Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов Школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля.
Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через специальную организацию работы, которая включает следующие группы:
административная группа состоит из представителей администрации школы, осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует работу всех групп;
социально-педагогическая группа состоит их учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс, и социального педагога, школьного инспектора, которые оказывают помощь в проблемных ситуациях;
профилактическая группа состоит из медсестры (фельдшера), учителей физической культуры, учителя-логопеда, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;
психологическая группа состоит из педагога-психолога, классных руководителей, тьютора, которые осуществляют диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной
работы.
В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, тьютор, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ЗПР.
Для развития потенциала обучающихся с ЗПР специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ЗПР может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.
Медико-психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ЗПР
Направле ние | Цель | Форма | Содержание | Предполагаемый результат |
Психологи- ческая коррекция | Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы ребенка | Коррекционно- развивающие занятия | Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок с обучающимися с ЗПР | Сформированность психических процессов, необходимых для освоения АООП |
Логопеди- ческая коррекция | Коррекция речевого развития | Коррекционно– развивающие групповые и | Реализация программ и методических | Сформированность устной и письменной речи |
| обучающихся с ЗПР | индивидуальные занятия | разработок с детьми с ЗПР | для успешного освоения АООП ООО |
Дефектоло- гическая коррекция | Коррекция ЗУН обучающихся с ЗПР | Коррекционно– развивающие групповые и индивидуальные занятия | Реализация программ и методических разработок с детьми с ЗПР | Сформированность ЗУН для успешного освоения АООП |
Тьюторское сопровожде -ние | Сопровождение обучающихся, нуждающихся в тьюторском сопровождении (по решению ТПМПК) | Сопровождение обучающихся по ИУП, составление и реализация СИПР | Реализация СИПР | Сформированность навыков самостоятельной учебной деятельности для успешного освоения АООП |
Медицинс- | Коррекция | Коррекционно- | Реализация | Улучшение |
кая | физического | развивающие | программ и | физического |
коррекция | здоровья | занятия по | методических | здоровья |
| обучающегося | лечебно- | разработок с | обучающихся |
| | физической | детьми с ЗПР | |
| | культуре, | План | |
| | профилактическ | профилактическ | |
| | ие мероприятия | их мероприятий | |
| | | для | |
| | | обучающихся с | |
| | | ЗПР | |
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
-
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; -
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; -
сотрудничество с родительской общественностью.
В механизм реализации программы коррекционной работы входит и социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами.
МБОУ СОШ №5 сотрудничает с ГБУЗ "Отрадненская ЦРБ".
Взаимодействие с социальными партнерами может осуществляться как на постоянной основе, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акциях. Такое взаимодействие обеспечивает:
-
комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи специалистов разного уровня; -
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития, обучающегося; -
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются ПМПк, индивидуальные программы развития обучающихся и система комплексного психолого-медико-социального сопровождения, которое предусматривает многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
Условия реализации программы
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
Образовательная организация при отсутствии необходимых условий осуществляет деятельность службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы и др.
Организационные условия
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, например, формы обучения в по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями ТПМПК, РПМПК).
Психолого-педагогические условия:
-
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, , посещение кружков и секций) в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии; -
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); -
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -
введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; -
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; -
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях; -
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, -
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм); -
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, муниципалитете.
Программно-методические условия
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др.
Кадровые условия
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование (педагог-психолог, социальный педагог) и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Материально-технические условия
В школе имеется материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения. Здание школы имеет следующий набор помещений: 8 учебных кабинетов, компьютерный класс, спортивный зал, столовая с пищеблоком, библиотека. Учебные классы располагаются на двух этажах. На 1 этаже располагаются помещения столовой, спортивногозала, раздевалки, подсобные помещения, компьютерный класс, на втором –библиотека, методический кабинет. В компьютерном классе установлено 3 компьютеров, включенных в локальную сеть, имеется выход в Интернет.
Планируемые результаты коррекционной работы:
-
налаженная система взаимодействия школы с учреждениями здравоохранения, родителями (законными представителями) по выявлению детей с трудностями в обучении; -
информационный банк данных детей с ЗПР; -
информационно-методический банк образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения; -
индивидуальные учебные планы и индивидуальные карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности детей с ЗПР; -
система мониторинга успешности освоения детьми с ЗПР основной образовательной программы основного общего образования; -
модель взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами по социальной адаптации детей с ЗПР, по сохранению физического и психического здоровья; -
расширение участия детей с ЗПР в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, проектах, акциях; -
коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР (стабилизация и выравнивание параметров, характеризующих нарушения в развитии); -
создание условий для организации дистанционного обучения детей с ЗПР.