Файл: Четырехугольники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Аттестационная работа

по программе «ФГОС: формирование и развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий»

Система заданий по геометрии к теме «Четырехугольники»

Выполнил(а):

Педагог- организатор

МБОУ «Школа №2

им. Ю.А. Гагарина»

Ю.А. Ивашова
Проверил:

__________________________________

«____» ____________________ 2020 г.

Тема: «Четырехугольники»

Класс: Класс: 8 класс

Учебник (с полными исходящими данными) УМК: Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др.], - 20-е изд. – М,: Просвещение, 2010.

Задания на развитие у обучающихся умения применять логическую операцию "определение понятий"





Предметные задания


Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.


Прочитав определения, установить, в каких из них допущена ошибка, и доказать свою точку зрения:

  1. Четырехугольник – ломаная, состоящая из четырёх звеньев.

  2. Многоугольник с 4 вершинами называется четырехугольником

В первом определении ошибка, т.к. не всякая ломаная, имеющая четыре звена является четырехугольником.

Во втором определении ошибки нет, т.к. в нём указан истинный родовой признак (многоугольник) определяемого понятия (четырехугольник), а также истинный видовой признак (4 вершины)

Указывает существенные признаки четырехугольника

Логические УУД

Анализирует объекты с целью выделения признаков

Строит логическую цепь. Подводит под понятие.

Общеучебные УУД

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

2.

Указать каждому понятию ближайший родовой признак:

Данные понятия

Ближайший родовой признак

четырехугольник




ромб




квадрат




прямоугольник




трапеция




параллелограмм




многоугольник






Данные понятия

Ближайший родовой признак

четырехугольник

многоугольник

ромб

параллелограмм

квадрат

ромб, прямоугольник

прямоугольник

параллелограмм

трапеция

четырехугольник

параллелограмм

четырехугольник

многоугольник

Замкнутая ломанная



Указывает ближайший родовой признак различных четырехугольников и многоугольника

Логические УУД

Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) Подводит под понятие.


Задания на развитие у обучающихся умения применять логическую операцию "деление"





Предметные задания


Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.


Установить соответствие между  видами многоугольников и основаниями (критериями) их  деления

Виды многоугольников

Основание деления

А

Выпуклые, невыпуклые

1

По равенству элементов многоугольника

Б

Параллелограммы, трапеции, трапецоиды

2

По количеству сторон

В

Треугольники, четырехугольники, n-угольники

3

По расположению многоугольника относительно любой прямой, содержащей его стороны

Г

Правильные, неправильные

4

по количеству пар параллельных сторон



А

Б

В

Г

3

4

2

1



Определяет существенные признаки многоугольников

Логическое УУД Находит основание (критерий) для логического деления понятий, определяет виды (члены деления) в соответствии с выявленным критерием.

2.

Назвать признаки, на основании которых можно сравнить фигуры.





  1. Параллелограмм и трапеция

  1. принадлежность к четырехугольникам

принадлежность к выпуклым фигурам

принадлежность к параллелограммам

количество пар равных сторон

количество пар равных углов

сумма соседних углов

наличие периметра

наличие площади

формулы нахождения периметра (площади)

наличие прямого угла

  1. принадлежность к четырехугольникам

принадлежность к выпуклым фигурам

количество пар параллельных сторон

наличие периметра

наличие площади

формулы нахождения периметра (площади)

способность иметь прямой угол

Н азвать признаки, на основании которых можно сравнить фигуры.





  1. Параллелограмм и трапеция

  1. принадлежность к четырехугольникам

принадлежность к выпуклым фигурам

принадлежность к параллелограммам

количество пар равных сторон

количество пар равных углов

сумма соседних углов

наличие периметра

наличие площади

формулы нахождения периметра (площади)

наличие прямого угла

  1. принадлежность к четырехугольникам

принадлежность к выпуклым фигурам

количество пар параллельных сторон

наличие периметра

наличие площади

формулы нахождения периметра (площади)

способность иметь прямой угол


Задания на развитие у обучающихся умения применять логический прием "сравнение"





Предметные задания


Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.


С формулировать суждения на сравнение , выделив их особенные (отличительные) признаки

  • По сравнению с ромбом ABCD, квадрат KLMN является прямоугольником.

  • Больше, чем у ромба ABCD свойств у квадрата KLMN.

  • Если площадь квадрата KLMN можно вычислить по формуле S=a2, то у ромба ABCD нет.

  • В отличие от ромба ABCD, у которого диагонали не равны, у квадрата KLMN диагонали равны.




Сравнивает фигуры, выделяя у них отличительные признаки

Логические УУД

Сравнивает объекты с целью выделения отличительных признаков; выбирает критерии для сравненияобъектов;

Общеучебные УУД

осознанно и произвольностроит речевое высказывания в устной и письменной форме.

2.

Определить правильность (корректность) сравнения

  • Если у ромба все стороны равны, то у квадрата все углы равны

  • Как у ромба диагонали взаимно перпендикулярны, та к и у прямоугольника смежные стороны взаимно перпендикулярны

Все сравнения построены некорректно, т.к. понятия сравниваются по разным признакам.

Определяет признак по которому сравнивают четырёхугольники, устанавливает корректность сравнения

Логические УУД

Анализирует высказывание с целью определения корректности.

Строит логическую цепь рассуждений. Общеучебные УУД

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

Задания на развитие у обучающихся умения строить умозаключения и применять их в процессе познания






Предметные задания


Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.


Восстановить пропущенные посылки в умозаключениях:

Четырехугольник – это многоугольник?

Квадрат – это многоугольник

Квадрат – это четырехугольник

Указывают на принадлежность квадрата четырехугольникам

Логические УУД:

Анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Подводят под понянтие

Синтезируют…….

Общеучебные УУД:

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.


Задания на развитие у обучающихся общеучебных умений





Предметные задания


Предполагаемые ответы

обучающихся

Планируемые результаты

предметные умения

познавательные УУД

1.


Предметные: знать виды четырёхугольников, их свойства и признаки, уметь решать задачи на нахождение неизвестных величин и на доказательство, умение выстраивать логичную последовательность действий.
Мы закончили изучение темы «Четырехугольники». Сегодня еще раз вспомним определения и свойства известных вам фигур. И расскажу я вам сказку. Сказки бывают волшебные, а наша еще и полезная. Почему, потом поймете. Вы будете помогать мне. Как называется сказка, вы должны угадать.

Жил был вот такой четырехугольник.

Звали его .

Давайте вспомним определение и свойства Параллелограмма Ходил Параллелограмм по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями, и решил Параллелограмм поискать родственников.

- Ежели встречу родственника, то я сразу узнаю его, - думал Параллелограмм, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Однажды встречает он на пути такую фигуру Как называется эта фигура? Сейчас проверим, правильно ли вы ответили.

Стал Параллелограмм к ней приглядываться, что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре, и спросил он тогда:

- Как тебя зовут, приятель?

- Называют меня Прямоугольником.

Давайте вспомним определение и свойства Прямоугольника.

Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали теперь они вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и по белу свету шагать. Вот отдыхают они на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какие-то фигуры и направляются прямо к ним.

А вид они имели такой: -Кто же вы?

-Да мы же родственники! - воскликнул Параллелограмм.

Как называются эти фигуры?.

А почему они родственники? .

Сформулируйте свойства ромба и свойства квадрата .

Посмотрите на следующий слайд и ответьте на вопрос:

Как же мы теперь озаглавим эту сказку?


Ответ №1: Параллелограмм.

Ответ №2: Параллелограмм - это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

В параллелограмме противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

Ответ №3: Прямоугольник.

Ответ №4: Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.

Прямоугольник обладает всеми свойствами параллелограмма (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам) и еще его диагонали равны.

Ответ №5:Это ромб и квадрат.

Ответ №6: Потому что ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны, а квадрат – это прямоугольник, у которого стороны равны.

Ответ №7: Ромб обладает всеми свойствами параллелограмма (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам) и еще его диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов.

Квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, диагонали равны) и свойствами ромба ( диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов).

Ответ №8: Параллелограммы.




Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели, применяют методы информационного поиска, обосновывают выбор эффективного способа решения задачи, строят логическую цепочку утверждений.

Регулятивные УУД: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; составляют план и последовательность действий, оценивают правильность выполнения действий, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные УУД: учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в группах, формулируют собственное мнение, задают вопросы.

Личностные УУД: адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому совершенствованию, развитие творческих способностей.