Файл: 1. Охарактеризуйте типичные ошибки семейного воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
III Разное
Обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Правила проведения родительского собрания.
-
Собрание организуются и проводятся не реже одного раза в квартал. -
Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. -
Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей). -
В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы с родителями на учебный год. -
Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет или отдельные активные родители. -
Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим вопросам. -
Основным методом проведения собрания должен стать – диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. -
Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.) -
В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.
Протокол
-
Ведение протокола родительского собрания обязательно, так как туда включается не только ход, но и решения, которые должны выполнить не только родители, но и педагоги. -
В протоколе решения должны быть конкретные, с указанием сроков исполнения и ответственных. -
Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел образовательной организации, оформляется своевременно (в течение 3 дней). -
Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут:
за общие родительские собрания - старший воспитатель ГБДОУ; за групповые родительские собрания – воспитатели.
-
К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников МБДОУ, которые выступали на родительском собрании. -
При составлении протокола Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке.
6. Диалог как форма работы с семьёй.
Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80 % зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями (и наоборот) может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что в итоге нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами.
Современные психолого – педагогические исследования показывают, что педагог может по – разному выступать в процедуре общения:
- во – первых, может быть инициатором;
- во – вторых, субъектом;
- в – третьих, в разных ситуациях выступать или активным или пассивным участником взаимодействия.
Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения.
В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определённую потребность в деятельности, предполагающей общение, т.е. в диалоге.
Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идёт речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.
Например:
1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
2. Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения.
3. Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.
7. Формы взаимодействия детского сада с семьёй
Формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
Познавательное направление.
Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.
Информационно-аналитическое направление.
Направлено на изучения семьи, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Наглядно-информационное направление.
Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Наглядно-информационное направление проявление у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (пониманию потребностей ребёнка); готовностью родителей к сотрудничеству с педагогами.
Досуговое направление:
Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В работе с родителями досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
Формы взаимодействия с родителями.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Существуют следующие традиционные формы взаимодействия:
Посещение семьи ребенка
Наглядная пропаганда
День открытых дверей
Беседы
Консультации
Родительские конференции
Нетрадиционные формы взаимодействия:
Круглый стол
Семейная гостиная
Семейные клуб
Вечера вопросов и ответов
Семинары для родителей
Тематические выставки
Устный журнал для родителей
Почта доверия, телефон доверия
Открытые занятия
Интеллектуальные ринги детей и родителей
Интервью с родителями и детьми на определенные темы
Родительская гостиная
Конкурс семейных талантов
Портфолио семейного успеха
Аукцион секретов воспитания
Мини-музей
Маршрут выходного дня и другие.
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Таким образом, необходимо использовать разнообразные формы и принципы работы с семьями воспитанников детского сада. Это даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудники ДОУ должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
8.Раскройте и объясните требования к планированию работы с родителями в дошкольной образовательной организации
При планировании взаимодействия с родителями воспитанников целесообразно учитывать следующее:
1. Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОО, показать эффективность педагогической работы коллектива и т. д. Нарушение педагогом данного положения может привести к результату, обратному ожидаемому.
2. План работы с родителями должен учитывать особенности годового планирования ДОО в целом, а так же акции и мероприятия, проводимые в районе или городе (например, конкурсы по пожарной или дорожной безопасности).
3. Обязательно учитывать при планировании работы долгосрочные задачи, поставленные на государственном, районном уровне.
Варианты планирования взаимодействия с родителями
Взаимодействие с родителями, их педагогическое просвещение должно осуществляться в определенной системе - это составление годового плана работы. Годовой план текущего года не должен совпадать с предыдущим, нужно вносить коррективы.
В годовом плане взаимодействия с родителями, прежде всего, определяются задачи, которые тесно связаны с образовательным процессом в ДОО. При составлении годового плана по взаимодействию с родителями, учитываются рекомендации и предложения педагогического коллектива ДОО. Советы и пожелания воспитателей помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях, тематику консультаций, оформление тематических выставок, альбомов, консультаций и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение мероприятий.