Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1198
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Антипова С. И. (Москва). Важно выработать у ребят критическое и аналитическое отношение к своей работе. Эффективным оказался соревновательно-конкурсный метод работы. Мы применяем его и в индивидуальных, и в групповых работах. Каждое выполненное задание обсуждается, регулярно меняется состав жюри, в которое входят ученики класса. Обсуждаются и темы проектов, места и условия съёмки.
Для выявления светом фактуры полезно работать в тёмной среде, вырывая лучом направленного света (это может быть обычная настольная лампа) объект (стакан, вазу с водой и т. д.), от которого ложатся тени, компонующие весь натюрморт.
Пшеничная О. Ю. (Москва). Один и тот же натюрморт полезно снимать в разных ракурсах и при разном освещении. Интересно потом наблюдать, как при этом меняется восприятие формы предмета, композиция и пространство натюрморта. Однажды мы делали проект «Голландский натюрморт», в котором создавали фотоаналоги знаменитых живописных работ. Захватившая всех работа была полезна и для изучения живописи, и для воспитания операторского видения мира вещей и фактур. Разное ощущение трактовки пространства и формы получалось, когда один и тот же натюрморт снимался разными учениками. С успехом прошли съёмки репортажного натюрморта «Вещи как рассказ о человеке».
Также мы делали фоторемейк по мотивам натюрмортов мастеров мировой живописи, Шардена и художников объединения «Бубновый валет».
Урок: «На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа;
уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния;
анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии;
различать выразительные средства и возможности фотопейзажа и пейзажа в живописи;
понимать, почему световое состояние природы может быть изобразительно интересной темой для фотографа;
учиться грамоте композиции при съёмке человека на фоне натуры.
Личностные результаты:
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художественной фотографии как виде современного искусства;
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
формировать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми
в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формировать положительное отношение к результатам выполняемых исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;
формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ-компетенции;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций.
Объясняется центральное положение темы: специфика фотопейзажа и его роль как визуального дневника, постоянного спутника человека благодаря оперативным возможностям современной техники — мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и т. д.
Учитель раскрывает художественно-образную специфику цветной и чёрно-белой фотографии при съёмке природы или городских объектов. На примере демонстрируемого видеоряда рассказывается о тех богатых художественных возможностях, которые появляются у оператора, когда он снимает световые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход).
Внимание учащихся нужно акцентировать на различии изобразительной природы цвета в живописи, где он авторски сочинённый, и фотографии, где он природно фиксированный. Отдельно рассматривается графическая природа чёрно-белой фотографии.
Итогом разговора должно стать утверждение о важности фотопейзажа как хранилища визуально-эмоциональной памяти об увиденном. Фотографии природной и городской среды, архитектурных памятников и интерьеров — непререкаемое свидетельство и информация о том, как выглядит сейчас мир и как он выглядел прежде. Но художественная ценность
фотопейзажа возрастает тем больше, чем лучше оператору удаётся сквозь информацию выразить в снимке дух и неповторимость места.
В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры работ мастеров фотопейзажа (С. Ахломова, Д. Баль- терманца, В. Гиппенрейтера и др.). В продолжение этой работы учителем предлагается коллективный анализ художественноизобразительной специфики фотопортрета как объективного фиксатора характера, состояния человека и проявления его внутреннего мира. В процессе этого коллективного анализа моделируется смысл и задачи предстоящей индивидуальной или групповой работы над учебно-исследовательским видеорефератом и его презентацией.
Учебно-исследовательское задание
Учащимся предлагается провести сравнительный анализ общего и различного в изображении пейзажа в фотографии и живописи. Для этого надо подобрать иллюстративные материалы (из Интернета, журналов), наиболее полно и ярко раскрывающие исследуемую тему. Ученики определяют специфику фотопейзажа на примере работ мастеров фотографии или снимков из домашнего архива. В текстовом сообщении надо рассказать о цветовом и композиционном решении фотопейзажа, уделить внимание поэтике, настроению или репортажно- сти снимка, оценить художественно-выразительные средства (крупность плана, сочетание главного и фона и т. д.) в рассматриваемой фотографии. Ученики выполняют задание в предложенной учителем форме (устного сообщения с видеорядом или видеопрезентации и т. д.) с их последующим коллективным обсуждением. Темы видеосообщений могут определяться учителем или быть предложены учениками. Они могут быть, например, такими: «Осенние дороги», «Узоры зимнего леса», «Летние зарисовки», «Дневник путешествия по Волге» и т. п.
В реферате рассматривается, как фотопейзаж даёт нам возможность увидеть красоту природы, восхититься её бесконечным преображением, сохранить память о городах и странах, в которых довелось побывать.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
В этой работе ученики выполняют приводимое в учебнике задание. Перед этим учителю необходимо сформулировать цели задания, указать на задачу рассмотрения фотографии как иного, нежели в живописи, способа изображения природы, расширяющего палитру творческих возможностей художника, в особенности видения натуры крупным планом.
Учитель должен проявить себя осведомлённым ценителем пейзажного искусства и понимающим особенности съёмки пейзажа и интерьера. Учащиеся в своих работах должны решить задачу фиксации интересного состояния натуры, проявить всю незаурядность своего художественного видения, используя для этого приобретённые навыки и знания операторской грамоты, в том числе приём съёмки «через первый план». Учителю среди множества работ следует выделить те работы, в которых авторам удалась передача духа и неповторимости места и объекта съёмки.
При этом нужно обращать внимание на выразительность снимка в передаче цвето- и световоздушных состояний природы (закат, дождь, туман, снегопад, дым и т. д.) — специфических особенностей фотопейзажа. Анализируя съёмку человека в интерьере или на фоне городского (архитектурного) пейзажа, обращайте внимание учеников на композицию фотографий, со- масштабность в них фигуры и фона.
Отдельно нужно выделить значение для качества фотографии съёмочной компьютерной обработки снимка (кадрирование, работа с колоритом снимка, фотографика, соляризация и т. п.). Главное — достичь наибольшей выразительности! Обратить внимание учеников важно и на достоинства графического решения пейзажа в чёрно-белом варианте.
Развивайте умение учащихся работать с видеоархивом. Если ученик из-за каких-то причин не может сделать тот или иной пейзажный снимок (неподходящая погода, нет возможности выехать за город), его можно скачать из Интернета. Умение найти в архивах подходящий или интересный снимок не менее важно, чем умение сделать его самостоятельно.
Фотографии, приведённые в учебнике, интересны передачей состояния пейзажа, а ещё больше — ритмом пятен и линий, лежащих в основе их композиции.
Из рекомендаций и опыта учителей
Голицына В. Б. (Москва). Предлагая ученикам темы для видеорефератов, я стараюсь связать исследование фотопейзажа с изучением творчества русских художников-пейзажистов. Так, мы создавали фотопроекты на тему «По местам наших живописцев», в которых ребята находили фотоаналоги мест, изображённых на картинах И. И. Левитана. В результате с особой силой ученики ощущали поэтику и дух русской природы, увиденной глазами художников и фотографов.
Паршикова Е. К. (Москва). На уроках мы часто смотрим видеодневники и фотозарисовки стран и городов, по которым путешествовали ребята. Сегодня практически у всех школьников начиная с самых младших классов есть фотокамера — верный спутник в их поездках и путешествиях. Поэтому очень важно научить ребят видеть, находить и запечатлевать главное, а не случайное, не первый попавшийся объект, что наряду с оперативностью составляет особенности пейзажной съёмки.
Возможность каждого фотографировать в любой момент и в любом месте превращает фотоаппарат в современный вид дневника, где вместо текстовых записей — «записи в картинках». В этих фотодневниковых зарисовках ученики могут проявить свой дар пейзажистов и исследователей, острым взором выделяя красоту и несовершенство этого мира. Я всячески поддерживаю стремление детей сохранить, пусть в не очень совершенных снимках, память о том, «где я был и что я видел», о своей собственной семье и друзьях «на фоне». Я объясняю ученикам, что, даже снимая просто на память, важно соблюдать соразмерность человека и всех объектов на фотографии. Человек, например, не должен выглядеть на фоне архитектурного памятника маленькой крупинкой, которую надо разыскивать на снимке. Для этого следует находить такое расстояние от объекта, чтобы всё умещалось и было понятно, что главное, а где фон (архитектурная деталь или фигура). При помощи света — лучей солнца или контражура, композиции (через первый план или ракурс) выделяется то, что необходимо.