ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При определении схемы реализации товара (продукции) за рубежом не допускается использование необоснованного и недобросовестного посредничества.
Товаропроводящие системы можно представить в виде совокупности различных предприятий, связанных между собой упорядоченными вертикальными и горизонтальными связями.
Товаропроводящая сеть в настоящее время относительно надежно и эффективно функционирует в международной и национальной торговле. Она представляет собой по основной сути логистическую систему макро- и мезоуровня.
Товаропроводящая сеть должна соответствовать ряду требований, среди которых:
-
установление тесной связи с посредниками, которая легче обеспечивается при меньшем их числе, а это гарантирует более сильное влияние на их работу; -
полный отказ от шаблона и использование индивидуального подхода к каждому рынку или даже сегменту одного и того же рынка (что означает ориентацию на различные каналы распределения); -
повышение риска серьезного ущерба фирме-поставщику при излишне малом числе параллельно работающих на данном рынке посредников; -
хорошо налаженная работа специалистов по изучению состояния конкретного рынка.
Товаропроводящая сеть имеет несколько основных форм:
-
органы сбыта, принадлежащие сети; -
сбытовые посредники внутри страны; -
сбытовые посредники за пределами страны.
Рассмотрим виды логистических посредников.
К группе зависимых посредников относят зависимых посредников от изготовителя (организации), а также отдельных лиц, оказывающих содействие изготовителю (владельцу) товара в его распределении (продаже), но не принимающие непосредственного участия в сделках купли-продажи своим капиталом и не несущие при этом никаких коммерческих рисков.
Сюда относят агентов, брокеров, комиссионеров и др.
Агент (торговый агент, торговый представитель) – это физическое или юридическое лицо, совершающее операции или выполняющее деловое поручение другого лица за его счет и от его имени, представляющее интересы покупателя или продавца и не принимающее на себя право собственности на товар. Агент ведет поиск потенциальных покупателей и продавцов, организует переговоры между ними, помогает в оформлении и передаче права собственности на товары, заинтересовывает покупателей в приобретении товара.
Коммивояжеры – разъездные агенты торговой организации, предлагающие покупателям товары по определенным образцам, каталогам.
Брокер – физическое или юридическое лицо, выступающее посредником при заключении оптовых сделок между заинтересованными сторонами.
Комиссионер совершает операции по сбыту продукции от своего имени, но делает это за счет производителя. Производитель, сдавая на «комиссию» свою продукцию, сохраняет право собственности на эту продукцию до оплаты ее потребителем.
Консигнатор – это оптовый торговец, получающий от поручителя товары и продающий их со своего склада и от своего имени.
К группе независимых посредников относят независимые организации,
участвующие в процессе распределения продукции изготовителя от своего имени и за свой счет, приобретая право собственности на реализуемую продукцию. В этой группе выделяют посредников:
– выступающих по отношению к изготовителю (продавцу) покупателями, приобретающими его продукцию на основе договора купли-продажи. В качестве таких посредников выступают торговые дома, оптовые и розничные организации;
– получающих от изготовителя (товаровладельца) по отдельному договору право продажи его продукции (товаров) на определенной территории в течение согласованного периода. Такой договор устанавливает условия отношений между изготовителем (товаровладельцем) и посредником при распределении продукции. Для его выполнения стороны заключают самостоятельные контракты, по которым посредники выступают как покупатели продукции товаров. К ним относят дистрибьютеров и дилеров.
Дистрибьютор – физическое или юридическое лицо, оптовый посредник, обслуживающий разные отрасли промышленности, имеющий склады и осуществляющий коммерческую деятельность от своего имени и за свой счет. В логистической цепи они занимают положение между производителем и дилером.
Дилер – оптовый или розничный посредник, ведущий все операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается дилером по договору поставки, он становится собственником продукции после оплаты за нее, а также принимает все риски в канале распределения. Дилер выполняет оптово-розничные функции и находится ближе к потребителю [3].
Как и любая логистическая цепь, товаропроводящая сеть состоит из определенных звеньев:
-
организация продавца, которая является частью каналов распределения и осуществляющая контроль их работы;
-
межгосударственные каналы, осуществляющие доставку товаров в зарубежные страны; -
каналы в странах-экспортерах, осуществляющие доставку товаров из пунктов пересечения границы данных стран до конечных потребителей.
Участники товаропроводящей сети выполняют следующие функции:
-
реализация отечественного товара за рубежом; -
сбор и распространение маркетинговой информации; -
стимулирование сбыта; -
установление контактов между производителями и потребителями; -
адаптация продукта к требованиям покупателей (сортировка, сборка, упаковка); -
транспортировка и хранение товаров; -
создание рациональных запасов; -
реклама; -
финансирование жизнедеятельности канала [4].
Выбор субъекта ТПС в конкретном регионе деятельности (при необходимости – на конкурсной основе) осуществляется с учетом следующих основных критериев:
-
набор предоставляемых маркетинговых и рекламных услуг; -
возможность осуществления сервисного (гарантийного и послегарантийного) обслуживания; -
наличие квалифицированного персонала; -
стабильность финансового положения и платежеспособность.
Практически любая товаропроводящая сеть имеет своих посредников. Несмотря на повышение конечной цены, внешнеторговые операции с участием посредника имеют высокую эффективность.
Такая эффективность достигается путем увеличения оперативности сбыта продукции. Это способствует росту прибыли предприятия и снижению издержек.
Посредникам предоставляется право продавать на оговоренной в контракте территории определенный ассортимент продукции в течение определенного времени. Продавец же имеет право самостоятельно сбывать на той же территории ту же продукцию. При неисключительном праве продажи посредник не получает никаких выплат.
В Республике Беларусь одним из составляющих товаропроводящей сети на внешние рынки является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», созданная в 2003 г. Учредителями биржи выступили: Министерство экономики Республики Беларусь, Белорусский концерн по материальным ресурсам, Республиканское торгово-производственное унитарное предприятие «Белторгинфосервис», Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант», Открытое акционерное общество Сберегательный банк «Беларусбанк» [5].
1.2 Особенности формирования и функционирования товаропроводящей сети в рамках распределительной логистики
Формирование каналов распределения является одним из сложных вопросов организации товародвижения, что объясняется многообразием факторов, часто по-разному влияющих на формирование каналов сбыта.
Сложность формирования каналов распределения и управления ими состоит также и в том, что в условиях обостряющейся конкуренции в сфере обращения товаров, в том числе конкуренции между каналами распределения, при быстром развитии технологических и экономических инноваций в сфере обращения, ее субъекты вынуждены адаптировать всю систему распределения товаров к изменениям среды. В противном случае эта система окажется неконкурентоспособной.
При формировании системы распределения товаров субъекты сферы обращения должны учитывать три ключевых фактора:
-
компетентность участников распределения; -
затраты на распределение; -
контроль за распределением.
Компетентность и контроль должны оцениваться с двух точек зрения: взаимного соответствия между основными конкурентными стратегиями, реализуемыми участниками канала распределения, и способностью участников канала совместно реализовывать разработанную стратегию маркетинга. При этом каждый альтернативный участник канала распределения товара должен оцениваться по критериям компетентности, издержек и контроля применительно к каждой функции маркетинговой деятельности в процессе сбыта товаров.
Учет этих факторов при выборе каналов распределения товаров позволит не только сформировать оптимальную систему распределения, но и в целом будет способствовать развитию инфраструктуры товарного рынка, активизации маркетинговой деятельности субъектов сферы обращения товаров.
В связи с этим, при разработке методологии формирования системы распределения товаров следует исходить из критерия оптимизации развития инфраструктуры товарного рынка, поскольку основой ее формирования выступает система распределения товаров в сфере обращения, определяющая размещение объектов инфраструктуры [6].
Все участники товаропроводящей сети должны обеспечить выполнение следующих задач:
-
сбор и изучение информации, необходимой для принятия решений по организации товародвижения; -
налаживание и совершенствование взаимоотношений партнеров, -
участие в продвижении товаров; -
максимальную подготовку товара под требования покупателя; -
увязку и согласование интересов всех участников; -
принятие риска (ответственности) за функционирование канала; -
продвижения товаров; -
оптимизацию издержек по обеспечению процесса товародвижения.
В современных условиях наблюдается рост числа разнообразных посреднических организаций при одновременном сокращении в среднем объемов деятельности каждой из них. Это приводит к увеличению многозвенности в процессе закупок и реализации товаров. Вместе с тем конкуренция между посредническими организациями не достигла еще такого уровня, при котором она способна стимулировать их к повышению качества обслуживания потребителей.
Рассмотрим принципы, определяющие условия функционирования товаропроводящей сети в таблице 1:
Таблица 1 – Принципы, определяющие условия функционирования ТПС
Принципы | Характеристика |
Декларирование формы распределения | Указывается посредством каких распределительных форм осуществляется сбыт продукции |
Обозначение статуса субъектов | Обозначается тип субъектов ТПС, указывается форма отношения к ним предприятия |
Декларирование стратегии | Прописывается стратегии, главная цель, конкретные задачи всех элементов распределительной системы |
Управляемость системой | Обозначается административный центр ответственности, определяются рычаги воздействия |
Зональность сбыта | Разграничиваются сбытовые регионы между субъектами распределительной системы |
Регулируемость функционирования | Прописываются механизм регулирования оперативного функционирования распределения |
Единообразие стандартов коммуникаций | Определяются константные значимые элементы фирменного стиля, товарного окружения, принципов взаимодействия с потребителями, уровня сервиса |
Разграничение обязанностей | Определяются обязанности всех участников распределительный цепи |
Обусловленная ответственность | Обозначается ответственность за невыполнение задекларированных обязательств |