Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка
Изучение ребенка | Содержание работы | Где и кем выполняется работа |
Медицинское | Выявление состояния физического здоровья. Изучение медицинской документации. Физическое состояние обучающегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений; утомляемость; состояние анализаторов. | Педиатр, психиатр. |
Психологи- ческое | Обследование актуального уровня развития и психоэмоциональной сферы, определение зоны ближайшего развития. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении. Уровень притязаний и самооценка | Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Диагностика. Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности Беседа с родителями и учителями- предметниками, обучающимися |
Логопедическое | Обследование актуального уровня речевого развития, определение зоны ближайшего развития. | Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. |
| | Изучение письменных работ. Диагностика. |
Дефектологи- ческое | Обследование знаний умений и навыков, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь. | Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика. Беседа с родителями и учителями- предметниками. Диагностика. |
Примерный план организации диагностической работы в МБОУ СОШ №5
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответствен ные | |
Выявление обучающихся, нуждающихся в специализирован ной помощи | Создание банка данных об обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи | Беседа, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся | В течение учебного года | Классный руководитель | |
Проведение диагностики отклонений в развитии | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля | Анкетирование, беседа с логопедом, психологом. | Сентябрь- октябрь | Педагог- психолог, социальный педагог, Учителя. | |
Заполнение специалистами карты индивидуального развития | |||||
Анализ причин возникновения трудностей в обучении | Выбор (создать) оптимальной для развития обучающегося коррекционной программы | Организация и проведение специалистами индивидуальных (групповых) коррекционно- развивающих занятий | В течение учебного года | Классный руководитель Педагог- психолог Социальный педагог |
Примерный план организации коррекционно-развивающей работы в МБОУ СОШ №5
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственн ые |
Обеспечение | Программа | Анкетирование. | В течение | Заместитель |
психолого- педагогического сопровождения детей с ЗПР | психолого- педагогического сопровождения | Диагностика. Анализ. Систематизация | года | директора Классный руководитель Педагог- психолог |
Обеспечение контроля за состоянием здоровья обучающихся с ЗПР и соблюдение СанПиНов | Создание информационной справки о состоянии здоровья детей и рекомендациях для педагогов, учителя и родителей. | Протокол заседания ПМПК Наблюдение. Систематизация. Беседы. Консультации. Работа ПМПК | В течение года | Медицинский работник |
Создание программы лечебной физкультуры | Анкетирование, беседа с родителями. Анализ. Систематизация | Сентябрь -октябрь | Медицинский работник | |
Организация мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового образа жизни | Дни здоровья | В течение года | Учитель физкультуры | |
Разработка индивидуальной траектории развития ребенка. АООП ООО | Программа индивидуального развития ребенка | Анализ. Систематизация. Консультации. Беседы | В течение года | Классный руководитель Педагог- психолог |
Осуществление дифференцированно го и индивидуализирован ного обучения с учетом специфики нарушения развития ребенка | Протокол заседания ПМПК Расширенные календарно- тематические планы. Банк дифференцировнных педагогических измерительных материалов по предметам | Индивидуальны е и групповые коррекционные занятия | В течение года | Специалисты ПМПк: Учитель- логопед Педагог- психолог Учитель- предметник Заместитель директора |
Примерный план организации консультативной работы в МБОУ СОШ №5
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственн ые |
Выработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы для всех участников образовательного процесса | Продуктивность использования психолого- педагогических и медицинских рекомендаций (разработать план информационно- консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы) | По итогам диагностического обследования | В течение года | Специалисты ПМПК: педагог- психолог учитель- предметник заместитель директора |
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентиро- ванных методов и приемов работы | Повышение компетентности педагогов при оказании помощи ребенку с ОВЗ | Практикумы. Индивидуальные консультации. Тематические консультации | В течение года | Специалисты ПМПК: дефектолог педагог- психолог учитель- предметник заместитель директора |
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР | Улучшение обстановки в семье. Стабилизация самочувствия ребенка. «Сглаживание» психологических проблем | Родительские собрания (тематические родительские собрания). Индивидуальные консультации по запросу родителей (законных представителей) | В течение года | Специалисты ПМПК: педагог- психолог учитель- предметник заместитель директора |
Примерный план организации информационно-просветительской работы в МБОУ СОШ №5
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственн ые |
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам: психолого- педагогическое просвещение педагогов, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей; | Формирование комплексного подхода к развитию ребенка: -оказание родительской помощи ребенку на этапе школьной жизни; -комфортное пребывание обучающихся в классе, в ОУ; -информиров- ание родителей; - организация обмена необходимой информацией между учителями- предметниками; мотивация педагогов на организацию педагогической деятельности с детьми, испытывающими трудности в обучении. | Собеседование с родителями, педагогами по выбору программ и перспектив обучения; освещение логопедом проблемы общения детей с нарушениями речи; взаимодействие учителей и родителей по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей восприятия учебного материала; стендовый лекторий для данной категории; информирование посредством поддержки соответствующего баннера на сайте школы | В течение года | Специалисты ПМПК: педагог- психолог учитель- предметник, заместитель директора педагогическо й деятельности с детьми, испытывающи ми трудности в обучении. |
Этапы реализациипрограммы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом, организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ЗПР, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внутришкольная форма организации сопровождения детей с ЗПР.
ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ЗПР.
Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.
В состав ПМПк образовательной организации входят педагог-психолог, учитель- логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, тьютор, врач, а также представитель администрации. Родители уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ЗПР.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ЗПР обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Психологическая поддержка (психологическое сопровождение)
Цель: коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ЗПР. Работа может быть организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с ЗПР.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Психологическая диагностика особенностей личностного развития | Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании. Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания. | Педагог-психолог |
2. | Организация и проведение коррекционно- развивающей работы (индивидуальные занятия) с обучающимся и родителями. | Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков). Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности. Занятия по развитию коммуникативных навыков | Педагог-психолог |
3. | Индивидуальные консультации родителей (опекуна) по результатам обследования. | Рекомендации | Педагог-психолог |
4. | Просветительская | Разработка индивидуальных. Работа с родителями и учителями – предметниками с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т. д. для педагогов и родителей | Педагог-психолог, классные руководители |