Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Произнося импровизационный текст по мотивам какого-ли­бо рассказа, сказки или на собственный сюжет, мы предлагаем юным актёрам правдиво проживать состояние своего персона­жа, а не «пробалтывать» текст.

Театр кукол хорош своей простотой во всём, но прежде все­го в характере актёрской игры и общения с куклой. Наденешь на палец маленький белый шарик или моток ниток — вот тебе и кукольный партнёр, который может быть любым персонажем в зависимости от отношения к нему. На него можно, соединяя правду чувств и фантазию, сердиться, его можно бранить или жалеть. В зависимости от этого зрители увидят в простейшей кукле малышку, или злого разбойника, или шекспировскую Джу­льетту. Всё дело в вере актёра в магическое если бы.

Урок: «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать единство творческой природы театрального и школьного спектаклей;

осознавать специфику спектакля как неповторимого дей­ства, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах зри­теля, который является равноправным участником сцени­ческого зрелища;

развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоциональ­но-художественного впечатления от него (катарсиса);

знать основные этапы работы над спектаклем;

иметь представления о рекламно-дизайнерской сфере работы театрального художника, о том, что такое афиша, программка, реклама в СМИ;

уметь представлять собственные результаты деловой игры.

Личностные результаты:

понимать эстетическое воздействие театрального дей­ства на зрителя;

уметь дискутировать, аргументированно высказывать своё мнение, вести диалоги по проблеме;

приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности;


формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении коллективных заданий.

Это итоговый урок по теме четверти, что и определяет ди­дактические и организационные особенности его проведения. Поскольку в ходе знакомства с разными аспектами театрального искусства и творчества художника-сценографа ученики приоб­рели об этом определённые представления, становится возмож­ным провести анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.

Центральный аспект содержания заключительного уро­ка — рассмотрение важнейшей роли зрителя как участника спектакля. Также учитель вместе с учащимися может проана­лизировать многообразие современных сценических зрелищ или единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. Последнее можно сделать на примере творческих упражнений и актёрских этюдов, созданных учащимися в про­цессе изучения проблематики четверти.

Итак, практической частью занятия может стать презента­ция в театрализованно-выставочной форме результатов работы режиссёров, актёров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр — спектакль — художник». Она может выйти за рамки урока и быть представлена во внеурочное время для учащихся других классов и родителей.

Также возможно проведение занятия в форме открытой дискуссионной трибуны, на которой будет проведено обсуж­дение исследовательских проектов и презентаций, созданных исследовательскими группами по темам, предложенным в те­чение четверти. Или же формой итогового занятия может стать обсуждение увиденного спектакля. Здесь ребята должны ис­пользовать приобретённый опыт и знания.



Учебно-исследовательское задание

Собственно специального учебно-исследовательского за­дания для этого занятия нет, поскольку и учебник, и программа предлагают учителю провести итоговый просмотр сделанных за всю четверть наиболее интересных исследовательских работ с их коллективным обсуждением в той или иной форме (открытая три­буна, деловая дискуссия или защита авторского проекта). Однако это не исключает возможности проведения учителем контрольной работы по тематике четверти. Темой такой контрольной, выпол­няемой в классе в виде сочинения, реферата или компьютерной презентации, может быть «Театр — вечно живое искусство». В ней учащиеся должны показать понимание природы театра как непо­средственного и живого контакта и общения актёра и зрителя, не­заменимого никакой технологией, будь то кино или даже Интернет.

Именно эта неразрывная связь спектакля со зрителями составляет особенность его существования. Спектакль живёт только один раз: здесь и сейчас, т. е. в тот момент, когда мы его видим. Его исчезновение после закрытия занавеса неумо­лимо и неизбежно. Каждый последующий спектакль с этими же актёрами и в этих же декорациях не будет неизменной копией того, что был сегодня. Иными будут интонация, пластика, ритм, иными, в конце концов, будут зрители, и пусть чуть-чуть, но по- иному будут играть актёры на сцене.

Уникальность сценического действа — в его неповторимо­сти и единственности общения именно этого актёра именно с этим зрителем. Поэтому спектакль, в отличие от скульптуры или картины, не остаётся жить для потомков. Он сохраняется лишь в памяти зрителей, в опыте и легендах художественной культуры.

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

Содержанием конкретной творческой работы в рамках данной темы может быть создание дизайн-проекта театраль­ного плаката или афиши к выбранному спектаклю. Возможно их решение в технике коллажного макета или компьютерной графики. (Более подробно о процессе их создания можно уз­нать в учебнике А. С. Питерских, Г. Е. Гурова «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс», с. 33—39.) В этой проектной работе учащиеся-художники долж­ны создать образное решение спектакля на плакате. Учащимся объясняется, что графически-образное изображение спектакля на плакате, его яркая выразительность привлекают зрителя не меньше, чем имена участвующих звёзд.


Но главная задача учителя — вместе с учениками выстро­ить программу показа результатов работы режиссёров, актё­ров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр — спектакль — художник». Учитель должен найти наи­более соответствующую конкретным условиям форму театра­лизованно-выставочной презентации творческих работ, сделать её сценарий, определить место и время её показа. Важно отре­петировать этот показ и постараться осуществить его с привле­чением наибольшей зрительской аудитории (учащихся других классов, родителей).

Правила поведения в обществе, помимо этикета и тради­ций, включают в себя элемент игрового творчества. Поэтому можно сказать, что азы актёрской культуры важны не только на сцене, но и в жизни. Выработать умение преодолевать скован­ность и излишнюю застенчивость, владеть собой, концентри­ровать внимание, быть интересным для других и, что ещё важ­нее, быть самим собой помогает практика игровой культуры. Мы коснулись этой темы: подробно её невозможно раскрыть на уроках изобразительного искусства.

Актёрское творчество заложено в человеческой природе, и очень важно дать ему выход не только в жизненных обстоятель­ствах, но прежде всего на театральных подмостках, прилюдно

или перед объективом камеры. Опыт школьной сцены помога­ет избавиться от необоснованных иллюзий о своём актёрском даре. К тому же, поиграв на сцене, поймёшь, что в жизни не надо играть!

В юности всегда хочется кому-то подражать, в особенно­сти звёздам эстрады или экрана. Однако никакая телефабрика звёзд не поможет человеку стать интересным в глазах других. Потому что главное, как всегда, найти свой голос, свою само­бытность и единственность, быть самим собой. Быть, а не ка­заться!

Театр не имеет границ. Он везде: на сцене домашнего или школьного театра, на карнавале, ёлке, Масленице! Надо уметь веселиться самим, а не ждать, чтобы тебя развлекали. Никто и ничто не поможет человеку, которому скучно и неинтересно самому с собой! И это очень важно помнить.


Из рекомендаций и опыта учителей

Паршикова Е. К. (Москва). Класс на класс не приходится. Один учебный год не похож на другой. В прошлом году образо­валась большая и желающая рисовать группа художников-сце- нографов. И в итоге всех занятий мы сделали выставку-показ для всей школы, где были представлены эскизы и варианты ма­кетов к спектаклю «Питер Пэн». Ребята художнической группы в течение всей четверти работали над этим спектаклем. Они сочиняли и шили костюмы, при моём участии и при помощи родителей одного из учеников сделали единую конструктивную установку (по эскизу, который был признан лучшим). Они же де­лали чертежи этой декорационной установки, монтировали её. Кто-то был осветителем, кто-то делал звуковое оформление. Конечно, были и лидеры (они-то практически и являлись режис­сёрами). Художники и сценографию делали, и играли вместе с актёрами. Работа настолько захватила ребят, что она продолжи­лась и за рамками уроков, и за рамками четверти.

А перед этим был год, когда акцент делался на компью­терно-сценографическом раскрытии темы театра. Костюмы и оформление спектакля, программки и плакаты ученикам было интереснее делать при помощи компьютера и воплощать их в экранной форме.

Попова Е. В. (Москва). У нас преобладала исследователь­ско-проектная работа. Ребятам нравилось делать иллюстратив­ные подборки по всем темам занятий, посвящённым разным театрам. И программу итогового показа мы выстраивали как просмотр исследовательских рефератов об искусстве театра и театрального художника на английском языке (поскольку это была часть экзамена по международному бакалавриату). Про­смотр перемежался показами практических проектов, выпол­ненных учащимися самостоятельно тоже на английском языке, поскольку наша гимназия лингвистическая.

Тихонова Е. В. (Москва). Опыт моей работы показывает, что, помимо актёрско-творческих задач, очень важно реше­ние декорационно-постановочных и организационных задач. Я стремлюсь, чтобы одни и те же дети и играли, и выполняли техническо-вспомогательные работы: расставляли мебель и де­корации, работали со светом и подметали пол. Важно в самом начале строить работу в этом ключе.