Файл: 1. Охарактеризуйте типичные ошибки семейного воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 стили родительского воспитания.

Элеонора Маккоби и Джон Мартин развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив 2 основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия - отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один доп. стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль. Т. о., типология стилей родител, воспитания включала 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Авторитарный стиль - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Он характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме.. Авторитарный стиль воспитания страшен не только результатами возможного насилия, но и последствиями морального давления.

Методы авторитарного стиля воспитания:

  • Принуждение — подавление желаний малыша, отсутствие значимости его мнения, насильственное навязывание точки зрения взрослых;

  • Угрозы — управление через страх от возможного наказания из-за ослушания;

  • Критика — унижение человеческого достоинства под видом желания что-то улучшить;

  • Игнорирование — вид морального давления, которое тяжёло переносить детям.

Каковы последствия для детей

Авторитарный тип воспитания несёт для ребёнка много негатива. Физические наказания — только небольшая видимая часть. Гораздо хуже с последствиями морального насилия. Дети, воспитывающиеся в авторитарных условиях, часто имеют следующие черты:

  1. Потеря индивидуальности - Сложно иметь своё мнение, если тебя заставляют жить по озвученному, единственно верному сценарию.

  2. Низкая самооценка- Дети боятся проявлять себя, они уверены в провале.

  3. Зависимость от чужого мнения - Вытекает из первых двух пунктов. Если ребёнок не понимает себя и заранее знает, что обречён на провал, то уверенность он ищет извне.

  4. Двуличие - Милый ребёнок, гордость родителей вне домашних стен, может искать способы агрессивной самореализации. В таких случаях возможны издевательства над животными, раннее пристрастие к алкоголю, табаку и наркотикам, “лёгкие” преступления (клептомания), проституция, поиск своей жертвы и отыгрывание на ней (например, буллинг).

  5. Позиция жертвы - Противоположная манера выживания, когда проще принять роль жертвы и плыть по течению, отвергая свою ответственность за происходящее (инфантильность).

  6. Проблемы со здоровьем - Психологическое насилие не проходит бесследно. Неврозы, тревожность, ОКР, как результат воздействия на ребёнка, серьёзно отражаются на качестве его жизни.


Либеральный стиль воспитания детей (гипоопека)

В абсолютном проявлении гипоопека стирает грань между родителем и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.

В либеральном стиле воспитания есть следующие особенности:

  1. Ребёнок обретает самостоятельность. Чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести.

  2. Отсутствует конструктивная помощь со стороны взрослых. Реальная же помощь подменяется уходом от проблемы.

  3. Есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Также возможность делиться и обсуждать все беспокоящие темы. Пожалуй, единственный плюс такого типа воспитания.

Каким вырастет ребёнок при либерально-попустительском стиле семейного воспитания

Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.

Демократический (авторитетный) стиль семейного воспитания

Демократический стиль воспитания ещё именуют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности.

Демократический стиль воспитания отличается такими признаками: 

  1. Уважение к ребёнку, признание его индивидуальных особенностей, интересов и желаний, взаимопонимание внутри семьи.

  2. Наличие правил, режима и дисциплины (в противовес либеральному стилю).
    Правила не насаждаются безапелляционно, как в авторитарном типе, а объясняются. Баланс наказаний и поощрений.

  3. Личный пример взрослых — основа воспитания. Сможет ли ребёнок доверять родителям, которые поучают, но не следуют своим принципам?

Авторитетный (демократический) стиль воспитания имеет свои минусы. И эти недостатки находятся на родительской стороне.. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть готовым идти на компромисс и держать своё слово.

Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания



Жизнь по установленным правилам и соблюдение режима и дисциплины развивают волевые качества, вселяют уверенность в завтрашнем дне и снижают тревожность. Авторитет взрослого основывается не на устрашении, а на уважении.
Опекающий стиль воспитания

Если либеральный стиль воспитания по-другому называют гипоопекой, недостаточной опекой, то опекающий стиль имеет название гиперопеки, то есть излишней. При этом типе семейного воспитания взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Чаще всего этим “грешат” мамы и бабушки, что проявляется в:

  1. излишних переживаниях за ребёнка. Поэтому каждый шаг подвергается контролю

  2. запугиваниях и угрозах. Открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка отсутствуют.

  3. дети по умолчанию считаются неспособными, неразумными неумехами. Поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой.

  4. ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление. Взрослые могут физически наказывать, чтобы подчинить своей воле (токсичные отношения).

Каковы последствия для ребёнка: Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения и совершать обдуманные поступки.
Отчужденный стиль семейного воспитания

Отчуждённый стиль воспитания чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Чем отличается такой стиль воспитания?

  1. Безразличие родителей к судьбе ребёнка и эмоциональная пустота.

  2. Брошенность ребёнка, отсутствие контроля за ним.

  3. Зависимости у членов семьи (алкоголизм, наркомания)

Каким вырастет ребёнок при отчужденном стиле семейного воспитания

Неблагополучные последствия отчуждённого типа воспитания приводят к серьёзным психологическим проблемам. Самооценка ребёнка находится на минимуме, а замкнутость и враждебность рождают тотальное недоверие к миру и агрессию.

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)

Современные родители могут быть не готовы к своим обязанностям, и потому хаотично искать свой стиль воспитания, бросаясь из одного крайности в другую. Неумение договариваться (незрелость) рождает гремучую смесь из разных, иногда диаметрально противоположных методик. Это приводит к хаотичному стилю воспитания или непоследовательному руководству.


Для такого типа характерны:

  1. импульсивные поступки вместо логичного поведения родителей;

  2. большое количество конфликтов, ссор, скандалов. Родители не могут договориться друг с другом, нет уважения и взаимопонимания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми.

Каким вырастет ребёнок при хаотичном стиле воспитания

В хаосе он лишается базовой потребности в безопасности. У него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожные расстройства и сопутствующие заболевания.
5.Охарактеризуйте правила подготовки и проведения родительского собрания.

Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое сосредотачивает в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи. Родительское собрание – одна из коллективных форм работы. Основная особенность его в том, что в коллективе решают сразу все задачи.

Такие встречи проводятся в разных форматах (индивидуальные встречи, совместное собрание с родителями и детьми, официальные встречи в форме круглого стола или тренинга, ограниченное собрание с родительским комитетом и так далее), как правило, 3-4 раза в год. Обычно первое собрание организуется в начале сентября, следующее – под Новый год, далее – в апреле-мае. Необходимость проведения четвертой встречи определяется воспитателем группы.

На родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, открытый и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам соответственно возрасту детей. Педагог, ведущий собрание, обязан четко представлять себе весь его ход. Он не должен затягивать дискуссии, стараясь вовлечь в нее именно всех присутствующих. Важно, чтобы эти дискуссии обязательно заканчивались мини-итогами. Педагог не должен навязывать свое мнение родителям. Он должен уметь, прежде всего, слушать и находить ответы в высказываниях самих родителей. Педагог не должен публично упрекать родителей за проблемы в их воспитательской деятельности. Лишь доброе слово и совет способны вселить в родителя веру в его ребенка. И, подводя итоги собрания, педагог не должен ограничиваться набором очередных мер и задач, которые он совместно с родителями намеревается выполнить на определенном этапе.


Основные этапы подготовки родительского собрания.
Выбор темы собрания.

  • Определение целей родительского собрания.

  • Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

  • Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.

  • Разработка сценария собрания.

  • Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.

  • Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

  • Приглашение родителей и других участников собраний.

  • Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.

  • Подготовка конкурсов по теме собрания.

  • Подготовка выставок по теме собрания.

  • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

  • Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.

  • Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).

  • Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).

  • Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
Вводная часть
Призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
Основная часть

Может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.