ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию товаропроводящей сети ОАО «Гомсельмаш» на внешнем рынке»
3.1 Формирование команды, занимающейся вопросами совершенствования
товаропроводящей сети ОАО «Гомсельмаш» на внешнем рынке
При организации работы по совершенствованию товаропроводящей сети необходимо, прежде всего, сформировать команду, включающую работников
ОАО «Гомсельмаш», которая будет заниматься вопросами рационализации товаропроводящей сети. Кроме того, это могут быть и сторонние организации-стейкхолдеры, имеющие отношение к функционированию товаропроводящей сети Общества (инвесторы, поставщики ресурсов, подрядчики, консультанты, лицензиары, банки. и др.)
Команда проекта по совершенствованию товаропроводящей сети – это группа сотрудников, создаваемая на период разработки и реализации проекта и непосредственно работающих над осуществлением проекта целью которой является разработка соответствующих мероприятий и создание условий для их успешной реализации.
Количество работников в команде определяется объемом работ, предусмотренных проектом. Как правило, менеджеры функционально и (или) предметно ориентированных групп специалистов и составляют команду управления проектом [9].
Существует два основных подхода к формированию команды для управления
проектом:
– первый подход. Ведущие участники проекта – заказчик и подрядчик (кроме них могут быть и другие участники) создают собственные группы, которые возглавляют руководители проекта, соответственно, от заказчика и подрядчика. Эти руководители подчиняются единому руководителю проекта. В зависимости от организационной формы реализации проекта, руководитель от заказчика или от подрядчика может являться руководителем всего проекта. Руководитель проекта во всех случаях имеет собственный аппарат сотрудников, осуществляющих координацию деятельности всех участников проекта;
– второй подход. Для управления проектом создается единая команда во главе с руководителем проекта. В команду входят полномочные представители всех участников проекта для осуществления функций согласно принятому распределению зон ответственности.
Суть команды – в осознании значимости цели, общей для всех ее членов, которой проникаются все члены команды, верят в ее достижимость; в ее миссии, которая для проекта заключается в его эффективной реализации [10].
Для команды проекта необходимо наличие у ее членов комбинации взаимодополняющих навыков (компетенций), составляющих три категории:
-
технические и/или функциональные, т.е. профессиональные навыки; -
навыки по решению проблем и принятию решений; -
навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.);
Команда обладает такими существенными признаками, как:
-
внутренняя организация, состоящая из органов управления, контроля и санкций; -
групповые ценности, на основе которых формируется чувство общности в команде и создается общественное мнение; -
собственный принцип обособления, отличающий ее от других команд; -
групповое давление, т.е. воздействие на поведение членов команды общими целями и задачами деятельности; -
стремление к устойчивости благодаря механизму отношений, возникающих между людьми в ходе решения общих задач; -
закрепление определенных традиций.
Команда – это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения свойств, процессов, параметров, характерных для социальной группы [11].
Команда проекта – это управленческая команда. К основным факторам, определяющим принципы формирования команды относятся:
1. Специфика проекта. Команда проекта организуется для его реализации, поэтому такая характеристика, как специфика проекта – одна из главных в образовании команды.
Специфика проекта определяет:
-
формальную структуру команды, которая утверждается руководством; -
ролевой состав; -
перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; -
сроки, этапы, виды работ по проекту
2. Организационно-культурная среда. Эта среда команды проекта делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя среда включает в себя окружение проекта во всех аспектах.
Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики:
-
принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; -
способы распределения власти; -
сплоченность и связанность членов команды; -
характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов – координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); -
организация ролевого распределения.
3. Особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды. Эти характеристики основываются на понятии «тип лидера»,
которое понимается как характерные особенности, определяющие всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
Современная концепция лидерства подчеркивает такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к самоорганизации и самоконтролю. Наиболее адекватный лидер – тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили собой сами. Человека, способного к подобному лидерству, авторы называют сверхлидером.
Управление командой проекта связано с необходимостью создания рациональной структуры, обеспечения высокой степени профессионализма сотрудников, сложностью достижения оптимального соотношения внешнего контроля и независимости команды. Менеджер должен быть гибким, уверенным в себе и в своих сотрудниках. Влияние в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности.
При реализации проекта специфика управления командой заключается в том, что она, как правило, не является традиционной самостоятельной организацией. Соответствующая организационная форма должна быть индивидуально подобрана под конкретный проект [12].
В случае нашего проекта, проект реализуется в рамках ОАО «Гомсельмаш».
При этом имеются три возможности:
-
работа над проектом как дополнительная задача в рамках повседневной деятельности. Это означает включение управления проектом в обычный ритм работы. Руководство организации определяет руководителя проекта, который в рамках организационной схемы одновременно выполняет и свои обычные обязанности, и при этом дополнительно руководит проектной командой и имеет профессиональный доступ к значимым сотрудникам (вне зависимости от границ отделов). Он также планирует ресурсы и координирует всю деятельность по проекту; -
классическая организация проекта (отдельная оргструктура в рамках оргструктуры Общества). В такой модели, которая выбирается при комплексных и объемных задачах, особенно сильно подчеркнуто значение работы над проектом в организационной структуре предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет пред иерархическими и дисциплинарными отношениями подчинения классической структуры подразделений предприятия. Проект находится под патронажем непосредственно руководства предприятия (руководитель проекта, а отчасти и отдельные члены команды проекта) полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности; -
смешанные формы – назначается освобожденный от иных видов деятельности опытный менеджер проекта и, в зависимости от проекта, привлекаются опытные специализированные сотрудники, которые, однако, одновременно занимаются своей обычной деятельностью. При этом вся ответственность лежит на менеджере проекта, который полностью может сконцентрироваться на реализации проекта и имеет больше свободы при назначении сотрудников для этого проекта.
В случае проекта по оптимизации товаропроводящей сети на внешние рынки, будет использоваться работа над проектом как дополнительная задача в рамках повседневной деятельности, так как нет необходимости освобождать работников от своей повседневной работы, руководитель выполняет свои повседневные обязанности, и при этом дополнительно руководит проектной командой [13].
Заинтересованные стороны (участники проекта, стейкхолдеры) – физические лица или группы лиц, юридические лица или компании и их объединения, а также органы власти всех уровней и/или их унитарные предприятия и организации, заинтересованные в осуществлении проекта, либо находящиеся под воздействием проекта [14]. Заинтересованные стороны могут быть, как непосредственно вовлечены в осуществление проекта, так и косвенно воздействовать на него или, наоборот, осуществление проекта может влиять (позитивно или негативно) на их интересы. Так, в управлении проектами к стейкхолдерам относятся:
-
субъекты, принимающие активное участие в проекте — менеджер, члены команды, заказчик, подрядчик, партнеры; -
субъекты, чьи интересы затронуты проектом или которые будут пользоваться его результатом — потребители, клиенты, партнеры; -
субъекты, способные влиять на проект, но не вовлеченные в него - надзорные органы, акционеры, учредители компании-заказчика, медиа.
Участники и стейкхолдеры проекта:
-
ОАО «Гомсельмаш»; -
маркетинг-центр; -
Заместитель генерального директора департамента региональных продаж; -
департамент обеспечения производством; -
департамент региональных продаж; -
дилерский центр в городе Ростов-на-Дону «Бизон»; -
руководитель выставочного проекта; -
организаторы торговых площадок; -
СМИ; -
местные газеты; -
местное телевидение; -
торговая площадка «Интерагромаш».
ОАО «Гомсельмаш» является инициатором проекта, стороной, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта.
Руководитель проекта — юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта.
В команду самого проекта входят организаторы торговых площадок, дилерский центр в городе Ростов-на-Дону «Бизон», руководитель выставочного проекта. Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта — осуществление функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта.