Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Произнося импровизационный текст по мотивам какого-либо рассказа, сказки или на собственный сюжет, мы предлагаем юным актёрам правдиво проживать состояние своего персонажа, а не «пробалтывать» текст.
Театр кукол хорош своей простотой во всём, но прежде всего в характере актёрской игры и общения с куклой. Наденешь на палец маленький белый шарик или моток ниток — вот тебе и кукольный партнёр, который может быть любым персонажем в зависимости от отношения к нему. На него можно, соединяя правду чувств и фантазию, сердиться, его можно бранить или жалеть. В зависимости от этого зрители увидят в простейшей кукле малышку, или злого разбойника, или шекспировскую Джульетту. Всё дело в вере актёра в магическое если бы.
Урок: «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать единство творческой природы театрального и школьного спектаклей;
осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах зрителя, который является равноправным участником сценического зрелища;
развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления от него (катарсиса);
знать основные этапы работы над спектаклем;
иметь представления о рекламно-дизайнерской сфере работы театрального художника, о том, что такое афиша, программка, реклама в СМИ;
уметь представлять собственные результаты деловой игры.
Личностные результаты:
понимать эстетическое воздействие театрального действа на зрителя;
уметь дискутировать, аргументированно высказывать своё мнение, вести диалоги по проблеме;
приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности;
формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении коллективных заданий.
Это итоговый урок по теме четверти, что и определяет дидактические и организационные особенности его проведения. Поскольку в ходе знакомства с разными аспектами театрального искусства и творчества художника-сценографа ученики приобрели об этом определённые представления, становится возможным провести анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.
Центральный аспект содержания заключительного урока — рассмотрение важнейшей роли зрителя как участника спектакля. Также учитель вместе с учащимися может проанализировать многообразие современных сценических зрелищ или единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. Последнее можно сделать на примере творческих упражнений и актёрских этюдов, созданных учащимися в процессе изучения проблематики четверти.
Итак, практической частью занятия может стать презентация в театрализованно-выставочной форме результатов работы режиссёров, актёров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр — спектакль — художник». Она может выйти за рамки урока и быть представлена во внеурочное время для учащихся других классов и родителей.
Также возможно проведение занятия в форме открытой дискуссионной трибуны, на которой будет проведено обсуждение исследовательских проектов и презентаций, созданных исследовательскими группами по темам, предложенным в течение четверти. Или же формой итогового занятия может стать обсуждение увиденного спектакля. Здесь ребята должны использовать приобретённый опыт и знания.
Учебно-исследовательское задание
Собственно специального учебно-исследовательского задания для этого занятия нет, поскольку и учебник, и программа предлагают учителю провести итоговый просмотр сделанных за всю четверть наиболее интересных исследовательских работ с их коллективным обсуждением в той или иной форме (открытая трибуна, деловая дискуссия или защита авторского проекта). Однако это не исключает возможности проведения учителем контрольной работы по тематике четверти. Темой такой контрольной, выполняемой в классе в виде сочинения, реферата или компьютерной презентации, может быть «Театр — вечно живое искусство». В ней учащиеся должны показать понимание природы театра как непосредственного и живого контакта и общения актёра и зрителя, незаменимого никакой технологией, будь то кино или даже Интернет.
Именно эта неразрывная связь спектакля со зрителями составляет особенность его существования. Спектакль живёт только один раз: здесь и сейчас, т. е. в тот момент, когда мы его видим. Его исчезновение после закрытия занавеса неумолимо и неизбежно. Каждый последующий спектакль с этими же актёрами и в этих же декорациях не будет неизменной копией того, что был сегодня. Иными будут интонация, пластика, ритм, иными, в конце концов, будут зрители, и пусть чуть-чуть, но по- иному будут играть актёры на сцене.
Уникальность сценического действа — в его неповторимости и единственности общения именно этого актёра именно с этим зрителем. Поэтому спектакль, в отличие от скульптуры или картины, не остаётся жить для потомков. Он сохраняется лишь в памяти зрителей, в опыте и легендах художественной культуры.
Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»
Содержанием конкретной творческой работы в рамках данной темы может быть создание дизайн-проекта театрального плаката или афиши к выбранному спектаклю. Возможно их решение в технике коллажного макета или компьютерной графики. (Более подробно о процессе их создания можно узнать в учебнике А. С. Питерских, Г. Е. Гурова «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс», с. 33—39.) В этой проектной работе учащиеся-художники должны создать образное решение спектакля на плакате. Учащимся объясняется, что графически-образное изображение спектакля на плакате, его яркая выразительность привлекают зрителя не меньше, чем имена участвующих звёзд.
Но главная задача учителя — вместе с учениками выстроить программу показа результатов работы режиссёров, актёров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр — спектакль — художник». Учитель должен найти наиболее соответствующую конкретным условиям форму театрализованно-выставочной презентации творческих работ, сделать её сценарий, определить место и время её показа. Важно отрепетировать этот показ и постараться осуществить его с привлечением наибольшей зрительской аудитории (учащихся других классов, родителей).
Правила поведения в обществе, помимо этикета и традиций, включают в себя элемент игрового творчества. Поэтому можно сказать, что азы актёрской культуры важны не только на сцене, но и в жизни. Выработать умение преодолевать скованность и излишнюю застенчивость, владеть собой, концентрировать внимание, быть интересным для других и, что ещё важнее, быть самим собой помогает практика игровой культуры. Мы коснулись этой темы: подробно её невозможно раскрыть на уроках изобразительного искусства.
Актёрское творчество заложено в человеческой природе, и очень важно дать ему выход не только в жизненных обстоятельствах, но прежде всего на театральных подмостках, прилюдно
или перед объективом камеры. Опыт школьной сцены помогает избавиться от необоснованных иллюзий о своём актёрском даре. К тому же, поиграв на сцене, поймёшь, что в жизни не надо играть!
В юности всегда хочется кому-то подражать, в особенности звёздам эстрады или экрана. Однако никакая телефабрика звёзд не поможет человеку стать интересным в глазах других. Потому что главное, как всегда, найти свой голос, свою самобытность и единственность, быть самим собой. Быть, а не казаться!
Театр не имеет границ. Он везде: на сцене домашнего или школьного театра, на карнавале, ёлке, Масленице! Надо уметь веселиться самим, а не ждать, чтобы тебя развлекали. Никто и ничто не поможет человеку, которому скучно и неинтересно самому с собой! И это очень важно помнить.
Из рекомендаций и опыта учителей
Паршикова Е. К. (Москва). Класс на класс не приходится. Один учебный год не похож на другой. В прошлом году образовалась большая и желающая рисовать группа художников-сце- нографов. И в итоге всех занятий мы сделали выставку-показ для всей школы, где были представлены эскизы и варианты макетов к спектаклю «Питер Пэн». Ребята художнической группы в течение всей четверти работали над этим спектаклем. Они сочиняли и шили костюмы, при моём участии и при помощи родителей одного из учеников сделали единую конструктивную установку (по эскизу, который был признан лучшим). Они же делали чертежи этой декорационной установки, монтировали её. Кто-то был осветителем, кто-то делал звуковое оформление. Конечно, были и лидеры (они-то практически и являлись режиссёрами). Художники и сценографию делали, и играли вместе с актёрами. Работа настолько захватила ребят, что она продолжилась и за рамками уроков, и за рамками четверти.
А перед этим был год, когда акцент делался на компьютерно-сценографическом раскрытии темы театра. Костюмы и оформление спектакля, программки и плакаты ученикам было интереснее делать при помощи компьютера и воплощать их в экранной форме.
Попова Е. В. (Москва). У нас преобладала исследовательско-проектная работа. Ребятам нравилось делать иллюстративные подборки по всем темам занятий, посвящённым разным театрам. И программу итогового показа мы выстраивали как просмотр исследовательских рефератов об искусстве театра и театрального художника на английском языке (поскольку это была часть экзамена по международному бакалавриату). Просмотр перемежался показами практических проектов, выполненных учащимися самостоятельно тоже на английском языке, поскольку наша гимназия лингвистическая.
Тихонова Е. В. (Москва). Опыт моей работы показывает, что, помимо актёрско-творческих задач, очень важно решение декорационно-постановочных и организационных задач. Я стремлюсь, чтобы одни и те же дети и играли, и выполняли техническо-вспомогательные работы: расставляли мебель и декорации, работали со светом и подметали пол. Важно в самом начале строить работу в этом ключе.