Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 619
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации учащихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся, программой социальной деятельности обучающихся. -
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. -
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка. -
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. -
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. -
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные организации, классы (группы).
Содержание программы
Диагностическая работа
Вид работы | Срок реализации | Ответственный |
В случае зачисления ребёнка с ОВЗ в ОО | ||
Наблюдение за течением адаптации, заполнение анкеты (карты) адаптации ребёнка | При зачислении ребёнка в ОО (первые 8 недель обучения) | Классный руководитель |
Изучение личного дела, итоговой успеваемости | При зачислении ребёнка в ОО | Классный руководитель |
Изучение заключения ПМПК, предоставленного законными представителями | При зачислении в ОО, после прохождения ПМПК | Члены ПМПК |
Изучение медицинской карты | При зачислении в ОО | Фельдшер |
Диагностическое обследование психологического развития, особенностей эмоциональной сферы, | При зачислении в ОО | Педагог-психолог |
личностных особенностей; оформление психологического заключения, карты психологического развития | | |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, беседы с законными представителями, посещение семьи; оформление социально-педагогического заключения, акта обследования социально-бытовых условий | При зачислении в ОО | Классный руководитель |
В случае обучения ребёнка с ОВЗ в ОО | ||
Наблюдение за динамикой текущей и итоговой успеваемости, мониторинг учебной успеваемости | В течение учебной четверти, по итогам четверти, года | Классный руководитель |
Диагностическое обследование психологического развития, особенностей эмоциональной сферы, личностных особенностей, положения ребёнка в классном коллективе; оформление психологического заключения, карты психологического развития | Ежегодно, в начале учебного года | Педагог-психолог |
Медицинское обследование | Ежегодно, в начале учебного года | Фельдшер |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, беседы с законными представителями, посещение семьи; оформление социально-педагогического заключения, акта обследования социально-бытовых условий | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
В случае первичного выявления учащихся с ОВЗ в ОО | ||
Наблюдение за динамикой текущей и итоговой успеваемости, мониторинг учебной успеваемости | В течение учебной четверти, по итогам четверти, года | Классный руководитель |
Диагностическое обследование психологического развития у учащихся, неуспевающих по учебным предметам, требующих направления на ПМПК; оформление | По запросу учителя, классного руководителя, учителей-предметников | Педагог-психолог |
психолого-педагогического представления на ПМПК | | |
Диагностическое обследование | По запросу учителя, | Учитель-логопед |
речевого развития у учащихся, | классного | |
неуспевающих по учебным | руководителя, | |
предметам, требующих направления | учителей-предметников | |
на ПМПК; оформление психолого- | | |
педагогического представления на | | |
ПМПК | | |
Коррекционно-развивающая работа
Вид работы | Срок реализации | Ответственный |
Определение формы получения основного общего образования ребёнком с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, документами, подтверждающими наличие у ребёнка особых образовательных потребностей | По представлению законными представителями заключения ПМПК, документов, подтверждающих наличие у ребёнка особых образовательных потребностей | Директор, заместитель директора по УВР |
Разработка индивидуального учебного плана, включающего урочную, внеурочную и коррекционную деятельности на основании рекомендаций ПМПК, документов, подтверждающих наличие у ребёнка особых образовательных потребностей | При написании заявления законными представителями | Директор, заместитель директора по УВР |
Разработка и реализация адаптированных программ по учебным предметам в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка | В течение учебного года | Учителя-предметники |
Консультативная помощь педагогам по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья | В течение учебного года | Учителя предметники, педагог-психолог, |
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; | По запросу | Члены ПМПК |
Консультативная помощь учащимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями | | |
Разработка и реализация программ внеурочной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями и интересами ребёнка | ||
Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка | В течение учебного года | Учителя-предметники, педагог-психолог |
Консультативная работа
Информационно-просветительская работа
Вид работы | Срок реализации | Ответственный |
Родительское собрание «Индивидуально-типологические и психологические особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся в классе» | 2 родительское собрание в 5-ом классе для учащихся с ОВЗ | Зам. дир. по УВР педагог-психолог |
Информационный стенд «Условия семейного воспитания ребёнка с ОВЗ» | | Педагог-психолог |
Обучающий семинар для педагого «Технологии педагогической работы с детьми с ОВЗ разных категорий» | | Зам. дир. по УВР, педагог-психолог, учителя-предметники |
Открытые уроки для педагогов | | Учителя-предметники |
Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата | Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Могут встречаться психические и речевые нарушения, с нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха). | Основным условием коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической исоциальной помощи. |
Соматически ослабленные дети | Имеют ослабленное соматическое здоровье, часто болеют | Медицинские обследования, психологическое сопровождение, выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями |
Дети с нарушениями речи | Имеют нарушения речи, отставание в речевом развитии | Логопедическая коррекция в индивидуальной или групповой форме |
Дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы и поведения | Агрессивные дети, эмоционально - расторможенные дети (реагируют слишком бурно на происходящие события, выкрикивают), тревожные дети (стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание) | Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы посредством программ внеурочной деятельности и индивидуально-групповой коррекции |
Дети-инвалиды | Имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем | Выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями, безбарьерная среда в ОО, сопровождение педагога-тьютора |
Система индивидуально-ориентированной коррекционной деятельности
| Цели и задачи | Содержание | Цели |
Урочная деятельность | Освоение основной образовательной программы основного общего образования | Адаптированные программы учебных предметов с учётом особых образовательных потребностей детей и категории детей с ОВЗ | Урок |
Внеурочная деятельность | Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся | Программы внеурочной деятельности, учитывающие недостатки в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ОВЗ | Тренинг, коррекционное занятие |
Внешкольная деятельность | Социализация учащихся | Организация взаимодействия с социальными партнерами | Коррекционное занятие |
Механизмы реализации программы
Сетевое взаимодействие внутри ОУ
Условия реализации программы
Организационные условия.
Для обучения учащихся с ОВЗ организованы следующие формы обучения:
-
обучение в коррекционных классах -группах; -
обучение по индивидуальным адаптированным программам в общеобразовательном классе; -
обучение на дому.
Материально-технические условия
Материально - техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально - технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среды образовательного учреждения.
Кадровые условия Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательной организации. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процессов.