Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. В течение года педагог-психолог осуществляет информационно- просветительскую работу с родителями и педагогами: чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов.

Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование

Ознакомление с психологическими и возрастными особенностями, нарушениями физического здоровья и

развития, по проблемам воспитания и

обучения обучающихся с ЗПР

психолог, учитель по физической

культуре (раздел лечебная

физкультура), педиатр

Семинары, тренинги, консилиумы, лектории

Обучающие тренинги и семинары с педагогами по взаимодействию с детьми с ЗПР, участие в педсоветах, консилиумах по вопросам обучения и воспитания, лектории по образовательному подходу к ребенку с ЗПР, обучение приёмам и методам

коррекционной и диагностической работы.

курсы повышения квалификации, психолог, учитель по физической культуре (раздел лечебная физкультура)

Результат: повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и

воспитании детей с ЗПР.


Программа повышения психолого- педагогической компетентностиродителей


Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование

Ознакомление с психолого- педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся, педагогическая и

психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании

психолог, учитель по физической культуре (раздел

лечебная физкультура), педиатр

Родительские собрания

Лекции по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического и речевого развития,

коррекции ЗУН

психолог, учитель по физической культуре

(раздел лечебная физкультура), педиатр

Анкетирование

Опрос родителей по вопросам обучения

и воспитания

Администрация, психолог

Открытые мероприятия

Проведение круглых столов, конференций, открытых занятий и уроков по взаимодействию с детьми с ЗПР

психолог, учитель по физической культуре

(раздел лечебная

физкультура), педиатр

Результат: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения

детей с ЗПР.



В реализации диагностического направления работы принимают участие как учителя класса (аттестация обучающихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты ПМПк (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года)
Социально-педагогическое сопровождение
1.1. Социальная поддержка (социальное сопровождение)
Цель: ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.




Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Диагностика особенностей семейного воспитания обучающегося.

Выявление поля проблем внутрисемейного,

межличностного характера.

Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и родителями.

Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности).

Классный руководитель, зам. директора, социальный педагог

2.

Консультации родителей

(опекуна), учителей

Индивидуальные беседы с родителями или опекунами ребёнка.

Зам. директора, социальный

педагог


Воспитательное сопровождение
Цель: воспитание социальных навыков; гражданских норм; эстетического и нравственного потенциала личности; формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах.



Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Вовлечение детей в кружковую деятельность.

Организация работы кружков и секций

Педагоги дополнительного образования, зам.

директора

2.

Вовлечение в посильную внеклассную

деятельность

Тематические беседы, конкурсы (очные и дистанционные), викторины, литературные подборки

Классные руководители



Социально-педагогическое сопровождение школьников с ЗПР в общеобразовательной организации осуществляет социальный педагог и классный руководитель. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды.

Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ЗПР, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ЗПР. Целесообразно участие социального педагога в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ЗПР; в выборе профессиональных склонностей и интересов.

Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений.

Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем- дефектологом, учителем-логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Медицинская поддержка (медицинское сопровождение, лечебно-оздоровительное).

Цель: формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ЗПР в образовательной организации осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ЗПР.

Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ЗПР и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (купирует приступ, делает инъекции и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ЗПР.




Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Диагностика особенностей физического и

психического развития

Обследование узкими специалистами

Медицинский работник школы

2.

Консультации родителей (опекуна), учителей

Рекомендации по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей

медикаментозного лечения

Медработник школы


Также предполагается проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).


Направление

Содержание

Ответственный

Лечебно– профилактические мероприятия

Осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха, смена деятельности на уроках для обучающихся

с ЗПР

Педиатр, педагог

Лечебно– профилактические действия

ЛФК, соблюдение режима дня, физминутки, музыкотерапия, сказкотерапия, арттерапия, пальчиковая, дыхательная, кинезеологическая,

релаксационная, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз

Педиатр, педагог, психолог,

, учитель по физкультуре

Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение). Обучение.

Цель: обеспечение обучения детей общеучебным умениям и навыкам, способам получения знаний, организации учебного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).




Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Диагностика

индивидуальных особенностей развития

Наблюдения на уроках, результаты

контрольных срезов, проверочных работ

Учителя


2.

Консультации родителей (опекуна), учителей и воспитателей

Рекомендации развитию учебных умений и навыков

Зам. директора, классный

руководитель

3.

Организация и проведение коррекционно - развивающей работы

Индивидуальные занятия,

коррекционные упражнения, дополнительные занятия

Учитель, педагоги дополнительного образования,


4.

Профилактическая деятельность

Беседы, тематические беседы

Зам. директора, учителя,

специалисты

Учитель может реализовывать коррекционную направленность учебно- воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

Каждый педагог, обучающий школьников с ЗПР, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.