Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изнутри, в процессе его создания. Внимание учащихся концентрируется на роли, которую играет визуально-пластическое решение в создании образа спектакля. Рассматриваются виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, а также место в них изобразительного компонента.
Учащиеся овладевают содержанием курса, последовательно выполняя исследовательские или практические задания, представляющие собой творчески развивающуюся систему.
В процессе работы учитель обращается к театрально-зрительскому опыту учащихся, который сегодня, к сожалению, весьма низок. Поэтому на уроках можно анализировать спектакли, которые представлены на телеэкранах (прежде всего на телеканале «Культура»), и их сценографическую составляющую. Удачное проведение уроков основывается не только на увлечённости самого педагога театром, на расширении собственных познаний в этой сфере (владение элементарной грамотой режиссуры и актёрского мастерства), но и на подборе видеоряда, создании по каждой теме некоего «иллюстративного портфолио». Без этих трёх компонентов вряд ли удастся зримо и убедительно раскрыть очарование спектакля, увлечь искусством игры и художественного воображения, к которому так открыты подростки этого возраста.
Хотелось бы отметить практико-психологическое значение занятий. Испытать себя на сцене или в создании эскизов — это возможность не только попытаться понять свои возможности в будущих театральных профессиях, но и сделать прививку против необоснованных претензий появиться на сцене, а тем более играть в жизни. Каждый молодой человек, а в особенности девушка, должны пройти искус сцены, чтобы в дальнейшем не предаваться мечтам о своём будущем на подмостках.
Раскрывая основные положения этой четверти, учитель должен помнить, что в его исследовании театрального искусства доминантой всегда является рассмотрение визуально-образного облика спектакля, а рассказ о режиссёрской и актёрской составляющих лишь элемент, необходимый для понимания творчества художника-сценографа. Никогда не следует увлекаться и забывать, что это — урок изобразительного искусства, а не постановка школьного спектакля . Разрабатывая театральную проблематику, учителю следует учесть, что перед ним не стоит задача создания спектакля, тем более воспитания из учеников будущих профессиональных художников-сценографов или актёров. Но сделать учащихся чуткими и грамотными зрителями — задача, которая стоит перед учителем.
Каждый человек воспринимает спектакль в соответствии с уровнем своей культуры, художественных знаний и опыта. Замыслы и усилия режиссёра, художника и актёров окажутся непрочитанными, если зритель театрально безграмотен и эмоционально глух. Выработка зрительской культуры и овладение учащимися основами театральной грамоты — главная педагогическая задача этой четверти.
Учитель, чтобы быть успешным, должен иметь дополнительные познания в области театрального искусства. Он должен знать, что такое сценография, режиссура и методика актёрского перевоплощения (конечно, в рамках элементарной грамоты). Каждый учитель выбирает свой путь профессионально-компе- тентностного совершенствования педагогического мастерства с учётом того, что в современной школе требуется его постоянное обновление и расширение. Со своей стороны мы рекомендуем список специальной литературы, который поможет вам работать с учениками.
Следует заметить, что учебник даёт перспективу развития ученика в познании искусства театра. Это развитие может осуществляться как пропедевтическое воспитание зрителя и в то же время как творческое развитие личности в сфере театрального искусства. В связи с этим приведём фрагмент выступления на московском Форуме инновационных проектов Е. Г. Гранитовой (педагога Российской академии театрального искусства, доцента кафедры режиссуры): «Эти программа и учебник — убедительный пример эффективности системы непрерывного художественного образования. Работая в школе и в художественной студии, могу засвидетельствовать, что художественно-педагогические принципы, разработанные в программе и изложенные в учебнике, являются фундаментальной основой театральнохудожественного образования как в школах и студиях, так и в колледжах и институтах. В Российской академии театрального искусства (ГИТИС) сценографический курс «Работа режиссёра с художником» строится на основе знаний и идей, сформулированных в учебнике и нашедших своё развитие на дальнейшем этапе художественно-театрального образования».
Урок: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
различать изображение в театре и кино;
правильно определять роль и место изображения в театре и кино;
называть, определять и различать жанры в театре и кино;
сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте;
находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий;
выполнять творческие рефераты на предложенные темы;
раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений;
приводить примеры жанрового многообразия театра и кино;
определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира через искусство кино и театра.
Личностные результаты:
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о театре и кино как двух гранях изобразительной образности;
учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефератов и презентаций.
На первый урок по сравнению с другими уроками выпадает наибольшее количество информации, потому что, вводя учащихся в проблематику всего курса, учитель использует материал, относящийся не только к данной теме, но и к введению (он достаточно подробно изложен в учебнике). Прежде всего раскрываются понятия синтетические, визуальные искусства, пространственно-временные искусства, сочетающие в себе выразительные возможности различных искусств (изображение, слово, музыку и др.). Сравнивая искусство театра и кино, можно определить специфику изображения в произведениях театрального и экранного искусств. На примере театрального спектакля анализируются природа коллективного творчества в синтетических искусствах и роль художника в них. Поскольку смысл и специфику работы художника-сценографа можно оценить, только поняв игровую природу театрального искусства, учитель рассказывает о роли режиссёра и актёра как соавторов зримого образа спектакля.
Раскрывается визуальная общность пластического языка спектакля и изобразительного искусства, наиболее ярко проявляющаяся в скульптуре. Пластика движения и выразительность живого жеста в спектакле и скульптуре сродни друг другу, поскольку говорят на одном языке — языке пластически зримых образов.
Для выполнения заданий практикума «Театр — спектакль — художник» учитель делит учащихся, исходя из их творческих возможностей и интересов, на три группы: художники, режиссёры- сценаристы, актёры.
Содержательно материал урока, как уже отмечалось, достаточно широк и разнообразен. Темы для анализа различны и предпочтение отдаётся тому или иному аспекту темы, в зависимости от того, сколько художников в классе. Визуально-пластический облик спектакля раскрывает его игровой характер.
Рассматриваются жанровое многообразие театра, единство правды и вымысла на сцене, роль художника в содружестве с драматургом, режиссёром и актёром в спектакле. Коллективность творчества — основа синтетических искусств.
Учебно-исследовательское задание
Для создания индивидуальной или коллективной (2—4 человека) аналитической работы на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?» учащиеся пользуются информацией, полученной на уроке. Для работы во внеурочное время (создание самостоятельного исследовательского проекта) для раскрытия темы привлекают иллюстративный материал из журналов или Интернета. Эта работа, как и все последующие, выполняется в форме реферата или устного сообщения. Учеников нужно нацелить на раскрытие в этом исследовании специфики театрального зрелища, заключающегося в непосредственном контакте актёра со зрителем, а также необходимость понимания роли драматурга и режиссёра для создания спектакля. В качестве итога учитель проводит презентацию лучших работ. В процессе коллективного обсуждения анализируются типовые ошибки в других работах.
Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»
Работа над спектаклем начинается с формирования творческой группы и выбора драматургического материала (пьесы, инсценировки сказки, рассказа или небольшого сюжета собственного сочинения). После создания творческих групп и выбора учениками театральной профессии учитель должен суметь так выстроить процесс своей работы, чтобы уделить время каждой из групп. В одних случаях возможен общий разговор, в других — сугубо профессиональный, более конкретный. Поиск форм творческой работы с учениками индивидуален и зависит от уровня профессионального мастерства и подготовленности учителя в каждом конкретном вопросе. Предлагаемые для творческих групп специальные задания в любой момент по выбору учителя могут стать общими для всего класса. В особенности это касается данной темы, она подходит для коллективного творчества всех создателей спектакля.
Учащиеся овладевают содержанием курса, последовательно выполняя исследовательские или практические задания, представляющие собой творчески развивающуюся систему.
В процессе работы учитель обращается к театрально-зрительскому опыту учащихся, который сегодня, к сожалению, весьма низок. Поэтому на уроках можно анализировать спектакли, которые представлены на телеэкранах (прежде всего на телеканале «Культура»), и их сценографическую составляющую. Удачное проведение уроков основывается не только на увлечённости самого педагога театром, на расширении собственных познаний в этой сфере (владение элементарной грамотой режиссуры и актёрского мастерства), но и на подборе видеоряда, создании по каждой теме некоего «иллюстративного портфолио». Без этих трёх компонентов вряд ли удастся зримо и убедительно раскрыть очарование спектакля, увлечь искусством игры и художественного воображения, к которому так открыты подростки этого возраста.
Хотелось бы отметить практико-психологическое значение занятий. Испытать себя на сцене или в создании эскизов — это возможность не только попытаться понять свои возможности в будущих театральных профессиях, но и сделать прививку против необоснованных претензий появиться на сцене, а тем более играть в жизни. Каждый молодой человек, а в особенности девушка, должны пройти искус сцены, чтобы в дальнейшем не предаваться мечтам о своём будущем на подмостках.
Раскрывая основные положения этой четверти, учитель должен помнить, что в его исследовании театрального искусства доминантой всегда является рассмотрение визуально-образного облика спектакля, а рассказ о режиссёрской и актёрской составляющих лишь элемент, необходимый для понимания творчества художника-сценографа. Никогда не следует увлекаться и забывать, что это — урок изобразительного искусства, а не постановка школьного спектакля . Разрабатывая театральную проблематику, учителю следует учесть, что перед ним не стоит задача создания спектакля, тем более воспитания из учеников будущих профессиональных художников-сценографов или актёров. Но сделать учащихся чуткими и грамотными зрителями — задача, которая стоит перед учителем.
Каждый человек воспринимает спектакль в соответствии с уровнем своей культуры, художественных знаний и опыта. Замыслы и усилия режиссёра, художника и актёров окажутся непрочитанными, если зритель театрально безграмотен и эмоционально глух. Выработка зрительской культуры и овладение учащимися основами театральной грамоты — главная педагогическая задача этой четверти.
Учитель, чтобы быть успешным, должен иметь дополнительные познания в области театрального искусства. Он должен знать, что такое сценография, режиссура и методика актёрского перевоплощения (конечно, в рамках элементарной грамоты). Каждый учитель выбирает свой путь профессионально-компе- тентностного совершенствования педагогического мастерства с учётом того, что в современной школе требуется его постоянное обновление и расширение. Со своей стороны мы рекомендуем список специальной литературы, который поможет вам работать с учениками.
Следует заметить, что учебник даёт перспективу развития ученика в познании искусства театра. Это развитие может осуществляться как пропедевтическое воспитание зрителя и в то же время как творческое развитие личности в сфере театрального искусства. В связи с этим приведём фрагмент выступления на московском Форуме инновационных проектов Е. Г. Гранитовой (педагога Российской академии театрального искусства, доцента кафедры режиссуры): «Эти программа и учебник — убедительный пример эффективности системы непрерывного художественного образования. Работая в школе и в художественной студии, могу засвидетельствовать, что художественно-педагогические принципы, разработанные в программе и изложенные в учебнике, являются фундаментальной основой театральнохудожественного образования как в школах и студиях, так и в колледжах и институтах. В Российской академии театрального искусства (ГИТИС) сценографический курс «Работа режиссёра с художником» строится на основе знаний и идей, сформулированных в учебнике и нашедших своё развитие на дальнейшем этапе художественно-театрального образования».
Урок: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
различать изображение в театре и кино;
правильно определять роль и место изображения в театре и кино;
называть, определять и различать жанры в театре и кино;
сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте;
находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий;
выполнять творческие рефераты на предложенные темы;
раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений;
приводить примеры жанрового многообразия театра и кино;
определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира через искусство кино и театра.
Личностные результаты:
формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о театре и кино как двух гранях изобразительной образности;
учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефератов и презентаций.
На первый урок по сравнению с другими уроками выпадает наибольшее количество информации, потому что, вводя учащихся в проблематику всего курса, учитель использует материал, относящийся не только к данной теме, но и к введению (он достаточно подробно изложен в учебнике). Прежде всего раскрываются понятия синтетические, визуальные искусства, пространственно-временные искусства, сочетающие в себе выразительные возможности различных искусств (изображение, слово, музыку и др.). Сравнивая искусство театра и кино, можно определить специфику изображения в произведениях театрального и экранного искусств. На примере театрального спектакля анализируются природа коллективного творчества в синтетических искусствах и роль художника в них. Поскольку смысл и специфику работы художника-сценографа можно оценить, только поняв игровую природу театрального искусства, учитель рассказывает о роли режиссёра и актёра как соавторов зримого образа спектакля.
Раскрывается визуальная общность пластического языка спектакля и изобразительного искусства, наиболее ярко проявляющаяся в скульптуре. Пластика движения и выразительность живого жеста в спектакле и скульптуре сродни друг другу, поскольку говорят на одном языке — языке пластически зримых образов.
Для выполнения заданий практикума «Театр — спектакль — художник» учитель делит учащихся, исходя из их творческих возможностей и интересов, на три группы: художники, режиссёры- сценаристы, актёры.
Содержательно материал урока, как уже отмечалось, достаточно широк и разнообразен. Темы для анализа различны и предпочтение отдаётся тому или иному аспекту темы, в зависимости от того, сколько художников в классе. Визуально-пластический облик спектакля раскрывает его игровой характер.
Рассматриваются жанровое многообразие театра, единство правды и вымысла на сцене, роль художника в содружестве с драматургом, режиссёром и актёром в спектакле. Коллективность творчества — основа синтетических искусств.
Учебно-исследовательское задание
Для создания индивидуальной или коллективной (2—4 человека) аналитической работы на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?» учащиеся пользуются информацией, полученной на уроке. Для работы во внеурочное время (создание самостоятельного исследовательского проекта) для раскрытия темы привлекают иллюстративный материал из журналов или Интернета. Эта работа, как и все последующие, выполняется в форме реферата или устного сообщения. Учеников нужно нацелить на раскрытие в этом исследовании специфики театрального зрелища, заключающегося в непосредственном контакте актёра со зрителем, а также необходимость понимания роли драматурга и режиссёра для создания спектакля. В качестве итога учитель проводит презентацию лучших работ. В процессе коллективного обсуждения анализируются типовые ошибки в других работах.
Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»
Работа над спектаклем начинается с формирования творческой группы и выбора драматургического материала (пьесы, инсценировки сказки, рассказа или небольшого сюжета собственного сочинения). После создания творческих групп и выбора учениками театральной профессии учитель должен суметь так выстроить процесс своей работы, чтобы уделить время каждой из групп. В одних случаях возможен общий разговор, в других — сугубо профессиональный, более конкретный. Поиск форм творческой работы с учениками индивидуален и зависит от уровня профессионального мастерства и подготовленности учителя в каждом конкретном вопросе. Предлагаемые для творческих групп специальные задания в любой момент по выбору учителя могут стать общими для всего класса. В особенности это касается данной темы, она подходит для коллективного творчества всех создателей спектакля.