Файл: 1. 1 Детская одаренность как педагогический феномен.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

                                                                    

 

Ниже представлена примерная схема самоанализа ученика, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту. Дополните данную схему.
ФИО______________________________ возраст________________________

Какую цель я ставил перед собой в начале года?

Какие действия я спланировал для достижения цели?

Удалось ли мне реализовать задуманное?

Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

Дата заполнения______________

 

 

Задания по теме 1.3 Условия развития детской одаренности

Цель: формирование умений осуществлять анализ особенностей развития ребенка с признаками одаренности; ставить цели по учету данных особенностей в социально – педагогической деятельности.

Задание 5. Проанализируйте ситуацию по данным ниже вопросам (одну на выбор).

О Грише

На консультацию по вопросу приема в школу привели маленького, хрупкого мальчика в строгом «взрослом» костюме. Ему только исполнилось 6 лет, но мама просила рассмотреть вопрос о зачислении Гриши сразу во второй класс. «Он уже учился в школе, но мы оттуда ушли, нам не подошел контингент детей и общая атмосфера в классе». Выяснилось, что ребенок с четырех лет посещает одиннадцать кружков, а в пять лет успешно сдал вступительное тестирование в одну из престижных школ. Тогда маму вызвали в приемную комиссию и указали на «ошибку» в данных ребенка, она подтвердила, что сыну только пять лет. Администрация отказывалась зачислить мальчика в школу. Но Гришина мама была непреклонна, и ребенка зачислили в первый класс по результатам собеседования…

Мальчик оказался действительно очень способным, но личностное и сенсомоторное развитие не соответствовали уровню второклассника. Когда же я попросила Гришу перечислить кружки, которые он посещает, и немного рассказать, чем он там занимается, мальчик не смог этого сделать. Он несколько раз пытался, загибая пальцы, перечислить названия кружков, но каждый раз сбивался и начинал заново. Понимая тщетность его попыток, я попросила его рассказать о кружке, который он каждый раз называл первым. Это был кружок моделирования.

- «Мы там что-то из кусочков собираем»,— удовлетворил Гриша мой интерес. 


— А что вы собираете?

— Не знаю.

— А тебе там нравится?

— Очень! 

Второй раз Гриша пошел в первый класс вместе с детьми своей возрастной группы. Все ожидали, что это будет лучший ученик среди первоклассников. Однако действительность оказалась иной. Гриша брался за все дела сразу, но ничего не доводил до конца и не мог самостоятельно выполнить задания учителя. При этом он поучал одноклассников, как надо делать их работу. Через некоторое время Гриша стал всеобщим посмешищем. И учитель только благодаря своему педагогическому таланту смог предотвратить превращение ребенка в изгоя.
С оценкой мотивационного развития у дошкольников дело обстоит еще сложнее. Там о личностной зрелости или незрелости говорить не приходится. И хотя основными критериями также являются любознательность и широта интересов, они могут быть вызваны различными факторами.
О любознательности и познавательной инициативе мы можем судить по количеству вопросов, которые ребенок задает. Но он может задавать вопросы еще и потому, что это, например, «нравится маме», или потому, что так делает старший братик. О глубине и неординарности вопросов и высказываний ребенка также судить крайне сложно, так как, во-первых, взрослые обычно рады любым вопросам (если они, конечно, внимательные взрослые), во-вторых, неординарность высказываний может говорить и о некомпетентности ребенка в данной области.
Точно так же как детское словотворчество не является творчеством как таковым, это квазитворчество, характеризующее этап овладения речью, так и детская любознательность однозначно свидетельствует только о благополучном развитии познавательной сферы, а ее отсутствие — о возможных отклонениях в психическом развитии.
Наряду с действительным интересом к какой-либо деятельности или даже к нескольким видам деятельности, дошкольник часто демонстрирует интерес «ко всему».
Мама говорит: «Моему Алеше интересно все. В какой кружок его ни приведу, он с радостью готов туда ходить». Можно говорить о том, что у ребенка еще не выработалось отрицательное отношение к какой-либо деятельности и он «открыт», но также и о том, что у ребенка отсутствует собственный интерес к чему-нибудь. А если при этом малыш послушен и пассивен, то есть шанс, что интерес так и не сформируется.

Характеристика конкретной ситуации

Характер отношения к ребенку в семье также может являться причиной, порождающей действительно серьезные проблемы у одаренных детей. Наличие в семье одаренного ребенка, как правило, ломает воспитательные стереотипы, принятые в культуре (например, что ребенок должен читать в определенном возрасте), и требует более пристального внимания к его потребностям.



Семьи одаренных детей очень отличаются между собой как стилями воспитания, так и отношением к способностям ребенка (вплоть до их полного игнорирования). Однако все семьи объединяет явное или подсознательное ожидание высоких результатов сына или дочери. Даже при игнорировании одаренности неудачи ребенка в школе, на олимпиаде и т.п. вызывают если не раздражение, то по крайней мере недоумение родителей. Если ребенок чувствует, что его достижения не соответствуют уровню ожиданий значимого взрослого, то он всеми силами и доступными ему способами старается преодолеть это несоответствие.

Вопросы для анализа:

1. Считаете ли Вы, что характер отношения к ребенку в семье может являться причиной, порождающей серьезные проблемы у одаренных детей?

2. Какие черты характера Гриши необходимо учесть педагогу образовательного учреждения?

3. Выделите актуальные направления работы педагога с мальчиком для его социализации в кругу сверстников? Предложите различные варианты решения данной ситуации со стороны педагога, спрогнозируйте результаты их принятия.

 

О Кате

С Катей В. родители занимались буквально «с пеленок». Катина мама, педагог-психолог, строила занятия в игровой форме. Уже в год и восемь месяцев Катя складывает слоги, считает до 10. Она с удовольствием играет в кубики из «Азбуки». К трем годам Катя осваивает сложение и вычитание в пределах 10, счет до 20. Ориентируется на карте мира: показывает и называет города. Девочка читает самодельные книжки, двухсложные слова. У нее проявляется большой интерес к книжкам. Катя, рассматривая картинки в книгах «Живопись», «Планеты солнечной системы», «Вселенная», «Естествознание», может их назвать. Катин словарный запас для трехлетнего ребенка просто огромен. В четыре года свободно читает книги со средним шрифтом. У девочки быстро развивается речь, резко увеличивается словарь. Знает наизусть большое число стихов, любит декламировать. Считает до 100 в направлении возрастания и убывания. Самостоятельно рассматривает картинки в книгах «Биология», «Энциклопедия растений». Умеет группировать «представителей» природы: рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие (от семи до десяти видов). В пять лет Катя свободно читает, пишет предложения, сочиняет стихи и сама их записывает. На карте мира находит страны и знает их столицы. Очень любит газету сказок. Начинает писать письма бабушке из телепередачи. Сочиняет сказки. Получает призы за разгадывание кроссвордов. Посещает кружки танцев и рисования. Изучает разговорный английский. При этом много времени занимает игра с куклами.

В 6—7 лет читает бегло. Любит приключения, сказки, рассказы о животных. Сочиняет ребусы, решает задачи и примеры. Английским занимается с педагогом. Увлечена куклами. Знает язык глухонемых — язык «секретов мамы и дочери». Вместе с мамой анализирует сказки, рассуждает, о чем говорят поступки героев, чему учат сказки. 
Достижения Кати родители снимали на видео и демонстрировали как знакомым, так и крупным специалистам с просьбой дать рекомендации для дальнейшего развития одаренного ребенка и для поступления в элитную школу.

В ходе диагностики она хорошо воспринимала инструкцию, очень аккуратно проводила сложные тесты, быстро обучалась. «Трагедия» разыгралась тогда, когда Катя потратила много времени на решение задачи и обнаружила, что решение очень просто. Мера неуспеха потрясла девочку, и ей потребовалось пятнадцать минут, чтобы прийти в себя. У Кати действительно хорошие способности. Но обучение требовало от нее волевых усилий в том возрасте, когда произвольность только формируется. Отсюда Катины истощаемость и неврастеничность.

Психолог уговорил родителей не отдавать девочку сразу в третий класс, хотя этому программному уровню соответствует ее учебная подготовка. Даже поступив во второй класс (минуя первый), она, при хорошей успеваемости, испытывает сложности адаптации. Дети угадывают завышенный уровень притязаний Кати и не принимают ее.

Характеристика конкретной ситуации

Одаренные дошкольники, особенно дети, проявляющие опережающее интеллектуальное развитие, в большей степени подвержены прессингу раннего обучения. Они с легкостью осваивают предложенный материал, а возникающие проблемы в формировании произвольности, требующие своевременной психолого-педагогической коррекции, приписываются взрослыми феномену одаренности. Но дети, проявляющие высокие способности в определенных сферах знаний и имеющие в своем поведении признаки нарушения адаптации и трудности в обучении, должны получать психологическую помощь, направленную на проработку не пройденных или неадекватно пройденных этапов развития, для восстановления нормального онтогенеза.

Вопросы для анализа:

1. Проведите анализ высказывания: «Практически исчезли детские разновозрастные дворовые объединения, которые передавали от поколения к поколению игры, отвечающие за формирование психических новообразований дошкольного возраста, и в первую очередь — за становление процессов саморегуляции. Живое общение со взрослым и сверстником все более подменяется «развивающей» продукцией. Все возрастающие требования со стороны начальной школы к уровню овладения элементарными учебными навыками, с одной стороны, и желание родителей обучать детей в престижных учебных учреждениях — с другой, вызывают к жизни появление групп раннего развития и дошкольных прогимназий. Большинство из них, игнорируя специфические для дошкольников виды деятельности, строят свою работу по школьному типу». Согласны ли Вы с тем, что неадекватное проживание дошкольного возраста (когда ведущим видом деятельности является игра) порождает серьезные проблемы у одаренных детей?


2. Выделите актуальные направления работы педагога с девочкой для ее социализации в кругу сверстников, адаптации к учебной деятельности? Предложите различные варианты решения данной ситуации со стороны педагога.

 

 

 Задание по теме 1.4 Личностно-ориентированные педагогические технологии в работе с одаренными детьми»

Цель: формирование умения использовать личностно-ориентированные технологии в работе с одаренными детьми в деятельности педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности.

 

Задание 6. Дополните рекомендации педагогу по теме «Как проявлять личностно-ориентированный подход к одаренным ученикам»

  1. Называйте учеников по имени.

  2. Выражайте заинтересованность в ответах учащихся на уроке.

  3. Искренне выражайте интерес к мнению и поступкам каждого ученика.

  4. Применение ситуации выбора, вариативности

  5. Разрешение и поощрение множества вопросов.

  6. Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их   выработать

  7. Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.

  8. Научить прослеживать межпредметные связи.

  9. Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

  10. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.


 

 Задание по теме 1.5 Технологии развития интеллекта у одаренных детей»

Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ технологий развития интеллекта у одаренных детей в деятельности педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности.

Задание 7. Подобрать игру (задание, упражнение) для развития одаренного ребенка (дошкольника, младшего школьника, подростка) с правильным ответом. Например, для учащихся начальной школы: решить примеры так, чтобы получилась 1, при этом можно ставить +, -, *, :, ( )

1). 1 2 3 =1

2). 1 2 3 4 = 1

3). 1 2 3 4 5 = 1

4). 1 2 3 4 5 6 = 1

5). 1 2 3 4 5 6 7 =1

6). 1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
Для развития интеллектуальной одарённости очень полезно решение задач

логического типа.

1. Четыре вундеркинда.

Птичкин, Озеров, Травкин и Солнцев – четыре особо одарённых

старшеклассника. Один из них – скрипач, другой – художник, третий – певец, а