Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этой работе (на уроке или во внеурочное время) ученики выполняют приводимое в учебнике учебно-исследовательское задание: выполнить обзорно-аналитические упражнения, исследующие фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника.
Учебно-исследовательское задание
Учащимся предлагается провести сравнительный анализ общего и различного в природе образа в картине и фотографии. Сравнивая рисунок и фотографию одного и того же предмета, определить, где больше объективного, а где — субъективного.
Свои соображения и выводы об изобразительной специфике фотографии учащиеся облекают в форму реферативного сообщения (возможно коллективного). Это ускоряет процесс подбора фоторабот мастеров или собственных фотографий, раскрывающих понимание темы исследования). Завершается работа презентацией и коллективным обсуждением.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
Учащиеся должны провести фотосъёмку простого объекта. В этих первых работах для учителя раскроется фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.
Поскольку сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны, смартфоны, планшетники) и учащиеся имеют опыт работы с ними в съёмочном режиме, учителю следует сконцентрировать свою работу на исследовании творческих, а не технических сторон съёмки. Важно предоставить учащимся возможность осмысления своей съёмки и её результатов, нацелить их на изучение условий художественного творчества в фотографии. В первом задании учащимся предлагается провести фотосъёмку простой вещи, несложного объекта (по собственному выбору) с последующим анализом их образной выразительности и композиции (примеры удачных работ приведены в учебнике).
Из рекомендаций и опыта учителей
Питерских А. С. (Москва). Попробуйте предложить ученикам снять здание, например дом, в котором каждый из них живёт. Посмотрите, не допустили ли они композиционных или иных ошибок (подобных приводимым на с. 70 учебника). В этой работе ребята приобретают первый опыт в выборе натуры. Их фотоснимки дадут основания для разговора об индивидуальности художнического, концентрированного, а не рассеянного взгляда на мир, станут поводом для разговора о творчестве в фотографии.
Можно встать перед любым объектом и, недолго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото он будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном. Рассказать в фотографии о том или ином объекте можно по-разному, в зависимости от того, что ты хочешь сообщить зрителю, какое представление о нём, по-твоему, он должен составить. В основе интересного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на снимке наиболее точный и выразительный фотообраз.
Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Разговор об оригинальности и неповторимости дения фотографа я провожу, сравнивая специально подобранные мною слабые детские снимки (в которых наиболее наглядны типичные ошибки начинающего оператора) и работы фотомастеров. Наиболее подходят для этого фотографии Картье-Брессона и советских мастеров — Бальтерманца, Шойхета, Бондарева. Также часто я сравниваю фотографии ребят с картинами и рисунками Дега, Дейнеки и Нисского. Творчество этих художников даёт повод для разговора о выборе натуры, выразительности композиции, а также подсказывает темы для творческих работ учеников.
Пшеничная О. Ю. (Москва). Я считаю обязательным для себя лично выполнять все задания, предлагаемые ребятам. Мои фотографии и опыт их съёмки помогают мне лучше понять задачи, стоящие перед учениками, и способы их решения. А ещё скажу, что, работая по программе, чувствую, как я сама развиваюсь и как фотограф, и как учитель. Примечание: О. Ю. Пшеничная получила звание лучшего учителя года в сфере образовательной области «Искусство» (Москва).
Корсун Е. Н. (Москва). На первых порах я плохо умела фотографировать и поэтому выбрала себе ассистентов из числа ребят, наиболее умеющих и любящих фотографировать. Для них было удовольствием помогать мне и ребятам в том, что они знали и умели в деле цифрового фотографирования и компьютерной обработки материала. Позже я достаточно хорошо сама овладела фотографией, но институт фотоассистентов сохранила и в дальнейшем как форму продолжения коллективного творчества. Они помогали мне в организации фотопленэра, создании парка световой аппаратуры для съёмки натюрмортов и постановочных портретов. Они же возглавляли и репортажно-съёмочные бригады, создавали презентационные материалы.
Урок: «Грамота фотокомпо^иции и съёмки. Основа
операторского мастерства: умение видеть и выбирать»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать в потоке жизни и запечатлевать самое интересное и неповторимое;
овладевать элементарными основами грамоты фотосъёмки;
осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии;
уметь применять в своей съёмочной практике приобретённые ранее (при изучении станковых видов искусства) знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
видеть интересное в обычном, что можно считать главным качеством фотохудожника;
учиться художественно-творческим приёмам съёмки и обработки фотографий.
Личностные результаты:
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художественной фотографии как виде современного искусства;
формировать основы эстетического сознания через освоение наследия великих мастеров художественной фотографии;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
учиться дискутировать, аргументированно высказываться, вести диалоги по проблеме.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделять отличительные признаки.
На этом уроке учитель раскрывает опыт изобразительного искусства как фундамента съёмочной грамоты. Сравнивая картину и фотографию, он показывает, что в основе их лежат одни и те же художественно-творческие законы. Объясняется центральное положение темы: дар художнического видения мира и отбора из множества возможных моментов жизни одного — основа фотооператорского мастерства.
Анализируя на конкретных примерах композицию в живописи и фотографии, можно выявить общее и различное в характере отображения жизни на холсте и снимке.
Практическую часть урока составляет учебно-исследовательская работа (на примере фоторабот мастеров) и практическая (собственно съёмочная) работа по освоению композиционно-выразительных средств в фотосъёмке (выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана). Как и на предыдущих уроках, здесь учитель использует заранее подобранный иллюстративный видеоматериал, наиболее точно отражающий его понимание темы (например, как на с. 64 учебника).
В ходе коллективного анализа видеоряда учащимся раскрывается смысл и процесс выполнения предстоящей индивидуальной или коллективной работы — учебно-исследовательской видеопрезентации. Необходимо выполнить обзорно-аналитические упражнения, исследующие фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника (см. с. 64 учебника).
Учебно-исследовательское задание
Учащимся предлагается провести сравнительный анализ художественно-выразительных средств в фотографии и живописи.
Ребята выполняют задание в предложенной учителем форме (в форме устного сообщения с видеорядом, видеопрезентации и т. д.). Должен быть привлечён специально подобранный иллюстративный материал, раскрывающий тему исследования. В конце урока проводится коллективное обсуждение созданных исследовательских рефератов и сообщений.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями). Поэтому задача учителя не техническое руководство по пользованию аппаратурой, а выработка у учащихся художественно-творческого подхода к фотографированию, что выражается в постановке художнических задач при съёмке и в осмыслении её результатов. Рекомендуйте ученикам начинать с самого, казалось бы, простого: со съёмки дома, в котором каждый из них живёт, или вещей, лежащих на столе. Сосредоточьте их внимание на том, не допустили ли они композиционных или иных огрехов (подобных тем, которые приведены в качестве примера на с. 68 учебника).