Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов Школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля.

Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через специальную организацию работы, которая включает следующие группы:

административная группа состоит из представителей администрации школы, осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует работу всех групп;

социально-педагогическая группа состоит их учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс, и социального педагога, школьного инспектора, которые оказывают помощь в проблемных ситуациях;

профилактическая группа состоит из медсестры (фельдшера), учителей физической культуры, учителя-логопеда, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;

психологическая группа состоит из педагога-психолога, классных руководителей, тьютора, которые осуществляют диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной
работы.

В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, тьютор, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ЗПР.

Для развития потенциала обучающихся с ЗПР специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ЗПР может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.

Медико-психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ЗПР

Направле ние

Цель

Форма

Содержание

Предполагаемый результат

Психологи- ческая коррекция

Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы ребенка

Коррекционно- развивающие занятия

Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок с обучающимися с

ЗПР

Сформированность психических процессов, необходимых для освоения АООП

Логопеди- ческая

коррекция

Коррекция речевого

развития

Коррекционно– развивающие

групповые и

Реализация программ и

методических

Сформированность устной и

письменной речи




обучающихся с ЗПР

индивидуальные занятия

разработок с детьми с ЗПР

для успешного освоения АООП

ООО

Дефектоло- гическая коррекция

Коррекция ЗУН обучающихся с ЗПР

Коррекционно– развивающие групповые и

индивидуальные занятия

Реализация программ и методических

разработок с детьми с ЗПР

Сформированность ЗУН для успешного освоения АООП

Тьюторское сопровожде

-ние

Сопровождение обучающихся, нуждающихся в тьюторском сопровождении (по решению

ТПМПК)

Сопровождение обучающихся по ИУП,

составление и реализация СИПР

Реализация СИПР

Сформированность навыков

самостоятельной учебной

деятельности для успешного

освоения АООП

Медицинс-

Коррекция

Коррекционно-

Реализация

Улучшение

кая

физического

развивающие

программ и

физического

коррекция

здоровья

занятия по

методических

здоровья




обучающегося

лечебно-

разработок с

обучающихся







физической

детьми с ЗПР










культуре,

План










профилактическ

профилактическ










ие мероприятия

их мероприятий













для













обучающихся с













ЗПР





В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество с родительской общественностью.

В механизм реализации программы коррекционной работы входит и социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами.

МБОУ СОШ №5 сотрудничает с ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ".

Взаимодействие с социальными партнерами может осуществляться как на постоянной основе, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акциях. Такое взаимодействие обеспечивает:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи специалистов разного уровня;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития, обучающегося;

  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются ПМПк, индивидуальные программы развития обучающихся и система комплексного психолого-медико-социального сопровождения, которое предусматривает многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

Условия реализации программы

Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).


Образовательная организация при отсутствии необходимых условий осуществляет деятельность службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы и др.

Организационные условия

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, например, формы обучения в по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями ТПМПК, РПМПК).

Психолого-педагогические условия:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, , посещение кружков и секций) в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии;

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

  • комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,

  • умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, муниципалитете.


Программно-методические условия

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.

Кадровые условия

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование (педагог-психолог, социальный педагог) и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Материально-технические условия

В школе имеется материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения. Здание школы имеет следующий набор помещений: 8 учебных кабинетов, компьютерный класс, спортивный зал, столовая с пищеблоком, библиотека. Учебные классы располагаются на двух этажах. На 1 этаже располагаются помещения столовой, спортивногозала, раздевалки, подсобные помещения, компьютерный класс, на втором –библиотека, методический кабинет. В компьютерном классе установлено 3 компьютеров, включенных в локальную сеть, имеется выход в Интернет.

Планируемые результаты коррекционной работы:

  • налаженная система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в обучении;

  • информационный банк данных детей с ЗПР;

  • информационно-методический банк образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения;

  • индивидуальные учебные планы и индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности детей с ЗПР;

  • система мониторинга успешности освоения детьми с ЗПР основной образовательной программы основного общего образования;

  • модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ЗПР, по сохранению физического и психического здоровья;

  • расширение участия детей с ЗПР в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, проектах, акциях;

  • коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР (стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушения в развитии);

  • создание условий для организации дистанционного обучения детей с ЗПР.