Файл: Постепенное накопление повреждений в процессе технической эксплуатации бортовых систем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Техническое состояние деталей и эксплуатационных материалов изменяется под действием внешней среды. Так, резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического воздействия (разогрев или охлаждение), химического воздействия масла, топлива и жидкостей, а также солнечной радиации и влажности. В процессе эксплуатации свойства смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей ухудшаются в результате накопления в них продуктов износа, изменения вязкости и потери свойств присадок.
Детали и материалы изменяются не только при их использовании, но и при хранении: снижаются прочность и эластичность резинотехнических изделий; у топлива, смазочных материалов и жидкостей наблюдаются процессы, сопровождаемые выпадением осадков.
Техническое состояние основной доли деталей автомобилей лимитируется износом его рабочих поверхностей (рисунок 1). При этом интенсивность изнашивания, являющаяся отношением величины износа к наработке зависит от различных факторов. Поэтому обеспечение износостойкости рабочих поверхностей деталей требует различных мероприятий как на стадиях проектирования и изготовления автомобилей, так и при эксплуатации.
Величина износа детали увеличивается в течение всего пробега автомобиля до предельного состояния детали, но интенсивность изнашивания различна на разных этапах работы.
Фактическая площадь контакта трущихся деталей в начальный период мала, поэтому происходит их приработка (рисунок 1, Ι). Период установившегося изнашивания (рисунок 1, ΙΙ) характеризуется постоянной интенсивностью и, следовательно, линейно-возрастающей прямой или близкой к ней кривой износа .
Этот период пробега автомобиля, характеризуется стабильностью рабочих процессов, при котором происходят постепенное накопление напряжений и изменение размеров и формы детали. В процессе эксплуатации износ рабочих поверхностей увеличивает зазоры в сопряжениях деталей, что приводит к ухудшению условий смазывания, повышению динамических, ударных нагрузок; разрушению специально обработанных износостойких поверхностных слоев. В результате интенсивность изнашивания повышается, что приводит к периоду аварийного изнашивания (рисунок 1, ΙΙΙ).
Рисунок 1 Зависимость износа и интенсивности изнашивания детали от пробега автомобиля
Ι – период снижающегося изнашивания детали (период приработки); ΙΙ – период установившегося изнашивания детали (период гарантийной эксплуатации); ΙΙΙ – период увеличивающегося (аварийного) изнашивания детали (период пост гарантийной эксплуатации).
Вопрос 2
Износ и повреждения защиты электронных устройств в процессе технической эксплуатации.
Все объекты, созданные человеком или при его участии, подлежат износу с первых мгновений окончания работы над ними. Происходит это во время работы, хранения или даже консервации. Это касается и элементов защиты электронных устройств. По виду износ может быть механическим, моральным и электрическим.
Под механическом износе подразумевается изменение первоначальных форм всего устройства, составляющих его частей или отдельных деталей, которые происходят в процессе постоянных или временных, как внешних, так и внутренних, воздействий.
Механический износ может выражаться в образовании канавок, царапин, истончении покрытий или технологических слоев. Чаще всего такое происходит в местах соприкосновения движущихся одна относительно другой деталей. В процессе эксплуатации происходит механический износ предохранителя. На нем появляются дорожки, выработки, пыль выдувается из корпуса потоком воздуха, или оседает на внутренней поверхности корпуса.
Механический износ выражается в том, что в процессе эксплуатации, нагрева изменяется первоначальная геометрия контактов, ослабляются и деформируются прижимные или возвратные пружины механизмов.
получают обжимные контакты различных разьемов.
Механические повреждения возникают в результате обрыва провода питания в месте ввода в устройство, нарушения пайки разьема на печатной плате, в результате плохо запаянного элемента, не качественной пайки.
Механические повреждения могут произойти из-за обрыва проводников в следствии не правильной зачистки. При зачистке конца проводника от изоляции происходит пережатие и частичный обрыв жил много жильного провода или повреждение жилы, одножильного проводника. В следствии этого проводник обрывается даже при минимальной вибрации, тряске или перегибе.
В большинстве случаев механический износ требует регулярного проведения профилактического осмотра, ремонта аппаратуры
, замены износившихся деталей и сборочных единиц. В некоторых случаях возможно частичное восстановление их эксплуатационных свойств и повторное использование.
При электрическом износе геометрия изделий, их масса может оставаться прежней, но происходит невосстановимая утрата электроизоляционных свойств отдельных элементов аппаратуры. Может случиться износ обмоток. Такой износ иногда незаметен глазу, и может быть обнаружен лишь приборами. Иногда, электрический износ – следствие воздействия, происходящего из-за многолетней эксплуатации в нормальных условиях. Однако, чаще всего – это действие агрессивной среды, высокой температуры и других неблагоприятных факторов, ускоряющих выход оборудования из строя или же его частичную порчу.
Под воздействием недопустимой по техническим нормативам температуры или же при превышении концентрации агрессивных химических веществ происходит разрушение изоляционных слоев. В результате они постепенно или одномоментно разрушаются, теряют, изменяют свои электроизоляционные свойства. Тогда и происходит замыкание, случаются пробои в изоляции, возникает выход потенциала на те части оборудования, какие не должны находится под напряжением.
Такой электрический износ может угрожать не только работоспособности аппаратуры, но и приводить к авариям, пожарам, несчастным случаям, травмированию и гибели людей, имеющих к нему доступ.
Электрический износ возможен и в результате оседания угольной пыли, металлической, проникновения влаги и, как следствие, появления ржавчины в местах контактов.
Своевременное выявление электрического износа, качественное устранение его последствий, одно из основных условий безопасности. Обычно это происходит во время капитального ремонта.
Еще можно говорить и о моральном износе электрооборудования. Это специфический вид износа. Он имеет место даже тогда, когда отсутствует сам факт эксплуатации. Оборудование хранится на складе, или исправно и безопасно работает. Однако, дальнейшее его использование или установка делается нецелесообразной в связи с тем, что уже созданы и реализуются более совершенные аналоги. Они технологичнее и экономичнее.
Такой процесс происходит повсеместно. Касается всех видов материалов и техники. Прогресс постоянно создает более привлекательный, безопасный и удобный продукт. Научные открытия позволяют наделять оборудование ранее недоступными для него свойствами и функциями.
Улучшить качество дальнейшей эксплуатации морально изношенного оборудования, может модернизация. И, чем она глубже, тем больше приближаются параметры устаревшего оборудования к параметрам более нового и совершенного в техническом отношении. Модернизация помогает продлевать жизнь устаревшим производствам, вписывая их в постоянно обновляющийся технический мир, при этом она позволяет экономить значительные средства.
Литература:
1. Акимов С. В., Чижков Ю. П. Электрооборудование автомобилей. – М.: Издательство «За рулем», 2005
2. Ильин Н. М., Тимофеев В. Л., Ваняев В. Я. Электрооборудование автомобилей. – М.: Академия, 2008
3. Резник А. М., Орлов В. М. Электрооборудование автомобилей. – М.: Академия, 2003
4. Синга Х. Р., Мидзутани С. В. Введение в автомобильную электронику. – М.: Мир, 2009
5. Халоян А. А. Автомобильная электроника. – М.: Радио Софт, 2003
6. Чижков Ю.П., Акимов А.В. Электрооборудование автомобилей. – М.: Издательство «За рулем», 2000
7. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009