Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основу формирования АООП ООО ЗПР положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  • онтогенетический принцип;

  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ООП ЗПР ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

  • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика АООП ООО ЗПР МБОУ СОШ №5

Данная программа предполагает, что обучающийся с ЗПР получит образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и в те же сроки.

АООП ООО ЗПР представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО).

Требования к структуре АООП ООО ЗПР (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования (далее - ФГОС ООО).


Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО ЗПР. Обязательными условиями реализации АООП ООО, обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа педагога и психолога с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

В МБОУ СОШ №5 осуществляется обучение детей с ЗПР по общей образовательной программе основного общего образования, возможно обучение по индивидуальным учебным планам. Обучение организуется в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии о состоянии здоровья, рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными возможностями детей.

Определение варианта АООП ООО ЗПР осуществляется на основе рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основное общее образование обучающимися с ЗПР может быть получено: в МБОУ СОШ №5 (в очной, очно-заочной или заочной форме); вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Обучающиеся переводятся/принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только на основании заявления их родителей (законных представителей).

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день в 5 - 9 классах не более 7 уроков.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности конкретного обучающегося может быть организован облегченный учебный день - четверг или пятница.

Объем домашних заданий (по всем предметам) предусматривает следующие затраты времени на его выполнение (в астрономических часах): в 5 классах – 2 ч. в день, в 6-8 классах – 2,5 ч. в день, в 9 классах – до 3,5 ч. в день.



Механизм выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях.

Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом:

  • обучающимся с ЗПР необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса;

  • ТПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации;

  • консилиум МБОУ СОШ №5 определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПК, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов;

  • заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПК доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия;

  • педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, а впоследствии реализуют;

  • одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Особенности организации образовательной деятельности в МБОУ СОШ №5.

МБОУ СОШ №5 – общеобразовательная школа и обучает детей, проживающих в микрорайоне школы, не ведет конкурсного отбора детей для поступления в 5 класс. В школе созданы благоприятные условия для поддержки детских инициатив во всех видах деятельности, успешного формирования учебной самостоятельности, желания и умения учиться, обучения навыкам общения и сотрудничества.

АООП ООО ЗПР осваивается в очной форме обучения. На основании заключения лечебно-профилактического учреждения о наличии заболевания, входящего в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, справки об инвалидности ребенка и письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора школы может быть осуществлен перевод обучающегося на индивидуальное обучение на
дому.

Учебные занятия в МБОУ СОШ №5 проводятся в одну смену. АООП ООО ЗПР реализуется в рамках пятидневной учебной недели с 5 по 8 классы, в рамках шестидневной учебной недели в 9 классе.

Образовательная программа включает в себя часть, установленную учебным планом МБОУ СОШ №5, и часть, определенную планом воспитательной работы школы.

Объем освоения образовательной программы (очная форма обучения, классно - урочная система), определяемый учебным планом.

Для решения задач развития и социализации, обучающиеся принимают участие в системе воспитательных мероприятий, определенных планом воспитательной работы МБОУ СОШ №5, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе, в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях,

Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Вместе с тем, участие обучающихся в системе воспитательных мероприятий, определенных планом воспитательной работы МБОУ СОШ №5, обеспечивает выполнение ими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и заботе о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремлению к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.


Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития, обучающегося с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ основного общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на