Файл: 1. Охарактеризуйте типичные ошибки семейного воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
III Разное
Обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Правила проведения родительского собрания.



  • Собрание организуются и проводятся не реже одного раза в квартал.

  • Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

  • Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

  • В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы с родителями на учебный год.

  • Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет или отдельные активные родители.

  • Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим вопросам.

  • Основным методом проведения собрания должен стать – диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

  • Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.)

  • В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.


Протокол



  1. Ведение протокола родительского собрания обязательно, так как туда включается не только ход, но и решения, которые должны выполнить не только родители, но и педагоги.

  2. В протоколе решения должны быть конкретные, с указанием сроков исполнения и ответственных.

  3. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел образовательной организации, оформляется своевременно (в течение 3 дней).

  4. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут:

 за общие родительские собрания - старший воспитатель ГБДОУ;  за групповые родительские собрания – воспитатели.

  1. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников МБДОУ, которые выступали на родительском собрании.

  2. При составлении протокола Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке.

6. Диалог как форма работы с семьёй.

Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80 % зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями (и наоборот) может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что в итоге нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами.

Современные психолого – педагогические исследования показывают, что педагог может по – разному выступать в процедуре общения:

- во – первых, может быть инициатором;

- во – вторых, субъектом;

- в – третьих, в разных ситуациях выступать или активным или пассивным участником взаимодействия.

Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения.

В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определённую потребность в деятельности, предполагающей общение, т.е. в диалоге.

Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идёт речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.



Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.

Например:

1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

2. Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения.

3. Сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.

7. Формы взаимодействия детского сада с семьёй

Формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Познавательное направление.

Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Информационно-аналитическое направление.

Направлено на изучения семьи, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наглядно-информационное направление.
 

Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Наглядно-информационное направление проявление  у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (пониманию потребностей ребёнка); готовностью родителей к сотрудничеству с педагогами.

Досуговое направление:

Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В работе с родителями досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

Формы взаимодействия с родителями.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. 

Существуют следующие традиционные формы взаимодействия:

Посещение семьи ребенка

Наглядная пропаганда

День открытых дверей

Беседы

Консультации

Родительские конференции

Нетрадиционные формы взаимодействия:

Круглый стол

Семейная гостиная

Семейные клуб

Вечера вопросов и ответов

Семинары для родителей

Тематические выставки

Устный журнал для родителей

Почта доверия, телефон доверия

Открытые занятия

Интеллектуальные ринги детей и родителей

Интервью с родителями и детьми на определенные  темы

Родительская гостиная

Конкурс семейных талантов

Портфолио семейного успеха

Аукцион секретов воспитания

Мини-музей

Маршрут выходного дня и другие.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.


В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Таким образом, необходимо использовать разнообразные формы   и принципы работы с семьями воспитанников детского сада. Это даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

 Всей своей работой сотрудники ДОУ должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

8.Раскройте и объясните требования к планированию работы с родителями в дошкольной образовательной организации

При планировании взаимодействия с родителями воспитанников целесообразно учитывать следующее:

1. Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОО, показать эффективность педагогической работы коллектива и т. д. Нарушение педагогом данного положения может привести к результату, обратному ожидаемому.

2. План работы с родителями должен учитывать особенности годового планирования ДОО в целом, а так же акции и мероприятия, проводимые в районе или городе (например, конкурсы по пожарной или дорожной безопасности).

3. Обязательно учитывать при планировании работы долгосрочные задачи, поставленные на государственном, районном уровне.

Варианты планирования взаимодействия с родителями

Взаимодействие с родителями, их педагогическое просвещение должно осуществляться в определенной системе - это составление годового плана работы. Годовой план текущего года не должен совпадать с предыдущим, нужно вносить коррективы.

В годовом плане взаимодействия с родителями, прежде всего, определяются задачи, которые тесно связаны с образовательным процессом в ДОО. При составлении годового плана по взаимодействию с родителями, учитываются рекомендации и предложения педагогического коллектива ДОО. Советы и пожелания воспитателей помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях, тематику консультаций, оформление тематических выставок, альбомов, консультаций и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение мероприятий.