Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 617
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание внеурочных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в соответствии с Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» и письмом министерства образования и науки Краснодарскогокрая от 30.09.2015 № 47-1509/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Краснодарского края» посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, проекты олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные и экологические практики и т. д.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Цель и задачи внеурочной деятельности сориентированы на становление личностных характеристик выпускника основной школы, сформулированных в ФГОС.
Настоящий план внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
При разработке плана внеурочной деятельности учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План внеурочной деятельности составлен в соответствии с направлениями развития личности:
-
спортивно-оздоровительное, -
духовно-нравственное, -
социальное, -
общеинтеллектуальное, -
общекультурное.
Программа обеспечивает реализацию всех этих направлений и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому обучающемуся в объеме до 10 часов в неделю.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода.
Внеурочная деятельность организуется после уроков и проводится в зависимости от направления деятельности: в парках, на спортивных площадках и спортзалах, в музеях, кабинете информатики, библиотеке, и т.д.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана.
Занятия проводятся в формах, отличных от классно-урочной на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Для реализации плана внеурочной деятельности используются следующие формы работы с обучающимися: экскурсии, КТД, кружки, олимпиады, викторины, выставки, заочные путешествия, библиотечные часы, дни здоровья, конкурсы, проекты, общественно полезные практики, игры, досуговое общение, художественное творчество, трудовая, исследовательская деятельность, краеведческие мероприятия и т.д.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в видах деятельности, которые предусмотрены в рамках внеурочной деятельности:
-
игровая деятельность; -
познавательная деятельность; -
проблемно-ценностное общение; -
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); -
художественное творчество; -
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); -
трудовая (производственная)деятельность; -
спортивно-оздоровительная деятельность; -
туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5 и является ее составной частью.
План внеурочной деятельности не включает занятия в рамках дополнительного образования (в отделении дополнительного образования образовательной организации, образовательных организациях дополнительного образования).
При установлении направлений и объема часов внеурочной деятельности обучающегося допустимо учитывать посещение занятий дополнительного образования и возможно уменьшение часов внеурочной деятельности.
Для внеурочной деятельности и отделения дополнительного образования составляются отдельные расписания.
Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности 30 человек.
Классный коллектив может быть разделен на группы в соответствии с выбором направлений и программ внеурочной деятельности, при этом количество человек в группе не может быть менее 8 человек.
Допускается объединение обучающихся разных классных коллективов с учетом выбора направлений и программ внеурочной деятельности, возрастных особенностей обучающихся и пожелания самих обучающихся (их законных представителей).
Количество часов в неделю и в год, отводимых на внеурочную деятельность, установлено учебным планом МБОУ СОШ № 5 учебный год.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет не менее 1 часа и не более 10 часов в неделю на обучающегося.
Выбор внеурочных занятий, их содержание формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Программы внеурочной деятельности может реализоваться как в отдельно взятых классах, так и в объединенных группах детей на параллелях. Такой подход к реализации программ основан на анализе ресурсного обеспечения образовательной организации, информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей, интересов обучающихся, их занятости в системе дополнительного образования школы и учреждениях дополнительного образования города.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается.
Учет посещения занятий в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других организациях осуществляется на основании информации, предоставленной родителями (законными представителями) обучающихся.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, фамилии, имена и отчества педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности руководителю образовательной организации необходимо обеспечить прохождение повышения квалификации по реализации ФГОС общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия внеурочной деятельности.
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя МБОУ СОШ № 5 в соответствии с должностной инструкцией.
В соответствии с графиком организации образовательного процесса внеурочная деятельность обучающихся организуется:
-
после уроков, с обязательным 45 минутным перерывом; -
в каникулярное время; -
в выходные дни; -
в формате «интенсива».
Внеурочная деятельность обучающихся организуется с 1 сентября. По отдельным курсам планируется ведение занятий по нелинейному расписанию.
Для организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5 самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Обязательной частью рабочей программы курса внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения курса и форм их учета. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.
В классах основной школы организована работа с Портфолио. Таким образом, решается одна из основных задач обучения и воспитания: выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Работа с портфолио ведет к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста, поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов, максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ.
Рабочие программы внеурочной деятельности разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Планируемых результатов основного общего образования, планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5; программы формирования универсальных учебных действий, программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования МБОУ СОШ №5.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные задачи:
-
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; -
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; -
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования,