Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этой работе (на уроке или во внеурочное время) ученики выполняют приводимое в учебнике учебно-исследовательское задание: выполнить обзорно-аналитические упражнения, иссле­дующие фотографию как новое изображение реальности, рас­ширяющее творческие возможности художника.

Учебно-исследовательское задание

Учащимся предлагается провести сравнительный анализ об­щего и различного в природе образа в картине и фотографии. Сравнивая рисунок и фотографию одного и того же предмета, определить, где больше объективного, а где — субъективного.

Свои соображения и выводы об изобразительной специфике фо­тографии учащиеся облекают в форму реферативного сообще­ния (возможно коллективного). Это ускоряет процесс подбора фоторабот мастеров или собственных фотографий, раскрываю­щих понимание темы исследования). Завершается работа пре­зентацией и коллективным обсуждением.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

Учащиеся должны провести фотосъёмку простого объекта. В этих первых работах для учителя раскроется фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.

Поскольку сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны, смартфоны, планшетники) и учащиеся име­ют опыт работы с ними в съёмочном режиме, учителю следует сконцентрировать свою работу на исследовании творческих, а не технических сторон съёмки. Важно предоставить учащимся воз­можность осмысления своей съёмки и её результатов, нацелить их на изучение условий художественного творчества в фотогра­фии. В первом задании учащимся предлагается провести фото­съёмку простой вещи, несложного объекта (по собственному вы­бору) с последующим анализом их образной выразительности и композиции (примеры удачных работ приведены в учебнике).

Из рекомендаций и опыта учителей

Питерских А. С. (Москва). Попробуйте предложить ученикам снять здание, например дом, в котором каждый из них живёт. По­смотрите, не допустили ли они композиционных или иных оши­бок (подобных приводимым на с. 70 учебника). В этой работе ре­бята приобретают первый опыт в выборе натуры. Их фотоснимки дадут основания для разговора об индивидуальности художни­ческого, концентрированного, а не рассеянного взгляда на мир, станут поводом для разговора о творчестве в фотографии.


Можно встать перед любым объектом и, недолго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото он будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном. Рассказать в фото­графии о том или ином объекте можно по-разному, в зависимости от того, что ты хочешь сообщить зрителю, какое представление о нём, по-твоему, он должен составить. В основе интересного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на снимке наиболее точный и выразительный фотообраз.

Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Разговор об оригиналь­ности и неповторимости дения фотографа я провожу, сравни­вая специально подобранные мною слабые детские снимки (в которых наиболее наглядны типичные ошибки начинающего оператора) и работы фотомастеров. Наиболее подходят для этого фотографии Картье-Брессона и советских мастеров — Бальтерманца, Шойхета, Бондарева. Также часто я сравниваю фотографии ребят с картинами и рисунками Дега, Дейнеки и Нисского. Творчество этих художников даёт повод для разго­вора о выборе натуры, выразительности композиции, а также подсказывает темы для творческих работ учеников.

Пшеничная О. Ю. (Москва). Я считаю обязательным для се­бя лично выполнять все задания, предлагаемые ребятам. Мои фотографии и опыт их съёмки помогают мне лучше понять за­дачи, стоящие перед учениками, и способы их решения. А ещё скажу, что, работая по программе, чувствую, как я сама разви­ваюсь и как фотограф, и как учитель. Примечание: О. Ю. Пше­ничная получила звание лучшего учителя года в сфере образо­вательной области «Искусство» (Москва).

Корсун Е. Н. (Москва). На первых порах я плохо умела фо­тографировать и поэтому выбрала себе ассистентов из числа ребят, наиболее умеющих и любящих фотографировать. Для них было удовольствием помогать мне и ребятам в том, что они знали и умели в деле цифрового фотографирования и ком­пьютерной обработки материала. Позже я достаточно хорошо сама овладела фотографией, но институт фотоассистентов сохранила и в дальнейшем как форму продолжения коллек­тивного творчества. Они помогали мне в организации фото­пленэра, создании парка световой аппаратуры для съёмки на­тюрмортов и постановочных портретов. Они же возглавляли и репортажно-съёмочные бригады, создавали презентационные материалы.



Урок: «Грамота фотокомпо^иции и съёмки. Основа

операторского мастерства: умение видеть и выбирать»

Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

понимать, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать в потоке жизни и запе­чатлевать самое интересное и неповторимое;

овладевать элементарными основами грамоты фотосъёмки;

осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-вырази­тельных средств фотографии;

уметь применять в своей съёмочной практике приобре­тённые ранее (при изучении станковых видов искусства) знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины про­странства и т. д.;

видеть интересное в обычном, что можно считать главным качеством фотохудожника;

учиться художественно-творческим приёмам съёмки и обработки фотографий.


Личностные результаты:

формировать целостное мировоззрение, соответствую­щее современному уровню развития науки и обществен­ной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художествен­ной фотографии как виде современного искусства;

формировать основы эстетического сознания через осво­ение наследия великих мастеров художественной фото­графии;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатле­ния от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

учиться дискутировать, аргументированно высказывать­ся, вести диалоги по проблеме.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать новые задачи в учёбе и познава­тельной деятельности, развивать мотивы своей познава­тельной деятельности;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

формировать и развивать компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ-компетенции);

анализировать объекты и явления окружающего мира, вы­делять отличительные признаки.

На этом уроке учитель раскрывает опыт изобразительного искусства как фундамента съёмочной грамоты. Сравнивая кар­тину и фотографию, он показывает, что в основе их лежат одни и те же художественно-творческие законы. Объясняется цен­тральное положение темы: дар художнического видения мира и отбора из множества возможных моментов жизни одного — основа фотооператорского мастерства.


Анализируя на конкретных примерах композицию в живопи­си и фотографии, можно выявить общее и различное в харак­тере отображения жизни на холсте и снимке.

Практическую часть урока составляет учебно-исследова­тельская работа (на примере фоторабот мастеров) и практиче­ская (собственно съёмочная) работа по освоению композици­онно-выразительных средств в фотосъёмке (выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана). Как и на предыдущих уроках, здесь учитель использует заранее подобранный иллю­стративный видеоматериал, наиболее точно отражающий его понимание темы (например, как на с. 64 учебника).

В ходе коллективного анализа видеоряда учащимся раскры­вается смысл и процесс выполнения предстоящей индивиду­альной или коллективной работы — учебно-исследовательской видеопрезентации. Необходимо выполнить обзорно-аналити­ческие упражнения, исследующие фотографию как новое изо­бражение реальности, расширяющее творческие возможности художника (см. с. 64 учебника).

Учебно-исследовательское задание

Учащимся предлагается провести сравнительный анализ ху­дожественно-выразительных средств в фотографии и живописи.

Ребята выполняют задание в предложенной учителем фор­ме (в форме устного сообщения с видеорядом, видеопрезента­ции и т. д.). Должен быть привлечён специально подобранный иллюстративный материал, раскрывающий тему исследования. В конце урока проводится коллективное обсуждение созданных исследовательских рефератов и сообщений.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями). Поэтому задача учителя не техниче­ское руководство по пользованию аппаратурой, а выработка у учащихся художественно-творческого подхода к фотографиро­ванию, что выражается в постановке художнических задач при съёмке и в осмыслении её результатов. Рекомендуйте ученикам начинать с самого, казалось бы, простого: со съёмки дома, в котором каждый из них живёт, или вещей, лежащих на столе. Сосредоточьте их внимание на том, не допустили ли они ком­позиционных или иных огрехов (подобных тем, которые приве­дены в качестве примера на с. 68 учебника).