Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изнутри, в процессе его создания. Внимание учащихся концентрируется на роли, которую играет визуально-пластиче­ское решение в создании образа спектакля. Рассматриваются виды различных театрально-зрелищных и игровых представле­ний, а также место в них изобразительного компонента.

Учащиеся овладевают содержанием курса, последователь­но выполняя исследовательские или практические задания, представляющие собой творчески развивающуюся систему.

В процессе работы учитель обращается к театрально-зри­тельскому опыту учащихся, который сегодня, к сожалению, весьма низок. Поэтому на уроках можно анализировать спек­такли, которые представлены на телеэкранах (прежде всего на телеканале «Культура»), и их сценографическую составляющую. Удачное проведение уроков основывается не только на увле­чённости самого педагога театром, на расширении собствен­ных познаний в этой сфере (владение элементарной грамотой режиссуры и актёрского мастерства), но и на подборе ви­деоряда, создании по каждой теме некоего «иллюстративного портфолио». Без этих трёх компонентов вряд ли удастся зри­мо и убедительно раскрыть очарование спектакля, увлечь ис­кусством игры и художественного воображения, к которому так открыты подростки этого возраста.

Хотелось бы отметить практико-психологическое значение занятий. Испытать себя на сцене или в создании эскизов — это возможность не только попытаться понять свои возможности в будущих театральных профессиях, но и сделать прививку про­тив необоснованных претензий появиться на сцене, а тем бо­лее играть в жизни. Каждый молодой человек, а в особенности девушка, должны пройти искус сцены, чтобы в дальнейшем не предаваться мечтам о своём будущем на подмостках.

Раскрывая основные положения этой четверти, учитель дол­жен помнить, что в его исследовании театрального искусства доминантой всегда является рассмотрение визуально-образно­го облика спектакля, а рассказ о режиссёрской и актёрской со­ставляющих лишь элемент, необходимый для понимания твор­чества художника-сценографа. Никогда не следует увлекаться и забывать, что это — урок изобразительного искусства, а не постановка школьного спектакля . Разрабатывая театральную проблематику, учителю следует учесть, что перед ним не стоит задача создания спектакля, тем более воспитания из учеников будущих профессиональных художников-сценографов или актё­ров. Но сделать учащихся чуткими и грамотными зрителями — задача, которая стоит перед учителем.


Каждый человек воспринимает спектакль в соответствии с уровнем своей культуры, художественных знаний и опыта. Замыслы и усилия режиссёра, художника и актёров окажутся непрочитанными, если зритель театрально безграмотен и эмо­ционально глух. Выработка зрительской культуры и овладение учащимися основами театральной грамоты — главная педаго­гическая задача этой четверти.

Учитель, чтобы быть успешным, должен иметь дополнитель­ные познания в области театрального искусства. Он должен знать, что такое сценография, режиссура и методика актёрско­го перевоплощения (конечно, в рамках элементарной грамоты). Каждый учитель выбирает свой путь профессионально-компе- тентностного совершенствования педагогического мастерства с учётом того, что в современной школе требуется его посто­янное обновление и расширение. Со своей стороны мы реко­мендуем список специальной литературы, который поможет вам работать с учениками.

Следует заметить, что учебник даёт перспективу развития ученика в познании искусства театра. Это развитие может осу­ществляться как пропедевтическое воспитание зрителя и в то же время как творческое развитие личности в сфере театрального искусства. В связи с этим приведём фрагмент выступления на московском Форуме инновационных проектов Е. Г. Гранитовой (педагога Российской академии театрального искусства, доцен­та кафедры режиссуры): «Эти программа и учебник — убеди­тельный пример эффективности системы непрерывного худо­жественного образования. Работая в школе и в художественной студии, могу засвидетельствовать, что художественно-педаго­гические принципы, разработанные в программе и изложенные в учебнике, являются фундаментальной основой театрально­художественного образования как в школах и студиях, так и в колледжах и институтах. В Российской академии театрального искусства (ГИТИС) сценографический курс «Работа режиссёра с художником» строится на основе знаний и идей, сформулирован­ных в учебнике и нашедших своё развитие на дальнейшем этапе художественно-театрального образования».

Урок: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»

Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

различать изображение в театре и кино;

правильно определять роль и место изображения в театре и кино;

называть, определять и различать жанры в театре и кино;

сравнивать сценические и экранные произведения, про­водить аналитические исследования в данном контексте;

находить практическое применение полученным знани­ям на уроке в ходе выполнения практических заданий;

выполнять творческие рефераты на предложенные темы;

раскрывать смысл создания сценических и экранных про­изведений;

приводить примеры жанрового многообразия театра и кино;

определять позитивное и негативное в явлениях окружа­ющего мира через искусство кино и театра.

Личностные результаты:

формировать целостное мировоззрение, соответствую­щее современному уровню развития науки и обществен­ной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о театре и кино как двух гранях изобразительной образности;

учиться дискутировать, аргументировать свои высказы­вания, вести диалоги по проблеме;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатле­ния от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Метапредметные результаты:

учиться понимать и принимать учебную задачу, сформу­лированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учи­теля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;


находить и выделять необходимую информацию из тек­стов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя;

понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпре­тировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефера­тов и презентаций.

На первый урок по сравнению с другими уроками выпа­дает наибольшее количество информации, потому что, вводя учащихся в проблематику всего курса, учитель использует ма­териал, относящийся не только к данной теме, но и к введению (он достаточно подробно изложен в учебнике). Прежде всего раскрываются понятия синтетические, визуальные искусства, пространственно-временные искусства, сочетающие в себе выразительные возможности различных искусств (изображе­ние, слово, музыку и др.). Сравнивая искусство театра и кино, можно определить специфику изображения в произведениях театрального и экранного искусств. На примере театрального спектакля анализируются природа коллективного творчества в синтетических искусствах и роль художника в них. Поскольку смысл и специфику работы художника-сценографа можно оце­нить, только поняв игровую природу театрального искусства, учитель рассказывает о роли режиссёра и актёра как соавторов зримого образа спектакля.

Раскрывается визуальная общность пластического языка спектакля и изобразительного искусства, наиболее ярко проявля­ющаяся в скульптуре. Пластика движения и выразительность жи­вого жеста в спектакле и скульптуре сродни друг другу, поскольку говорят на одном языке — языке пластически зримых образов.

Для выполнения заданий практикума «Театр — спектакль — художник» учитель делит учащихся, исходя из их творческих воз­можностей и интересов, на три группы: художники, режиссёры- сценаристы, актёры.


Содержательно материал урока, как уже отмечалось, до­статочно широк и разнообразен. Темы для анализа различны и предпочтение отдаётся тому или иному аспекту темы, в зави­симости от того, сколько художников в классе. Визуально-пла­стический облик спектакля раскрывает его игровой характер.

Рассматриваются жанровое многообразие театра, единство правды и вымысла на сцене, роль художника в содружестве с драматургом, режиссёром и актёром в спектакле. Коллектив­ность творчества — основа синтетических искусств.

Учебно-исследовательское задание

Для создания индивидуальной или коллективной (2—4 че­ловека) аналитической работы на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?» учащиеся пользуются инфор­мацией, полученной на уроке. Для работы во внеурочное время (создание самостоятельного исследовательского проекта) для раскрытия темы привлекают иллюстративный материал из жур­налов или Интернета. Эта работа, как и все последующие, вы­полняется в форме реферата или устного сообщения. Учеников нужно нацелить на раскрытие в этом исследовании специфики театрального зрелища, заключающегося в непосредственном контакте актёра со зрителем, а также необходимость понима­ния роли драматурга и режиссёра для создания спектакля. В качестве итога учитель проводит презентацию лучших работ. В процессе коллективного обсуждения анализируются типовые ошибки в других работах.

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

Работа над спектаклем начинается с формирования твор­ческой группы и выбора драматургического материала (пье­сы, инсценировки сказки, рассказа или небольшого сюжета собственного сочинения). После создания творческих групп и выбора учениками театральной профессии учитель должен су­меть так выстроить процесс своей работы, чтобы уделить время каждой из групп. В одних случаях возможен общий разговор, в других — сугубо профессиональный, более конкретный. Поиск форм творческой работы с учениками индивидуален и зависит от уровня профессионального мастерства и подготовленности учителя в каждом конкретном вопросе. Предлагаемые для твор­ческих групп специальные задания в любой момент по выбору учителя могут стать общими для всего класса. В особенности это касается данной темы, она подходит для коллективного творче­ства всех создателей спектакля.