Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. В течение года педагог-психолог осуществляет информационно- просветительскую работу с родителями и педагогами: чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов.
Направление | Содержание работы | Ответственный |
Консультирование | Ознакомление с психологическими и возрастными особенностями, нарушениями физического здоровья и развития, по проблемам воспитания и обучения обучающихся с ЗПР | психолог, учитель по физической культуре (раздел лечебная физкультура), педиатр |
Семинары, тренинги, консилиумы, лектории | Обучающие тренинги и семинары с педагогами по взаимодействию с детьми с ЗПР, участие в педсоветах, консилиумах по вопросам обучения и воспитания, лектории по образовательному подходу к ребенку с ЗПР, обучение приёмам и методам коррекционной и диагностической работы. | курсы повышения квалификации, психолог, учитель по физической культуре (раздел лечебная физкультура) |
Результат: повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и воспитании детей с ЗПР. |
Программа повышения психолого- педагогической компетентностиродителей
Направление | Содержание работы | Ответственный |
Консультирование | Ознакомление с психолого- педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся, педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании | психолог, учитель по физической культуре (раздел лечебная физкультура), педиатр |
Родительские собрания | Лекции по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического и речевого развития, коррекции ЗУН | психолог, учитель по физической культуре (раздел лечебная физкультура), педиатр |
Анкетирование | Опрос родителей по вопросам обучения и воспитания | Администрация, психолог |
Открытые мероприятия | Проведение круглых столов, конференций, открытых занятий и уроков по взаимодействию с детьми с ЗПР | психолог, учитель по физической культуре (раздел лечебная физкультура), педиатр |
Результат: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР. |
В реализации диагностического направления работы принимают участие как учителя класса (аттестация обучающихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты ПМПк (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года)
Социально-педагогическое сопровождение
1.1. Социальная поддержка (социальное сопровождение)
Цель: ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Диагностика особенностей семейного воспитания обучающегося. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. | Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и родителями. Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности). | Классный руководитель, зам. директора, социальный педагог |
2. | Консультации родителей (опекуна), учителей | Индивидуальные беседы с родителями или опекунами ребёнка. | Зам. директора, социальный педагог |
Воспитательное сопровождение
Цель: воспитание социальных навыков; гражданских норм; эстетического и нравственного потенциала личности; формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Вовлечение детей в кружковую деятельность. | Организация работы кружков и секций | Педагоги дополнительного образования, зам. директора |
2. | Вовлечение в посильную внеклассную деятельность | Тематические беседы, конкурсы (очные и дистанционные), викторины, литературные подборки | Классные руководители |
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ЗПР в общеобразовательной организации осуществляет социальный педагог и классный руководитель. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды.
Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ЗПР, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ЗПР. Целесообразно участие социального педагога в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ЗПР; в выборе профессиональных склонностей и интересов.
Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений.
Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем- дефектологом, учителем-логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.
Медицинская поддержка (медицинское сопровождение, лечебно-оздоровительное).
Цель: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ЗПР в образовательной организации осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ЗПР.
Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ЗПР и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (купирует приступ, делает инъекции и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ЗПР.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Диагностика особенностей физического и психического развития | Обследование узкими специалистами | Медицинский работник школы |
2. | Консультации родителей (опекуна), учителей | Рекомендации по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения | Медработник школы |
Также предполагается проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
Направление | Содержание | Ответственный |
Лечебно– профилактические мероприятия | Осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха, смена деятельности на уроках для обучающихся с ЗПР | Педиатр, педагог |
Лечебно– профилактические действия | ЛФК, соблюдение режима дня, физминутки, музыкотерапия, сказкотерапия, арттерапия, пальчиковая, дыхательная, кинезеологическая, релаксационная, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз | Педиатр, педагог, психолог, , учитель по физкультуре |
Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение). Обучение.
Цель: обеспечение обучения детей общеучебным умениям и навыкам, способам получения знаний, организации учебного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Диагностика индивидуальных особенностей развития | Наблюдения на уроках, результаты контрольных срезов, проверочных работ | Учителя |
2. | Консультации родителей (опекуна), учителей и воспитателей | Рекомендации развитию учебных умений и навыков | Зам. директора, классный руководитель |
3. | Организация и проведение коррекционно - развивающей работы | Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия | Учитель, педагоги дополнительного образования, |
4. | Профилактическая деятельность | Беседы, тематические беседы | Зам. директора, учителя, специалисты |
Учитель может реализовывать коррекционную направленность учебно- воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.
Каждый педагог, обучающий школьников с ЗПР, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.