ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура личности К. Хорни
Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.
Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую.
Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.
Структура личности Л. С. Выгоцкого
Говоря о высших психических функциях, Л. С. Выготский рассматривал их не изолированно от личности, а вместе с нею, и писал по этому поводу следующее: «Как бы мы... ни толковали высшие психические функции, мы... прибегали к некоторому более сложному, более цельному понятию личности, из отношения к которой и пытались объяснить такие относительно простые функции...» Развитие каждой отдельной психической функции неотделимо от развития личности в целом.
Л. С. Выготский оказался одним из первых ученых, осознавших тот факт, что понять личность изнутри, изучая только ее психологию, практически невозможно. В психологическом анализе личности, по его мнению, необходимо выйти за ее пределы и исследовать то, что связывает личность с обществом. Вот что он писал по этому поводу: «Овладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе...» Человека как личность ученый в большинстве своих высказываний не отождествлял со всей его психологией, что позднее стало характерным для ряда отечественных психологов. Это заключение вытекает из следующего его высказывания: «Мы не причисляем (к личности — Р. Я.) всех признаков индивидуальности, отличающих ее от ряда других индивидуальностей... Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое»; «Понятие личность есть... социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применяет по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас». Сама личность, но мнению Л. С. Выготского, должна, кроме того, «пониматься не как законченная форма, но как постоянно текущая, динамическая форма взаимодействия между организмом и средой».
Часто в своих работах, посвященных детям и детской психологии, Л. С. Выготский размышлял на тему о развитии личности ребенка, и в этих размышлениях он так или иначе демонстрировал свой общий взгляд на личность. Решающим моментом в развитии личности ребенка Л. С. Выготский, как и многие его современники, считал осознание ребенком себя или становление его я. Оно, по мнению Л. С. Выготского, есть мыслящая сторона нашей личности.