Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антипова С. И. (Москва). Важно выработать у ребят кри­тическое и аналитическое отношение к своей работе. Эффек­тивным оказался соревновательно-конкурсный метод работы. Мы применяем его и в индивидуальных, и в групповых работах. Каждое выполненное задание обсуждается, регулярно меняет­ся состав жюри, в которое входят ученики класса. Обсуждаются и темы проектов, места и условия съёмки.

Для выявления светом фактуры полезно работать в тёмной среде, вырывая лучом направленного света (это может быть обычная настольная лампа) объект (стакан, вазу с водой и т. д.), от которого ложатся тени, компонующие весь натюрморт.

Пшеничная О. Ю. (Москва). Один и тот же натюрморт по­лезно снимать в разных ракурсах и при разном освещении. Ин­тересно потом наблюдать, как при этом меняется восприятие формы предмета, композиция и пространство натюрморта. Од­нажды мы делали проект «Голландский натюрморт», в котором создавали фотоаналоги знаменитых живописных работ. Захва­тившая всех работа была полезна и для изучения живописи, и для воспитания операторского видения мира вещей и фактур. Разное ощущение трактовки пространства и формы получа­лось, когда один и тот же натюрморт снимался разными уче­никами. С успехом прошли съёмки репортажного натюрморта «Вещи как рассказ о человеке».

Также мы делали фоторемейк по мотивам натюрмортов ма­стеров мировой живописи, Шардена и художников объединения «Бубновый валет».

Урок: «На фоне Пушкина снимается семейство».

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера»

Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

осознавать художественную выразительность и визуаль­но-эмоциональную неповторимость фотопейзажа;

уметь применять в своей практике элементы оператор­ского мастерства при выборе момента съёмки природ­ного или архитектурного пейзажа с учётом его световы­разительного состояния;

анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии;


различать выразительные средства и возможности фото­пейзажа и пейзажа в живописи;

понимать, почему световое состояние природы может быть изобразительно интересной темой для фотографа;

учиться грамоте композиции при съёмке человека на фо­не натуры.

Личностные результаты:

формировать целостное мировоззрение, соответству­ющее современному уровню развития науки и обще­ственной практики, учитывающее социальное, культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о худо­жественной фотографии как виде современного искус­ства;

формировать осознанное, уважительное и доброжела­тельное отношение к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

формировать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

в процессе учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности;

формировать положительное отношение к результатам выполняемых исследовательских и практических работ.

Метапредметные результаты:

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результа­тов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

формировать и развивать компетентности в области ис­пользования ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, вы­деляя отличительные признаки;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефера­тивных работ и презентаций.



Объясняется центральное положение темы: специфика фото­пейзажа и его роль как визуального дневника, постоянного спутни­ка человека благодаря оперативным возможностям современной техники — мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и т. д.

Учитель раскрывает художественно-образную специфику цветной и чёрно-белой фотографии при съёмке природы или городских объектов. На примере демонстрируемого видеоря­да рассказывается о тех богатых художественных возможно­стях, которые появляются у оператора, когда он снимает све­товые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход).

Внимание учащихся нужно акцентировать на различии изо­бразительной природы цвета в живописи, где он авторски со­чинённый, и фотографии, где он природно фиксированный. Отдельно рассматривается графическая природа чёрно-белой фотографии.

Итогом разговора должно стать утверждение о важности фотопейзажа как хранилища визуально-эмоциональной па­мяти об увиденном. Фотографии природной и городской сре­ды, архитектурных памятников и интерьеров — непререкае­мое свидетельство и информация о том, как выглядит сейчас мир и как он выглядел прежде. Но художественная ценность

фотопейзажа возрастает тем больше, чем лучше оператору удаётся сквозь информацию выразить в снимке дух и непо­вторимость места.

В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры работ мастеров фотопейзажа (С. Ахломова, Д. Баль- терманца, В. Гиппенрейтера и др.). В продолжение этой работы учителем предлагается коллективный анализ художественно­изобразительной специфики фотопортрета как объективного фиксатора характера, состояния человека и проявления его внутреннего мира. В процессе этого коллективного анализа мо­делируется смысл и задачи предстоящей индивидуальной или групповой работы над учебно-исследовательским видеорефе­ратом и его презентацией.

Учебно-исследовательское задание

Учащимся предлагается провести сравнительный анализ общего и различного в изображении пейзажа в фотографии и живописи. Для этого надо подобрать иллюстративные мате­риалы (из Интернета, журналов), наиболее полно и ярко рас­крывающие исследуемую тему. Ученики определяют специфи­ку фотопейзажа на примере работ мастеров фотографии или снимков из домашнего архива. В текстовом сообщении надо рассказать о цветовом и композиционном решении фотопей­зажа, уделить внимание поэтике, настроению или репортажно- сти снимка, оценить художественно-выразительные средства (крупность плана, сочетание главного и фона и т. д.) в рассма­триваемой фотографии. Ученики выполняют задание в пред­ложенной учителем форме (устного сообщения с видеорядом или видеопрезентации и т. д.) с их последующим коллективным обсуждением. Темы видеосообщений могут определяться учи­телем или быть предложены учениками. Они могут быть, напри­мер, такими: «Осенние дороги», «Узоры зимнего леса», «Летние зарисовки», «Дневник путешествия по Волге» и т. п.


В реферате рассматривается, как фотопейзаж даёт нам возможность увидеть красоту природы, восхититься её беско­нечным преображением, сохранить память о городах и странах, в которых довелось побывать.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

В этой работе ученики выполняют приводимое в учебнике задание. Перед этим учителю необходимо сформулировать це­ли задания, указать на задачу рассмотрения фотографии как иного, нежели в живописи, способа изображения природы, расширяющего палитру творческих возможностей художника, в особенности видения натуры крупным планом.

Учитель должен проявить себя осведомлённым цените­лем пейзажного искусства и понимающим особенности съём­ки пейзажа и интерьера. Учащиеся в своих работах должны решить задачу фиксации интересного состояния натуры, про­явить всю незаурядность своего художественного видения, ис­пользуя для этого приобретённые навыки и знания оператор­ской грамоты, в том числе приём съёмки «через первый план». Учителю среди множества работ следует выделить те работы, в которых авторам удалась передача духа и неповторимости места и объекта съёмки.

При этом нужно обращать внимание на выразительность снимка в передаче цвето- и световоздушных состояний приро­ды (закат, дождь, туман, снегопад, дым и т. д.) — специфиче­ских особенностей фотопейзажа. Анализируя съёмку человека в интерьере или на фоне городского (архитектурного) пейзажа, обращайте внимание учеников на композицию фотографий, со- масштабность в них фигуры и фона.

Отдельно нужно выделить значение для качества фотогра­фии съёмочной компьютерной обработки снимка (кадрирова­ние, работа с колоритом снимка, фотографика, соляризация и т. п.). Главное — достичь наибольшей выразительности! Об­ратить внимание учеников важно и на достоинства графиче­ского решения пейзажа в чёрно-белом варианте.

Развивайте умение учащихся работать с видеоархивом. Если ученик из-за каких-то причин не может сделать тот или иной пейзажный снимок (неподходящая погода, нет возможно­сти выехать за город), его можно скачать из Интернета. Умение найти в архивах подходящий или интересный снимок не менее важно, чем умение сделать его самостоятельно.


Фотографии, приведённые в учебнике, интересны переда­чей состояния пейзажа, а ещё больше — ритмом пятен и линий, лежащих в основе их композиции.

Из рекомендаций и опыта учителей

Голицына В. Б. (Москва). Предлагая ученикам темы для ви­деорефератов, я стараюсь связать исследование фотопейзажа с изучением творчества русских художников-пейзажистов. Так, мы создавали фотопроекты на тему «По местам наших живописцев», в которых ребята находили фотоаналоги мест, изображённых на картинах И. И. Левитана. В результате с особой силой ученики ощущали поэтику и дух русской природы, увиденной глазами ху­дожников и фотографов.

Паршикова Е. К. (Москва). На уроках мы часто смотрим ви­деодневники и фотозарисовки стран и городов, по которым пу­тешествовали ребята. Сегодня практически у всех школьников начиная с самых младших классов есть фотокамера — верный спутник в их поездках и путешествиях. Поэтому очень важно на­учить ребят видеть, находить и запечатлевать главное, а не слу­чайное, не первый попавшийся объект, что наряду с оперативно­стью составляет особенности пейзажной съёмки.

Возможность каждого фотографировать в любой момент и в любом месте превращает фотоаппарат в современный вид днев­ника, где вместо текстовых записей — «записи в картинках». В этих фотодневниковых зарисовках ученики могут проявить свой дар пейзажистов и исследователей, острым взором выделяя красоту и несовершенство этого мира. Я всячески поддерживаю стрем­ление детей сохранить, пусть в не очень совершенных снимках, память о том, «где я был и что я видел», о своей собственной се­мье и друзьях «на фоне». Я объясняю ученикам, что, даже снимая просто на память, важно соблюдать соразмерность человека и всех объектов на фотографии. Человек, например, не должен вы­глядеть на фоне архитектурного памятника маленькой крупинкой, которую надо разыскивать на снимке. Для этого следует находить такое расстояние от объекта, чтобы всё умещалось и было по­нятно, что главное, а где фон (архитектурная деталь или фигура). При помощи света — лучей солнца или контражура, композиции (через первый план или ракурс) выделяется то, что необходимо.