Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристика содержания направлений коррекционной работы

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка

Изучение ребенка


Содержание работы

Где и кем

выполняется работа

Медицинское

Выявление состояния физического здоровья. Изучение медицинской документации.

Физическое состояние обучающегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения

движений; утомляемость; состояние анализаторов.

Педиатр, психиатр.

Психологи- ческое

Обследование актуального уровня развития и психоэмоциональной сферы, определение зоны ближайшего развития.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении.

Уровень притязаний и самооценка

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время.

Диагностика. Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности Беседа с

родителями и учителями- предметниками, обучающимися

Логопедическое

Обследование актуального уровня речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Беседы с

ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.







Изучение письменных работ.

Диагностика.

Дефектологи- ческое

Обследование знаний умений и навыков, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания;

индивидуальные особенности; моторика; речь.

Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика.

Беседа с

родителями и учителями- предметниками. Диагностика.



Примерный план организации диагностической работы в МБОУ СОШ №5

Задачи

(направления

деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

Ответствен ные

Выявление обучающихся, нуждающихся в специализирован ной помощи

Создание банка данных об обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Беседа, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся

В течение учебного года

Классный руководитель

Проведение диагностики отклонений в развитии

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации

специалистов разного профиля

Анкетирование, беседа с логопедом, психологом.

Сентябрь- октябрь

Педагог- психолог, социальный педагог, Учителя.

Заполнение специалистами карты индивидуального развития

Анализ причин возникновения трудностей в обучении

Выбор (создать) оптимальной для развития обучающегося коррекционной программы

Организация и проведение специалистами индивидуальных (групповых) коррекционно- развивающих

занятий

В

течение учебного года

Классный руководитель Педагог- психолог Социальный педагог



Примерный план организации коррекционно-развивающей работы в МБОУ СОШ №5

Задачи

(направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы

деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственн ые

Обеспечение

Программа

Анкетирование.

В течение

Заместитель

психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР

психолого- педагогического сопровождения

Диагностика. Анализ.

Систематизация

года

директора Классный руководитель Педагог-

психолог

Обеспечение контроля за состоянием здоровья обучающихся с ЗПР и соблюдение СанПиНов

Создание информационной справки о

состоянии здоровья детей и рекомендациях для педагогов, учителя и

родителей.

Протокол заседания ПМПК Наблюдение.

Систематизация. Беседы.

Консультации. Работа ПМПК

В течение года

Медицинский работник

Создание программы лечебной физкультуры

Анкетирование, беседа с

родителями. Анализ.

Систематизация

Сентябрь

-октябрь

Медицинский работник

Организация мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового образа

жизни

Дни здоровья

В течение года

Учитель физкультуры

Разработка индивидуальной траектории развития ребенка. АООП ООО

Программа индивидуального развития ребенка

Анализ. Систематизация. Консультации.

Беседы

В течение года

Классный руководитель Педагог- психолог


Осуществление дифференцированно го и

индивидуализирован ного обучения с учетом специфики нарушения развития ребенка

Протокол заседания ПМПК Расширенные календарно- тематические планы. Банк дифференцировнных педагогических

измерительных материалов по

предметам

Индивидуальны е и групповые коррекционные занятия

В течение года

Специалисты ПМПк:

Учитель- логопед Педагог- психолог Учитель-

предметник Заместитель

директора



Примерный план организации консультативной работы в МБОУ СОШ №5

Задачи (направления)

деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

Ответственн ые

Выработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы для всех участников образовательного процесса

Продуктивность использования психолого- педагогических и медицинских рекомендаций (разработать план информационно- консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками

школы)

По итогам диагностического обследования

В течение года

Специалисты ПМПК:

педагог- психолог учитель- предметник заместитель директора

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентиро- ванных методов и приемов работы

Повышение компетентности педагогов при оказании помощи ребенку с ОВЗ

Практикумы. Индивидуальные консультации.

Тематические консультации

В течение года

Специалисты ПМПК:

дефектолог педагог- психолог учитель- предметник

заместитель директора

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР

Улучшение обстановки в семье.

Стабилизация самочувствия ребенка.

«Сглаживание» психологических проблем

Родительские собрания (тематические родительские собрания).

Индивидуальные консультации по запросу родителей (законных

представителей)

В течение года

Специалисты ПМПК:

педагог- психолог учитель- предметник заместитель

директора

Примерный план организации информационно-просветительской работы в МБОУ СОШ №5

Задачи (направления)

деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

Ответственн ые

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам: психолого- педагогическое просвещение педагогов, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей;

Формирование комплексного подхода к развитию ребенка:

-оказание родительской помощи ребенку на этапе

школьной жизни;

-комфортное пребывание обучающихся в классе, в ОУ;

-информиров- ание родителей;

- организация обмена необходимой информацией между учителями- предметниками; мотивация педагогов на организацию педагогической деятельности с детьми, испытывающими трудности в

обучении.

Собеседование с родителями, педагогами по выбору программ и перспектив обучения; освещение логопедом проблемы общения детей с нарушениями речи; взаимодействие учителей и

родителей по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей восприятия учебного материала; стендовый лекторий для данной категории; информирование посредством поддержки соответствующего баннера на сайте школы

В течение года

Специалисты ПМПК:

педагог- психолог учитель- предметник, заместитель директора педагогическо й

деятельности с детьми, испытывающи ми трудности в обучении.



Этапы реализациипрограммы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом, организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ЗПР, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внутришкольная форма организации сопровождения детей с ЗПР.

ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ЗПР.

Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.


В состав ПМПк образовательной организации входят педагог-психолог, учитель- логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, тьютор, врач, а также представитель администрации. Родители уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ЗПР.

Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ЗПР обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Психологическая поддержка (психологическое сопровождение)

Цель: коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ЗПР. Работа может быть организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с ЗПР.




Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Психологическая диагностика особенностей личностного развития

Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.

Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности. Определение внутрисемейных отношений,

особенностей семейного воспитания.


Педагог-психолог

2.

Организация и проведение коррекционно- развивающей работы (индивидуальные занятия) с обучающимся и родителями.

Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).

Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов.

Тренинги.

Релаксационные занятия, снятие напряжения. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности.

Занятия по развитию коммуникативных

навыков


Педагог-психолог

3.

Индивидуальные консультации родителей (опекуна) по результатам

обследования.



Рекомендации



Педагог-психолог



4.



Просветительская

Разработка индивидуальных.

Работа с родителями и учителями – предметниками с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению

уровня тревожности и т. д. для педагогов и родителей


Педагог-психолог, классные руководители