Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ведь, если встать перед любым объектом и, недолго думая, просто «щёлкнуть» его, то и выглядеть на фотографии он будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном. Фотография — «доку­ментально-изобразительное сообщение» о снимаемом объекте. Рассказать о нём в фотографии можно по-разному, в зависимо­сти от того, что фотограф хочет сообщить зрителю.

Если ученик поймёт, что в основе интересного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к то­му, что он снимает, — ваша главная задача решена. Потому что поиск и стремление к передаче своего видения натуры помогают создать на снимке наиболее точный и выразитель­ный фотообраз.

Учащиеся должны провести фотосъёмку простого объекта: вещи, дерева, здания. Причём, в отличие от предыдущей ра­боты, когда они снимали, особенно не задумываясь над тем, что и как снимают, сейчас они должны реализовать на практике знания художественно-композиционной грамоты, приобретён­ные на уроке. Учащиеся должны показать при съёмке умение осознанно выбирать из множества вещей или деревьев, зда­ний или мостов наиболее, по их ощущению, интересный объ­ект и точку его съёмки (сверху, снизу, сбоку и т. д.), принимая при этом во внимание, на каком фоне снимается объект (не сливается ли он с ним, не перекрывается ли чем-либо и т. д.). При помощи различных художественно-съёмочных средств и приёмов (ракурс, точно найденная крупность плана и др.) ре­бята должны наиболее полно проявить индивидуальность сво­его художнического видения снимаемой натуры.

Всё перечисленное является критерием для учителя и уче­ника при оценке выполненных фоторабот. Чрезвычайно полезно предложить ученикам сделать несколько снимков одного и того же объекта с последующим анализом их образной выразитель­ности и композиции.

Анализируя ученические фотографии, следует ещё раз скон­центрировать внимание юных операторов на том, что, делая снимки, они, пусть и невольно, делают выбор. И чем этот выбор сознательнее, тем больше проявляется творческая индивидуаль­ность фотографа. Пока ты снимаешь бесцельно, твой снимок ни­чем не интересен и зачастую просто бессмысленен. Но если ты вносишь в съёмку художническое чутьё, ставишь перед собой творческую задачу, ищешь выразительность в композиции, пы­таешься ухватить неповторимость мгновения (когда, например, человек наедине сам с собой, такой, как он есть), ты стано­вишься художником, а фотография превращается в искусство.


На с. 69, 75 учебника приводятся примеры, как может удачно «работать» выбранная точка съёмки, ракурс и крупность плана. В работах на с. 70 учебника, наоборот, не найдено композици­онно сбалансированного соотношения объекта и пространства. На рисунке, приведённом рядом, даны варианты более точных композиций.

Из рекомендаций и опыта учителей

Колпаков А. И. (Москва). К этому времени выявляются опре­делённые склонности ребят: становится ясно, кто любит сни­мать, а кто тяготеет к исследовательской работе. Важно учи­тывать индивидуальные склонности каждого, использовать их и развивать. Здесь главное — личностный подход на практике. У нас было три поисково-исследовательские группы. Я им предла­гал темы исследований, и сначала они выполняли только их, но ко времени работы над этим занятием заинтересованные ребята предложили уже собственные темы. Так, к этому заданию они сделали видеоподборку «Ракурс», для которой взяли фотогра­фии А. М. Родченко и устно их прокомментировали.

Рахматуллина З. Ш. (Казань). Свою эффективность пока­зали упражнения, когда разные ученики снимали один и тот же объект. В результате все в классе, сравнивая снимки, могли убе­диться, у кого острее и оригинальнее видение, какими спосо­бами достигается наибольшая художественность и выразитель­ность изображения натуры. Съёмочная практика всегда идёт у нас параллельно с анализом работ фотографов и художников. Наиболее интересными были коллективные анализы произве­дений С. Дали и И. Гневашёва. Потом ребятам предлагалось попробовать сделать фотоработы в их стилистике.

Летом у нас работают творческие лагеря, где мы более углублённо развиваем стремление юных операторов к искус­ству фотографии и видео. По этой программе у нас работают и ученики 9—11 классов, в итоге представляющие, помимо те­матических фотосерий, и защиту курсовых рефератов («Фото- видение художника А. И. Куинджи», «Татарские мотивы», «Свет и тени в детективах А. Хичкока» и др.).

Корсун С. В. (Москва). Ещё на предыдущем уроке мы на­чинаем подготовку к следующему уроку и его заданиям. По этой теме обсуждались и предварительно выбирались места пред­стоящей съёмки. Каждый год я стараюсь варьировать работу по одной и той же теме. Так, в этом году была создана группа кон­структивного анализа и критики: ребята, глядя на экран, говори­ли о том, что и как на снимке можно композиционно улучшить.



Урок: «Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

находить различия натюрморта в живописи и фотографии;

знать изобразительную специфику видения предмета, за­печатлённого на фотографии;

понимать роль света как художественного средства в ис­кусстве фотографии;

уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно выразитель­ного фотонатюрморта;

приобретать навыки композиционной обработки (кадри­рование) и тональной обработки (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

Личностные результаты:

формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языко­вое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художественной фото­графии как виде современного искусства;

формировать осознанное, уважительное и доброжела­тельное отношение к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

формировать и развивать компетентности в области ис­пользования ИКТ-компетенций;


анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки;

участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.

После просмотра и обсуждения лучших работ по предыду­щему заданию с анализом типовых ошибок и выделением твор­ческих удач учитель приступает к раскрытию нового материала. Просматривая с классом заранее подобранные фотопримеры, объясняет центральное положение темы: свет — мощнейшее средство выразительности и образности в фототворчестве. Фотография — искусство светописи, когда свет является не только техническим средством, но и изобразительным языком, «кистью» фотохудожника. Раскрывается операторская грамота съёмки натюрморта, роль света в выявлении формы и фактуры вещи.

Как и на предыдущих уроках, тема этого урока раскрыва­ется в процессе общего разбора демонстрируемых видео- и фотоматериалов, наглядно помогающих в изучении и анали­зе темы урока. В процессе этого учащиеся начинают лучше понимать смысл и ход предстоящей им индивидуальной или коллективной работы над учебно-исследовательским видео­рефератом.

В этой работе (на уроке или во внеурочное время) ученики выполняют приводимое в учебнике учебно-исследовательское задание (с. 76), в процессе которого исследуют фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника.

Учебно-исследовательское задание

Учащимся предлагается провести анализ роли света в фотографии как средства художественной выразительности, превращающего фотографию в искусство светописи. В этой работе очень важно умение учителя адресовать учеников к анализу произведений фотомастеров, действительно достой­ных изучения.

Свои соображения и выводы об изобразительной специфи­ке фотографии учащиеся облекают в форму реферата (можно коллективного). Коллективная работа ускоряет процесс подбо­ра фоторабот мастеров или собственных фотографий, раскры­вающих понимание темы исследования. Завершается задание презентацией и коллективным обсуждением.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»


При съёмке натюрморта учащимся следует напоминать, что в фотографии они решают те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но пре­жде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет световое решение снимка. Учащиеся должны понять, что, по­мимо фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, выделяют главное, делают цельным и единым всё его пространство. В своих работах они должны попытаться ос­мысленно и выразительно выставить свет, ведь от того, как он направлен, зависит характер, а то и смысл запечатлённого на снимке. Но во сто крат больше от него зависит образность, вы­разительность и красота изображённого. На снимках на с. 73-77 учебника видно, как свет придаёт ясность или загадочность, по­этичность или жёсткость.

Анализируя сделанные учащимися работы, учитель должен обращать их внимание на то, что свет в фотонатюрморте — сред­ство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он собирает внимание зрителя и при помощи светоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку.

Указывайте ученикам на то, как при помощи света переда­ётся ощущение фактуры и пространства на снимке, становится ясно, соблюдается ли композиционное соответствие величины объекта и пространства, в которое он заключён. Нужно помнить, что одна и та же вещь, снятая при разном освещении, смотрит­ся совершенно по-разному. Предложите ученикам проверить это в своих работах.

Из рекомендаций и опыта учителей

Питерских А. С. (Москва). В этой теме наглядно проступает изобразительная специфика фотографии, и учителю важно про­следить её при выполнении учащимися как исследовательских, так и практических работ. Это касается и роли светотени в фото­графии, и передачи материальности, фактуры натуры (в особен­ности на крупном плане), но ещё значимее особенность фото­графии в передаче цвета. Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф — в большинстве случаев заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — «сочинённый», а в фотографии — «копийный», повто­ряющий природные цвета. Светоизображение в большей ме­ре зависит от фотографа. Чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее цветового. Особенно это характерно для портрета. Поскольку цвет при нынешних техно­логиях «приклеен» к фотоизображению, учителю важно привить учащимся интерес к чёрно-белой графике фотоснимка и научить их менять цвето-световую гамму снимка на компьютере.