матерью была рабыня княгини Ольги, ключница
Малуша. Основную заботу о воспитании мальчика взял на себя его дядя, брат Малуши Добрыня. В 972 г, после подписания под Доростолом мирного договора с Византией, Святослав был вынужден вернуться на Русь за подкреплением. Но до Киева он добраться не успел на его отряду днепровских порогов напали печенеги, подстрекаемые греками. В неравном бою сложил голову великий русский воин. Сыновья, оставленные им в качестве князей-наместников (Ярополк в Киеве, Олег в Древлянской земле, а Владимир в Новгороде, стали теперь полновластными правителями. И тут же между ними началась распря. Вовремя одной из стычек между старшими братьями, под рухнувшим мостом погиб Олег. После этого Владимир убивает ненавистного ему Ярополка. Наконец-то младшему Святославичу удалось сесть на киевский престол Мало того, Владимир, вообще неравнодушный к прекрасному полу, забрал себе и вдову Ярополка, красавицу гречанку, Родившийся вскоре сын считался Владимировичем, хотя на самом деле был ребенком Ярополка, его назвали Святополк. Летописец не счел нужным уточнять, когда именно родился мальчик, поскольку рождение ребенка — явление вполне заурядное, нормальное не рассматривалось как событие, Попытаемся сделать это за него. Имя Святополка в перечнях сыновей Владимира Святослави- ча стоит рядом с именем Ярослава (которого в конце XIX в. историки назовут Мудрым. В одних списках первым упоминается Ярослав, в других — Святополк. Возможно, они были одногодками Если да, то убийство Ярополка Святославича, вокняжение в Киеве Владимира, рождение Святополка и Ярослава должны приблизительно совпадать во времени. Из разных источников известно, что Владимир сел на киевский престол на восьмой год после смерти Святослава, за десять
336
Малуша. Основную заботу о воспитании мальчика взял на себя его дядя, брат Малуши Добрыня. В 972 г, после подписания под Доростолом мирного договора с Византией, Святослав был вынужден вернуться на Русь за подкреплением. Но до Киева он добраться не успел на его отряду днепровских порогов напали печенеги, подстрекаемые греками. В неравном бою сложил голову великий русский воин. Сыновья, оставленные им в качестве князей-наместников (Ярополк в Киеве, Олег в Древлянской земле, а Владимир в Новгороде, стали теперь полновластными правителями. И тут же между ними началась распря. Вовремя одной из стычек между старшими братьями, под рухнувшим мостом погиб Олег. После этого Владимир убивает ненавистного ему Ярополка. Наконец-то младшему Святославичу удалось сесть на киевский престол Мало того, Владимир, вообще неравнодушный к прекрасному полу, забрал себе и вдову Ярополка, красавицу гречанку, Родившийся вскоре сын считался Владимировичем, хотя на самом деле был ребенком Ярополка, его назвали Святополк. Летописец не счел нужным уточнять, когда именно родился мальчик, поскольку рождение ребенка — явление вполне заурядное, нормальное не рассматривалось как событие, Попытаемся сделать это за него. Имя Святополка в перечнях сыновей Владимира Святослави- ча стоит рядом с именем Ярослава (которого в конце XIX в. историки назовут Мудрым. В одних списках первым упоминается Ярослав, в других — Святополк. Возможно, они были одногодками Если да, то убийство Ярополка Святославича, вокняжение в Киеве Владимира, рождение Святополка и Ярослава должны приблизительно совпадать во времени. Из разных источников известно, что Владимир сел на киевский престол на восьмой год после смерти Святослава, за десять
336
лет до крещения Руси и, прокняжив 37 лет, умер в 1015 г. Из этого следует, что интересующие нас события свершились приблизительно в 978-979 гг. Когда Святополку было около десяти лет, в жизни страны произошло чрезвычайно важное событие — Русь была крещена. Видимо, тогда же, вили г, был крещен и Святополк. Источники не сообщают, какое крестильное имя было ему дано. Известный историк, археологи нумизмат В.Л. Янин считает, что крестильное имя
Святополка было Петр. Однако известны монеты и печати, на которых имя Святополка соседствует с именем Михаила. В рассказ о крещении Руси и о сыновьях Владимира Святосла- вича, после того как все они были названы поименно, летописец записал Видимо, к моменту первого распределения княжений только эти братья Владимировичи достигли совершеннолетия, возраста, как писал летописец. Сразу вслед за этим летопись продолжает Начиная с этого сообщения, имя Святополка исчезает со страниц летописи на добрые четверть века. И лишь после внезапной кончины Владимира 15 июля 1015 г. туровский князь всплывает из летописного небытия. И как В 1014 г, прокняжив в Новгороде, судя по всему, всего год, Ярослав внезапно отказался платить ежегодную дань в Киев Киевский князь Владимир Святославич приказал немедленного- товиться к войне с непокорным сыном. Ярослав жене теряя времени, нанял варягов за морем. Казалось, вот-вот начнется кровопролитие. Но. Как написал летописец,
15 июля 1015 г. в Киеве скоропостижно скончался князь Владимира дальнейшие события, если верить летописи, разворачивались так.
337
Святополка было Петр. Однако известны монеты и печати, на которых имя Святополка соседствует с именем Михаила. В рассказ о крещении Руси и о сыновьях Владимира Святосла- вича, после того как все они были названы поименно, летописец записал Видимо, к моменту первого распределения княжений только эти братья Владимировичи достигли совершеннолетия, возраста, как писал летописец. Сразу вслед за этим летопись продолжает Начиная с этого сообщения, имя Святополка исчезает со страниц летописи на добрые четверть века. И лишь после внезапной кончины Владимира 15 июля 1015 г. туровский князь всплывает из летописного небытия. И как В 1014 г, прокняжив в Новгороде, судя по всему, всего год, Ярослав внезапно отказался платить ежегодную дань в Киев Киевский князь Владимир Святославич приказал немедленного- товиться к войне с непокорным сыном. Ярослав жене теряя времени, нанял варягов за морем. Казалось, вот-вот начнется кровопролитие. Но. Как написал летописец,
15 июля 1015 г. в Киеве скоропостижно скончался князь Владимира дальнейшие события, если верить летописи, разворачивались так.
337
В момент смерти отца любимый сын его Борис находился недалеко от Киева. Перед самой своей кончиной Владимир послал его во главе киевской дружины против печенегов. Не встретив врага, Борис уже было повернул назад, когда из столицы до него дошли вести о тревожных событиях. Смерть великого князя была почему-то скрыта от киевлян. Власть в Киеве захватил неизвестно как оказавшийся там Святополк. Киевские дружинники стали уговаривать Бориса напасть на узурпатора и захватить отцовский престол. Тот, однако, отказался, ссылаясь на старшинство Святополка и, следовательно, на его право занять место покойного отца. Дружине такой ответ пришелся не по нраву, иона покинула Бориса. В туже ночь, 24 июля 1015 г, в опустевший лагерь пробрались убийцы, посланные Святополком. Они ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. Был убит и оруженосец князя, юноша Георгий по прозвищу Угрин (те. венгр. Убийцы отрубили Георгию голову, чтобы снять золотую гривну. Труп опознан не был. Тело же Бориса повезли в Киев. Но по дороге неожиданно оказалось, что князь еще дышит. Тогда Святополк, Бог весть как узнавший об этом, послал из Киева двух варягов. Один из них, увидев, что князь жив, пронзил сердце несчастного мечом. Похоронен Борис был тайно в Вышгороде, у церкви св. Василия. Киевляне, видимо, принять его тело почему-то не пожелали. Тут же Святополк задумал убить еще двух братьев — Глеба и Ярослава. Посланные в Муром сообщили Глебу, что Владимир тяжело заболели срочно вызывает сына. Глеб не заставил себя ждать и
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 34
«
ñ ìàëîþ
äðóæèíîþ
» отправился в Киев, Корабль его уже миновал Смоленск, когда муромскому князю передали послание из Новгорода. Ярослав предупреждал Глеба о кончине отца и убийстве Святополком Бориса. Однако было уже поздно. Не успел Глеб оплакать отца и брата, как его корабль был захвачен убийцами. Еще через несколько мгновений все было кончено. По приказанию некоего Горясера, повар Глеба, Торчин, зарезал несчастного князя. За Глебом настала очередь третьего брата, Святослава. Злая участь была уготована и другим братьям Святополка, который по «
âûñîêî-
óìèþ
» своему решил перебить их всех и принять «
âëàñòü ðóñüñêóþ
åäèí
». Но тут предел его бесчинствам положил Ярослав. Вовремя предупрежденный своей сестрой Предславой, он не только попытался спасти Глеба, но и решил отомстить братоубийце. Новгородско-ва- ряжское войско Ярослава встретилось с киевско-печенежскими полками Святополка недалеко от города Любеча. Противников разделял Днепр. Три месяца простояли они так, на противоположных берегах реки, не решаясь напасть друг на друга. И лишь когда уже начались
338
заморозки, Ярослав отважился на бой, одержал победу и сел в Киеве, на столе отьни и дедни». Святополк же укрылся в Польше. Вернуться на Русь ему было суждено только летом 1018 г. Теперь его сопровождал польский король Болеслав Храбрый, Ярослав бежал в Новгород, Только наследующий год произошло между ними решающее столкновение, Их войска встретились на Альте, в том самом месте, где нашел свою смерть Борис. К вечеру стал одолевать Ярослав. И бежал Святополк, Тут напала на него странная болезнь он так ослаб, что не мог даже на коне сидеть, и слуги несли его на носилках. Ему казалось, что за ним гонятся и вот-вот настигнут. И хоть никакой погони за ними не было, он заставлял своих отроков быстрее нести его вперед. Итак он прибежал, по словам летописца, «
â ïóñòûíþ ìåæþ Ëÿõû è ×åõû, èñïðîâåð-
æå çëå æèâîò ñâîé â òîì ìåñòå
». Даже от могилы его, как утверждал автор Повести временных лет, исходило страшное зловоние. Так заканчивает летопись рассказ о Святополке. Но всели она рассказала о нем И всели рассказанное — правда При внимательном чтении невольно возникают сомнения в полноте и достоверности летописного рассказа. Начнем с невинного вопроса куда подавался Святополк вовремя перераспределения княжений между Владимировичами после смерти старшего из них, Вышеслава? Ведь во втором перечне его имя, как и имя Изяслава Полоцкого, отсутствует, А по обычаям того времени, как мы помним, после смерти самого старшего брата все те, кто был младше, должны были подняться на одну ступеньку на пути к киевскому престолу. Русские летописи хранят поэтому поводу молчание. Неясно и то, как Святополк, княживший в Турове, в момент кончины Владимира Святославича оказался в Киеве, Ведь эти города разделяют почти 700 верст (свыше 900 км, А тогда даже гонец, скакавший, мог проехать вдень не более 60 верст, и туров- ский князь в стольный град мог добраться никак не ранее 8-10 августа. А Борис, если верить летописи, был убит уже 24 июля Не менее любопытен и такой вопрос почему вышегородские бояре поддержали Святополка? Выдающийся исследователь летописей А. А. Шахматов даже высказал поэтому поводу предположение, что
Святополк был вышегородским князем. Но ведь Вышгород никогда не был центром княжества, а являлся загородной резиденцией князя киевского. Еще загадочнее после этого выглядят заявления летописца и автора житийной повести о Борисе и Глебе, что киевляне (те самые, которые уговаривали Бориса захватить Киев) отказались принять его тело, и несчастного князя пришлось похоронить. в Вышгороде. А откуда летописцу известно, что обезглавленный труп, найденный на месте убийства Бориса, принадлежал Георгию Угрину? Ведь, по его же словам, тело не было опознано
339
â ïóñòûíþ ìåæþ Ëÿõû è ×åõû, èñïðîâåð-
æå çëå æèâîò ñâîé â òîì ìåñòå
». Даже от могилы его, как утверждал автор Повести временных лет, исходило страшное зловоние. Так заканчивает летопись рассказ о Святополке. Но всели она рассказала о нем И всели рассказанное — правда При внимательном чтении невольно возникают сомнения в полноте и достоверности летописного рассказа. Начнем с невинного вопроса куда подавался Святополк вовремя перераспределения княжений между Владимировичами после смерти старшего из них, Вышеслава? Ведь во втором перечне его имя, как и имя Изяслава Полоцкого, отсутствует, А по обычаям того времени, как мы помним, после смерти самого старшего брата все те, кто был младше, должны были подняться на одну ступеньку на пути к киевскому престолу. Русские летописи хранят поэтому поводу молчание. Неясно и то, как Святополк, княживший в Турове, в момент кончины Владимира Святославича оказался в Киеве, Ведь эти города разделяют почти 700 верст (свыше 900 км, А тогда даже гонец, скакавший, мог проехать вдень не более 60 верст, и туров- ский князь в стольный град мог добраться никак не ранее 8-10 августа. А Борис, если верить летописи, был убит уже 24 июля Не менее любопытен и такой вопрос почему вышегородские бояре поддержали Святополка? Выдающийся исследователь летописей А. А. Шахматов даже высказал поэтому поводу предположение, что
Святополк был вышегородским князем. Но ведь Вышгород никогда не был центром княжества, а являлся загородной резиденцией князя киевского. Еще загадочнее после этого выглядят заявления летописца и автора житийной повести о Борисе и Глебе, что киевляне (те самые, которые уговаривали Бориса захватить Киев) отказались принять его тело, и несчастного князя пришлось похоронить. в Вышгороде. А откуда летописцу известно, что обезглавленный труп, найденный на месте убийства Бориса, принадлежал Георгию Угрину? Ведь, по его же словам, тело не было опознано
339
Зачем Святополку потребовалось дважды посылать убийц к Борису От кого Святополк узнало том, что убитый князь еще жив И почему сами убийцы, везшие его тело, не заметили этого Или, скажем, почему митрополит Георгий, присутствовавший в
1072 г. при перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь, засомневался в их святости Да и вообще, зачем Святополку понадобилось убивать братьев Ведь Борис и Глеб добровольно признали его старшинство и право на киевский престол. Кстати, зачем Глебу понадобилось выбирать кружной путь из Мурома в Киев через Смоленск Ведь он, как отмечают авторы русских источников, очень торопился, чтобы застать отца в живых. И как при этом Ярослав, будучи в Новгороде, не только успел получить весть из Киева, но и предупредил Глеба о грозящей опасности Путь-то от Киева до Новгорода, а оттуда до Смоленска составлял более 2200 верст и должен был занять не менее полутора месяцев, даже если бы гонцы нигде не останавливались ни на один день. А как посланцы Ярослава узнали, какой дорогой отправился Глеб в Киев И куда они делись, когда практически одновременно сними здесь же оказались убийцы, посланные Святополком? Кстати, те должны были преодолеть расстояние чуть лине в пять раз меньше — всего лишь около 460 верст, И еще. Почему победивший Окаянного Святополка Ярослав никого из своих сыновей не назвал Борисом или Глебом, либо Романом или Давидом (их крестильными именами Только среди внуков Ярослава мы находим Глеба, Давида и Романа (ноне Бориса. Все они — сыновья черниговского князя Святослава. А вот среди сыновей Всеволода преемников Бориса на ростовском столе — никто не назван его именем. И лишь внуку Всеволода, сыну Владимира Мономаха, было дано имя Роман (но опять-таки не Борис. Зато сына старшего Ярославича Изяслава назвали Святополком. И это еще при жизни Ярослава. Значит, тогда, в 1050 г, имя туровс- кого князя еще не считалось запятнанным братоубийством Но кого же тогда считали убийцей А как увязывается с обликом Ярослава, братолюбца и мстителя окаянному братоубийце, содержание им двадцать четыре года и псковской тюрьме другого брата, Судислава, уцелевшего после усо- бицы 1015-1019 гг.? Или его многолетняя война еще с одним братом, Мстиславом Не все простои с самим Святополком, Почему, скажем, киевляне
340
1072 г. при перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь, засомневался в их святости Да и вообще, зачем Святополку понадобилось убивать братьев Ведь Борис и Глеб добровольно признали его старшинство и право на киевский престол. Кстати, зачем Глебу понадобилось выбирать кружной путь из Мурома в Киев через Смоленск Ведь он, как отмечают авторы русских источников, очень торопился, чтобы застать отца в живых. И как при этом Ярослав, будучи в Новгороде, не только успел получить весть из Киева, но и предупредил Глеба о грозящей опасности Путь-то от Киева до Новгорода, а оттуда до Смоленска составлял более 2200 верст и должен был занять не менее полутора месяцев, даже если бы гонцы нигде не останавливались ни на один день. А как посланцы Ярослава узнали, какой дорогой отправился Глеб в Киев И куда они делись, когда практически одновременно сними здесь же оказались убийцы, посланные Святополком? Кстати, те должны были преодолеть расстояние чуть лине в пять раз меньше — всего лишь около 460 верст, И еще. Почему победивший Окаянного Святополка Ярослав никого из своих сыновей не назвал Борисом или Глебом, либо Романом или Давидом (их крестильными именами Только среди внуков Ярослава мы находим Глеба, Давида и Романа (ноне Бориса. Все они — сыновья черниговского князя Святослава. А вот среди сыновей Всеволода преемников Бориса на ростовском столе — никто не назван его именем. И лишь внуку Всеволода, сыну Владимира Мономаха, было дано имя Роман (но опять-таки не Борис. Зато сына старшего Ярославича Изяслава назвали Святополком. И это еще при жизни Ярослава. Значит, тогда, в 1050 г, имя туровс- кого князя еще не считалось запятнанным братоубийством Но кого же тогда считали убийцей А как увязывается с обликом Ярослава, братолюбца и мстителя окаянному братоубийце, содержание им двадцать четыре года и псковской тюрьме другого брата, Судислава, уцелевшего после усо- бицы 1015-1019 гг.? Или его многолетняя война еще с одним братом, Мстиславом Не все простои с самим Святополком, Почему, скажем, киевляне
340