Файл: Конкурсная работа .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Являясь важным звеном агропромышленного комплекса Республики Беларусь, организация ставит основную задачу обновления и насыщения парка сельскохозяйственной техники производителей сельскохозяйственной продукции, повышения производительности труда и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Рассмотрим и проанализируем основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Гомсельмаш», представленные в таблице 3.
Таблица 3 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Гомсельмаш» в 2019 – 2020 гг.

Показатели

2019

2020

Отклонение

Темп изменения, %

1

2

3

4

5

Объем производства продукции (работ, услуг),

тыс. руб.

- в действующих ценах

- в сопоставимых ценах


285054

285054


421599

406261


136545

121207


148

143

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.


277601



403313



125712



145


Окончание таблицы 3

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб.


398227


569339


171 112


143

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ,
тыс. руб.


333847


482955


149 108


145

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб.

22764

42990

20226

189

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

-32791

-405279

-372488



в том числе:

- прибыль (убыток) от текущей деятельности

- прибыль (убыток) от инв. и фин. деятельности


-4980

-27811


25580

-430859


20600

-403050






Среднесписочная численность работников , чел.


8516


7862


-654


92

Фонд заработной платы работников списочного состава, тыс. руб.

90974,1

92399,6

1425,5

101

Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб.

360089

360697,5

608,5

100

Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб.

399049,5

371685,5

-27364

93

Производительность труда ППП, тыс. руб.

33,47

53,62

20,15

160

Материалоотдача, руб.

2,07

1,73

-0,34

84

Отдача основных производственных средств, руб.

0,79

1,16

0,37

147

Затраты на 1 руб. произведенной продукции, коп.

0,97

0,96

-0,01

99

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп.

-0,94

-0,92

0,02

98

Среднемесячная заработная плата, руб.

985,8

1086,8

101

110

Рентабельность продаж, %

16,16

15,17

-0,99

93,87

Рентабельность продукции, %

19,28

17,88

-1,4

92,73



Исходя из таблицы можно сделать некоторые выводы. Объём производства продукции в действующих ценах в 2020 году увеличился на 136 545 тыс. руб., в сопоставимых на 121 207 тыс. руб. и темп изменения составил 143%. Рост объемов производства стал фактором увеличения затрат. Затраты на производство и реализацию продукции также увеличились на 125 712 тыс. руб.

На протяжении анализируемого периода, на предприятии наблюдается положительная динамика выручки от реализации продукции. Так, в 2020 году относительно 2019 года прирост выручки составил 171 112 тыс. руб., или 143%. Показатель себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг увеличился в 2020 году относительно 2019 года на 149 108 тыс. руб.

Основным показателем, характеризующими производственный эффект и эффективность предприятия, является показатель его прибыли. Прирост прибыли от реализации продукции в 2020 году относительно 2019 года составил 20226 тыс. руб. или 189%. Показатель прибыли от текущей деятельности в 2019 году имел отрицательное результаты, но в 2020 году предприятие показало положительные результаты, и прибыль составила 25 280 тыс. руб., увеличилась на 20 600 тыс. руб. При этом убыток от инвестиционной и финансовой деятельности в 2020 году составил 430 859 тыс. руб., что крайне неблагоприятно для организации.

Среднесписочная численность работников в целом по предприятию уменьшилась на 654 человека, но при этом фонд заработной платы увеличился на 1 425,5 тыс. руб. Уровень производительности труда возрос на 20,15 руб./чел. или на 160%.

Материалоотдача показывает, что на каждый рубль материальных затрат приходится в 2019 году 2,07 товарной продукции, а в 2020 году 1,73, что уменьшилось на 0,34 копейки.

Анализируя показатели рентабельности можно сделать некоторые выводы. Рентабельность продаж в 2019 году составила 16,16%, а в 2020 году составила 15,17%, что уменьшилось на 0,99%. Это связано с тем, что показатели выручки в 2020 году увеличились на 171 112 тыс. руб.

Рентабельность продукции так же имела тенденцию к уменьшению. В 2019 она году составила 19,28%, а в 2020 году составила 17,88%. Это связано с тем, что себестоимость увеличилась на 149 108 тыс. руб.

Анализ деятельности ОАО «Гомсельмаш» позволил определить, что в целом Общество работает, эффективно получая прибыль от своей деятельности.

В Обществе действует линейно-функциональная (или линейно-штатная) структура управления, получившая наибольшее распространение в управлении машиностроительными предприятиями. Ее суть состоит в том

, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, бюро, группы), которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их руководитель подразделения.

С учетом отраслевых особенностей на ОАО «Гомсельмаш» функции управления реализуются в рамках следующих структурных подразделений: отдела экономики, отдела бухгалтерского учета, отдела продаж и розничной торговли, отдела транспорта, отдела по ремонтному и энергетическому обслуживанию, управления материально-техническим снабжением, сбытом готовой продукции, отдела охрана труда и техники безопасности, отдела кадров и др.

Организационная структура ОАО «Гомсельмаш» является достаточно эффективной с точки зрения ее функционирования, поскольку существует четкое разграничение функций, полномочий и обязанностей.

Первостепенное значение для организации имеет решение таких задач как увеличение экспортных поставок и обеспечение рентабельности продаж. Повышение конкурентоспособности и увеличение объемов поставок продукции холдинга «ГОМСЕЛЬМАШ» на внешние рынки являются стратегическими направлениями деятельности организации.

Рост объема производства обеспечит получение выручки от реализации готовой продукции. Это будет обеспечено ростом поставок сельхозтехники на экспорт.

Выполнение задания по ресурсосбережению позволит достигнуть увеличение показателя по рентабельности реализованной продукции.


2.2 Анализ функционирования товаропроводящей сети
ОАО «Гомсельмаш» на внешнем рынке

Основные принципы работы товаропроводящей сети ОАО «Гомсельмаш»:

  • холдинг «Гомсельмаш» устанавливает, поддерживает и контролирует единую ценовую политику для дилерских центров, торговых домов, торговых агентов;

  • дилер является связующим звеном между холдингом «Гомсельмаш» и конечными потребителями, партнёром по маркетинговой и рекламной деятельности, реализации, техническому и сервисному обслуживанию. Дилер осуществляет продвижение и реализацию продукции на закрепленной за ним территории (регионе) в соответствии с условиями дилерского договора;

  • на площадях дилерского центра постоянно должна быть в наличии техника для реализации потребителю;

  • затраты на проведение предпродажной подготовки техники и ее гарантийного обслуживания дилеру возмещаются в соответствии с дилерской программой;

  • материальное стимулирование дилера производится в соответствии с условиями Дилерской программы холдинга «Гомсельмаш» на год.

Поставка продукции ОАО «Гомсельмаш» на экспорт осуществляется посредством созданной товаропроводящей сети и в незначительных объемах по прямым договорам.

Основными внешними рынками сбыта продукции ОАО «Гомсельмаш» являются Россия, Украина, Казахстан, страны Балтии и дальнее зарубежье (Китай, Аргентина, Чехия).

Все рынки сбыта продукции ОАО «Гомсельмаш» по типу выбранной стратегии делятся на три основные группы:

  • рынки, где основной целью является увеличение существующей доли рынка (Украина, Китай, Аргентина, регионы РФ: Краснодарский, Ставропольский края, Курская, Белгородская, Рязанская области и др.);

  • рынки, где основной целью является внедрение продукции на них (страны дальнего зарубежья: Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Сербия, Иран, страны Балтии).

Н
а рисунке 1 представлена товаропроводящая сеть холдинга «Гомсельмаш» по всему миру за 2020 год:
Рисунок 1 - Товаропроводящая сеть ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ» по миру за 2020 год
Товаропроводящая сеть (ТПС) ОАО «Гомсельмаш», по состоянию на 1 января 2021 года включала в себя 139 субъектов в 37 странах мира: 5 совместных предприятий, в России, Украине, Китае и Индии; 5 совместных производств, в России, Казахстане, Узбекистане и Египте; 1
торговый дом в России; 2 филиала, в Чехии и Аргентине; 96 дилерских центров, в том числе: 16 – Республика Беларусь, 42 – Российская Федерация, 2 – Украина, 10 – страны ближнего зарубежья, 12 – страны Европы, 7 – страны Азии, 5 – страны Африки, 2 – Южная Америка; 30 торговых агентов, в России, Украине и Казахстане.

Наиболее перспективными внешними рынками для ОАО «Гомсельмаш» являются рынки стран ближнего зарубежья – Российской Федерации и Республики Казахстан.

В Российской Федерации, парк зерноуборочных комбайнов составляет 130,5 тыс. шт., а кормоуборочной техники – 13,9 тыс. шт.

При этом в российском парке сельскохозяйственных машин высока доля возрастной техники, которая требует замены на новые машины (44,36% зерноуборочных комбайнов, 41,74% кормоуборочных комбайнов в наличном парке сельхозмашин в России – техника старше 10 лет). Наиболее перспективной техникой для продвижения на российском рынке является вся линейка серийных самоходных зерно-, кормоуборочных комбайнов, прицепная и навесная техника, самоходные косилки.

Основную долю приобретенных зерно- и кормоуборочных комбайнов сельхозпроизводителями Российской Федерации, за последние 5 лет, составляет техника производства: КЗ «Ростсельмаш» (РФ), ОАО «Гомсельмаш» (РБ, включая совместные предприятия и производства в РФ), CLAAS (Германия, совместное производство и прямые поставки), CNH (Италия, совместное производство и прямые поставки) и JohnDeere.

Необходимо отметить, что наряду с прямыми продажами комбайнов стран дальнего зарубежья, в Российской Федерации существуют и сборочные производства основных западных производителей: ООО «КЛААС», ООО «Джон Дир Русь», «CNH-КАМАЗ-Индустрия» и др.

В настоящее время в России насчитывается около 9,6 млн. га неиспользуемых сельхозземель. Правительством Российской Федерации поставлена задача до 2024 года вводить в оборот не менее 1 млн. га сельхозземель ежегодно. В 2020-2024 годах планируется ввести 6 млн. га. В этом случае, по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, прибавка урожая зерна может составить 9,2 млн. тонн, масличных культур - 1,8 млн. тонн. По оценке Минсельхоза РФ емкость рынка Российской Федерации по зерноуборочным комбайнам составляет в среднем от 5000 до 7000 тысяч комбайнов в год, по кормоуборочным машинам от 400 до 500 ед.