Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


королевского одеяния, а от того, что ведёшь себя, как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую кур­точку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

В своих студийных спектаклях мы развиваем художниче­скую культуру студийцев, обращаясь к их фантазии, выдумке. Ведь костюмы можно создать из самых обыденных, бросовых материалов: марли, фольги, сеток и др. (выбор материала, ко­нечно, диктуется содержанием спектакля). Большую роль в соз­дании костюма играет принцип деталь вместо целого.

Урок:
«Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в создании образа персонажа;

представлять разнообразие кукол (тростевых, перчаточ­ных, марионеток, ростовых) и уметь пользоваться этим при создании кукол для любительского спектакля, уча­ствуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра;

знать об общем и различном между драматическим и кукольным спектаклями.

Личностные результаты:

формировать целостное представление о кукольном теа­тре как о социальном, культурном явлении современного мира наряду с первичными представлениями о различ­ных видах театральных зрелищ;

формировать понятие о коллективном творчестве.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные пути и способы решения учебных и по­знавательных задач;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

понимать и принимать совместно со сверстниками за­дачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.

Театр кукол предоставляет учителю возможность раскрыть ведущую роль художника в кукольном спектакле как соавтора актёра в создании образа персонажа. Здесь художник в опре­делённой степени сам становится актёром, поскольку создаёт его «тело», которое и одушевляет играющий им кукловод. В ходе урока демонстрируются различные виды театра кукол и способы работы с марионетками, перчаточными куклами и т. д. Очень хорошо, если всё это продемонстрируют не на экране, а вживую сами ученики. Они же могут, если потребуется, рас­сказать о технологии создания простейших кукол.



Важную часть урока может составить просмотр и анализ практической работы на тему сценического костюма — ка­стинг, в котором пробуют игру от образа, делая попытку пере­воплощения в образ персонажа. Упражнения «Диалог и игра с куклой», которые являются важной формой раскрепощения учеников, достижения естественности в диалоге и развития их фантазии, могут быть осуществлены как на этом уроке, так и на следующем, когда учащиеся подготовятся к теме более обсто­ятельно.

Учебно-исследовательское задание

В своём исследовании, темой которого может быть «Те­атр кукол — не только для маленьких» (или аналогичная тема), учащиеся должны проявить понимание особого места этого жанра в жизни людей всех возрастов. Также важно отметить значимость художника в этом жанре. Надо нацелить учащихся на раскрытие особой роли куклы и маски в создании домашне­го или школьного представления, предложив тему «Кукольный спектакль, который я хотел бы поставить». В этом исследовании можно акцентировать внимание преимущественно на самодея­тельных спектаклях и подобрать соответствующий видеоряд из практики школьного театра. Эта аналитическая работа (инди­видуальная или коллективная), как и все предыдущие работы, выполняется в форме реферата или устного сообщения.

К счастью, театр кукол — вид театрального искусства, о ко­тором каждый ученик имеет представление. Личный зрительский и творческий опыт ребёнка учитель может эффективно исполь­зовать в исследовательской и творческой работе.

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

Акцент и направленность творческой работы по этой те­ме могут оставаться в рамках создания эскизов кукол для проекта спектакля (для художников) или этюда для диалога с фантазийным кукольным партнёром (для актёров). А можно в едином кукольном мини-спектакле (в рамках самостоятельной проектной деятельности) объединить работу всех профессий. В нём художники, режиссёры и актёры вместе освоят особен­ности театра кукол. При этом следует выбирать самый короткий сюжет и самую простую технологию изготовления кукол, чтобы эта работа не заняла много времени. Главной задачей проекта является не создание полнометражного спектакля, а возмож­ность создания некоей
его модели, позволяющей соединить все аспекты кукольного творчества.

Из рекомендаций и опыта учителей

Попова Е. В. (Москва). Исследовательские работы по этой теме из года в год у нас бывают самые разнообразные: «Театр Образцова», «Русский балаган», «Современные кукольные шоу» и т. д. Они составили целую коллекцию. Лучшее из неё мы пока­зываем на различных конкурсах и мастер-классах. А ещё, когда у нас была сильная съёмочно-компьютерная группа, вместе с ней я снимала все актёрские и сценографические работы практику­ма. В итоге получилось интереснейшее методическое пособие, которое стало для меня важным подспорьем в дальнейшей пе­дагогической работе. Вообще рекомендую всем педагогам из года в год составлять свои архивы, в которых запечатлены ра­боты ребят. Мои коллеги на основе этого дают мастер-классы, а двое защитили кандидатские диссертации. Так что снимайте, фиксируйте всё сделанное вашими учениками, и от этого видео­ряд каждого урока станет интереснее и богаче.

Гаврилова Н. Е. (Москва). Приёмы и технологии театра ку­кол мы использовали при создании «Рождественского вертепа». Действо, сочинённое двумя-тремя ребятами с использованием музыкально-песенных хоралов Барятинского, оказалось, как го­ворится, очень востребованным и исполнялось с успехом и в школе, и на разных фестивалях и конкурсах. Небольшие куколь­но-игровые сценки в вертепе легко показывать любой аудито­рии и в разных местах. Важно, чтобы всё сочинённое ребятами как можно больше показывалось, а не существовало только для одного выступления.

Хотелось бы также сказать об упражнениях, в которых мы развивали идеи учебника. Например, «Два стула и один че­модан» (создание разных мест действия только из этих пред­метов), «Образное оправдание случайной вещи», «Создание костюма и грима для роли» (упражнения на образ и единство стиля: эскиз, коллаж, видеоподбор, макет для одного персо­нажа и всех действующих лиц), «Игра с куклой» (мини-этюды в разных жанрах — от сказки до пародии или эстрадной миниатю­ры), «Оправдание позы» (логическое объяснение того, почему я нахожусь в той или иной случайное позе), «Музыка и пантоми­ма. Смысловая выразительность пластики и жеста» (обезьяна, падающий лист, вскрик, туман, весна и т. д.).


Литкенс Э. Б. (Москва). Жанр кукольного театра вбирал у нас практически все темы четверти, кроме первой. И макеты, и игровые этюды с самого начала делались применительно к кукольному спектаклю, который и был итогом проектно-сцени­ческого практикума «Театр — спектакль — художник». Мы каж­дый год экспериментируем и по-разному строим работу по этой теме: делали театр марионеток, делали бродячий русский бала­ган и ходили по коридорам с Петрушкой и зазывалами, играли миниатюры с перчаточными и ростовыми куклами, но особый восторг у ребят вызвала проектно-творческая работа в жанре «чёрного театра». Летающие вещи и куклы в руках одетых в чёр­ное актёров настолько увлекли ребят, что они создали школь­ный театр «Иллюзион».

Проектная работа по теме «Театр кукол» у нас выходит за рамки одного урока. Ей посвящается это, предыдущее и после­дующее (итоговое) занятия, проводящиеся в жанре карнавала или шоу театра масок. За время, отводимое на эти три задания, учащиеся из группы режиссёров-сценаристов готовят сценарий шоу-карнавала, художники вместе с актёрами делают костюмы и маски, готовят оформление класса или школьного зала. В работу включаются студии танца, вокала, хор. Отдельно подго­тавливаются один-два номера с марионетками или ростовыми куклами. И эти занятия превращаются в общий праздник, пред­варяющий каникулы.

Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Естественно, что разговари­вать с партнёрами на сцене, произнося чужой текст, как свой, — сложная часть актёрской игры. Органично вести диалог несколь­ко легче, когда текст импровизированный, т. е. сочиняется тобой самим в ходе общения с партнёром. Им может быть как реальный партнёр, так и воображаемый — кукла. Опыт импровизационного диалога у нас ученики приобретают в ходе общения с куклой, когда ученик «един в двух лицах». Достижение органики общения в импровизационной (или текстовой) игре с куклой (от своего лица или в образе персонажа) становится в этом упражнении реализацией всего наработанного актёрского багажа (умение слушать, оценивать событие и т. д.), обретения актёрами сво­боды игры. У куклы есть одно замечательное свойство, которое мы используем в этом упражнении. Она, подобно маске, может волшебным образом раскрепощать актёра, как бы помогая ему скрываться за ней (мол это не я, а она — кукла).