Файл: Лекция 3 Основы теории права Задание Признаки права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой систему научно разработанных теоретических и практических положений, раскрывающих содержание конституционного права как отрасли российского права изучаемых в системе высшего образования РФ. Структура учебного курса во многом совпадает с системой отрасли и науки конституционного права и закрепляется в содержании соответствующей учебной программы. Конституционное право РФ как отрасль права является ведущей, основополагающей отраслью российской системы права. Это место конституционного права обусловлено тем, что оно регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Однако уровень и детализация их регулирования не одинаков. Так, нормы конституционного права закрепляют и подробно регулируют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Задание 2. Основы правового статуса личности в РФ закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.

Конституционно-правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают: 1) граждане РФ; 2) иностранные граждане; 3)лица без гражданства (апатриды).

Содержание конституционно-правового статуса личности – это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ.

Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.

Задание 3. К личным правам и свободам Конституция РФ относит: право на жизнь , право на достоинство личности , предполагающее, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком, право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на свободу совести и на свободу вероисповедания, право на свободу мысли и слова


К политическим правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся: свобода мысли и слова, свобода массовой информации, которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам, право на информацию, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия ,право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления .

К экономическим правам и свободам Конституция РФ относит: право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности и ее наследования, право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями , право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ,право на труд и на вознаграждение за труд, право на отдых ,право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов .

К социальным правам Конституция РФ относит: право на государственную защиту материнства, детства и семьи, право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан ,право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ,право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату, право на охрану здоровья и медицинскую помощь ,включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии ,право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями .

К культурным правам в соответствии с Конституцией РФ относятся: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования ,право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования ,свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания ,право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры

, на доступ к культурным ценностям .

Задание 4. Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Субъектами федерации в России являются:

- республики в составе Российской Федерации (государства);

- края;

- области;

- города федерального значения;

- автономная область;

- автономные округа.

Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статусаконкретного субъекта.

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

- государственная целостность Российской Федерации;

- единстве системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- равноправие и самоопределение народов в России.

Задание 5.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской
 Федерации.
Задание 6.

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Задание 13.

  • 1) назначение выборов (Принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

  • 2) регистрация и составление списков избирателей (При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей);

  • 3) образование избирательных округов, избирательных участков (Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка);

  • 4) формирование избирательных комиссий (В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса);

  • 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация (Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям, избирательным блокам. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа);

  • 6) предвыборная агитация (Это деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации);

  • 7) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование (Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели;