Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
типологического - метода, направленного на выявления различных типов культур. При помощи этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные типы культур и др. Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур.
По мнению некоторых специалистов в области теории и истории культуры (А. С. Мыльников и др.), культурология с успехом может использовать и другие методы:
В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод переживания и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача - отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познавательное выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критическое осмысление духовных явлений культурной жизни. В этом направлении широко применяются структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.
Культурология, как и другие гуманитарные науки, не ограничивается объяснениями. Поэтому для постижения своего предмета она нуждается в понимании, т.е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им.
Задача культурологии - осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить лишь к системе знаний. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.
М. Вебер считал, что науки об обществе и культуре должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М. Вебер называл "объясняющим пониманием".
Список литературы
1. Арнольдов А.И. Наука о культуре: современные коллизии // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусств. — 2006.
2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Человек в мире слова / М.М. Бахтин; Рос. открытый ун-т. — М. : Изд-во Рос.открытого ун-та, 1995.
3. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности / К.С. Сарингулян. — Ереван, 1986.
4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб., 1996.
5. Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине «Культурология» / А.И. Шендрик. — М.: ЮНИТИ, 2002.
6. К. Е. Халин, Г. В. Бабаян, С. К. Исламгалиева/ Конспект лекций по культурологии (https://www.litres.ru/konstantin-halin/kulturologiya/)
По мнению некоторых специалистов в области теории и истории культуры (А. С. Мыльников и др.), культурология с успехом может использовать и другие методы:
-
o семиотический метод; -
o психологический метод (особенно при изучении особенностей национальной культуры); -
o биографический метод (анализ жизненного пути деятеля культуры с целью лучше понять его внутренний мир); -
o метод моделирования (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).
В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод переживания и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача - отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познавательное выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критическое осмысление духовных явлений культурной жизни. В этом направлении широко применяются структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.
Культурология, как и другие гуманитарные науки, не ограничивается объяснениями. Поэтому для постижения своего предмета она нуждается в понимании, т.е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им.
Задача культурологии - осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить лишь к системе знаний. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.
М. Вебер считал, что науки об обществе и культуре должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино, М. Вебер называл "объясняющим пониманием".
Список литературы
1. Арнольдов А.И. Наука о культуре: современные коллизии // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусств. — 2006.
2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Человек в мире слова / М.М. Бахтин; Рос. открытый ун-т. — М. : Изд-во Рос.открытого ун-та, 1995.
3. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности / К.С. Сарингулян. — Ереван, 1986.
4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб., 1996.
5. Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие для студентов вузов по дисциплине «Культурология» / А.И. Шендрик. — М.: ЮНИТИ, 2002.
6. К. Е. Халин, Г. В. Бабаян, С. К. Исламгалиева/ Конспект лекций по культурологии (https://www.litres.ru/konstantin-halin/kulturologiya/)