Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким общим для всех может стать выполнение задания, определяемого в учебнике как задание для художников. Оно со­стоит в фантазировании и сочинении облика будущего спектакля. Выбор пьесы (или любой литературной основы) является делом всех, но прежде всего режиссёра. Также вместе определяются темы для актёрских этюдов. Если моделировать процесс работы над спектаклем, то после выбора пьесы происходит её общая читка и самое главное — анализ игрового материала, в котором определяется, что и про что играем, как и где играем. Такой анализ предваряет работу художника и труппы над спектаклем и над каждым этюдом. А вот общий замысел будущего спектакля разрабатывается каждым в русле выбранной профессии. Так ху­дожники-сценографы, прежде чем создать макет спектакля, раз­рабатывают его замысел в виде набросков и словесных коммен­

тариев к ним. При этом важно, чтобы учащиеся задумывались над тем, как воплотить свой замысел, как это сделать на сцене.

Задания для режиссёров-сценаристов и для актёров также могут стать общими, потому что фантазирование на тему пред­ложенной роли — как бы я её сыграл и что в ней главное? — интересно всем. Также общими могут быть упражнения «Живая скульптура», в которых учитель нацеливает учеников на воплоще­ние в статичной позе образно-пластической выразительности на выбранную тему (например, «Мольба», «Победа», «Футболисты», «Мечта», «Нежность», «Раздумье», «Свободу!», «Горе» и т. п.). По­добные упражнения могут быть коллективными и индивидуаль­ными. Следует помнить, что упражнения выполняются без слов. Учитель должен суметь аргументированно оценить выразитель­ность и образную точность учащихся в этих упражнениях.

В ходе творческого проекта «Театр — спектакль — худож­ник» учитель должен стремиться донести до учащихся мысль, что рождению спектакля предшествует большая подготовка: анализ текста, этюды и репетиции актёров, эскизы и макеты ху­дожника и многое другое. Всё созданное художником и актёром должно иметь смысл и быть выразительным. Каждая деталь на сцене, придуманная художником, слово и жест актёра не могут быть случайными. Актёр, подобно художнику, создаёт зримый облик спектакля живой и динамической скульптурностью своей пластики.


Учитель рассказывает ученикам, как в живописи или музыке существует этюд, так и в театре есть подобная форма рабо­ты. Сценический этюд — это небольшая сценка, упражнение на определённую тему, являющиеся чаще всего этапом создания роли, ступенькой в подготовке спектакля.

В основе творчества художника, как и актёров, лежит рас­крытие содержания пьесы и замысла режиссёра. Они вместе ре­шают, про что будет спектакль, т. е. каков его смысл и что хотим сказать зрителю своей постановкой, какова её сверхзадача. За­тем определяются творческие задачи художника и актёров: где происходит действие спектакля и как оно должно выглядеть на сцене, что и зачем играют актёры в каждой сцене, т. е. какова их линия действия в спектакле или этюде.

Возможные литературные и драматургические произведе­ния для работы:

П. Ершов. «Конёк-Горбунок»;

С. Аксаков. «Аленький цветочек»;

Е. Шварц. «Снежная королева»;

Е. Шварц. «Обыкновенное чудо»;

Г. Горин. «Тот самый Мюнхгаузен»;

Г. Горин. «Забыть Герострата!»;

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»;

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

С. Маршак. «Кошкин дом»;

С. Маршак. «Горя бояться — счастья не видать»;

С. Маршак. «Мистер Твистер»;

К. Чуковский. «Ваня и крокодил»;

А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»;

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»;



Л. Филатов. «Сказ про Федота-стрельца»;

Р. Стивенсон. «Остров сокровищ»;

А. Дюма. «Три мушкетёра»;

А. Володин. «Звонят, откройте дверь!»;

Володин. «Старшая сестра»;

М. Рощин. «Валентин и Валентина»;

М. Рощин. «Спешите делать добро»;

Т. Ян. «Твои шестнадцать»;

Розов. «В добрый час!»;

Розов. «В день свадьбы»;

Ростоцкий. «Доживём до понедельника»;

Б. Васильев. «Завтра была война»;

Б. Васильев. «В списках не значился»;

Л. Кассиль. «Великое противостояние»;

В. Каверин. «Два капитана»;

В. Маяковский. «Клоп»;

Б. Брехт. «Трёхгрошовая опера»;

Л. Уэббер. «Кошки»;

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»;

У. Шекспир. «Сон в летнюю ночь»;

У. Шекспир. «Король Лир»;

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»;

Ч. Диккенс. «Оливер Твист»;

Жюль Верн. «Таинственный остров»;

Н. Гоголь. «Вий» (Н. Садур. «Панночка»);

Н. Гоголь. «Мёртвые души»;

А. Островский. «Женитьба Бальзаминова»;

А. Островский. «Доходное место»;

И. Тургенев. «Месяц в деревне»;

В. Розов. «Брат Алёша»;

М. Булгаков. «Иван Васильевич»;

Г. Остер. «Вредные советы».

Из рекомендаций и опыта учителей

Голицына В. Б. (Москва). Учителям, в особенности впервые работающим по этой программе, важно суметь на первом уро­ке сконцентрироваться, чтобы «не поплыть» от множества за­трагиваемых тем, а чётко ограничить их круг, выделив главные. Материал, изложенный во введении учебника, я предоставляю ученикам прочесть и освоить самостоятельно.

Кобозев А. А. (Москва). Важно отметить, что создание твор­ческих групп и выбор учениками театральных профессий — процесс, регулируемый и направляемый учителем. В нём он использует возможности образовательно-развивающей игры, учитывая не только реальные возможности ребят, но и перспек­тивы дальнейших уроков и планирование итоговых результатов.

Кутанина О. Н. (Саратов). Опыт выполнения заданий по этой теме свидетельствует, что ребят чрезвычайно увлекает создание «живых скульптур». Ещё мы делали «живые картины» — пластиче­ские этюды, в которых, подобно «живым скульптурам», в стоп- кадре изображалось содержание многофигурной картины. В этом упражнении важно не то, чтобы дети встали в позы пер­сонажей картины, а важно подвести учеников к изображённой на картине ситуации, чтобы они сыграли «что было до этого»: кто и куда шёл, что и зачем делал и т. д. Мы проигрывали игровую предысторию — то, что предшествовало итоговому картинному стоп-кадру, в котором застывают все его герои. Также мы сочиня­ли продолжение сюжета картины — проигрывали, что было после стоп-кадра картины. Таким образом, мы создавали пластически- игровой рассказ о картине с действенной подводкой и эпилогом. Наиболее удачны были коллективные работы по картинам П. А. Федотова («Разборчивая невеста», «Сватовство майора»),

В. В. Сурикова («Меншиков в Берёзове») и гравюрам Ф. Гойи.

Сазонова Е. А. (Санкт-Петербург). Выбранный нами литера­турно-драматургический материал (один раз это был «Конёк-Гор­бунок», другие — мюзикл «Три мушкетёра», «Повести Белкина» А. С. Пушкина) стал основой и каркасом для выполнения всех представленных в учебнике заданий как для художников, так и для актёров. Причём, упаси Бог, не следует стремиться к созда­нию законченного спектакля, потому что это уничтожит образо­вательно-дидактический характер и смысл урока. Уроки изобра­зительного искусства и создание спектакля — принципиально разные вещи. Пока я не поняла этого на собственном опыте, меня ожидало сокрушительное поражение. Выбранный нами драматургический материал лишь единая основа для работы ху­дожников, режиссёров и актёров, учебная модель для лучшего познания процесса создания спектакля. В то же время работа была успешной, когда у каждой творческой группы были разные от урока к уроку пьесы и инсценировки для макетов и этюдов.

Урок:

«Правда и магия театра. Театральное искусство и художник»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать, как соотносятся правда и условность в актёр­ской игре и в сценографии спектакля;

понимать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики;

представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля;

понимать, что созданное художником оформление живёт на сцене только через актёра, благодаря его игре;

получить представления об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сце­ны (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).

Личностные результаты:

формировать основы эстетического сознания через ос­воение наследия великих мастеров театра;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

формировать коммуникативную компетентность в про­цессе сотрудничества со сверстниками и коллективного творчества.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

выделять из темы урока известные знания и умения;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные пути и способы решения учебных и по­знавательных задач;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий;

понимать задачи групповой работы, уметь распределять функции в группе при выполнении заданий.

Зримый облик спектакля, задуманный режиссёром вместе с художником, воплощается в оформлении сцены и игре актё­ров. Именно актёр делает для зрителя живым всё происходящее и находящееся на сцене. Все вещи и изображения на сцене без актёра мертвы. Главное положение темы урока: актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Это опреде­ляет роль сценографии и художника в театре. Сценография — визуально важный, но лишь один из элементов единого образа спектакля. Оформление живёт только через актёра, благодаря его игре.

Особенность изучения творчества художника театра в том, что оно невозможно без понимания сущности театрального ис­кусства. Эта сущность заключается в преображении актёра в своего героя, его перевоплощении, происходящем на наших глазах, здесь и сейчас. Сердцевина театрального чуда — игра актёра, в которую он вовлекает и зрителя. В основе этой игры прежде всего лежит фантазия, воображение и вера.

Любое зрелище создаётся для зрителя, сидящего в зале и смотрящего на сцену. Поэтому, естественно, далее на уроке рассматривается архитектурно-пространственное и технологи­ческое устройство сцены амфитеаторного и партерно-ярусного театров. Изучая схему устройства сцены, учащиеся знакомятся с её конструкцией (портал, кулисы и т. п.) и элементами её оформ­ления (декорации, свет и др.). Далее рассказ об устройстве сце­ны переходит в практически-сценографическую плоскость: объ­ясняются принципы театрального макетирования на примере создания подмакетника и плана сцены.


В ходе этого объяснения моделируется процесс выполне­ния учебно-исследовательского задания и практикума для груп­пы художников.

Весь анализ темы происходит в сопровождении зрительного ряда, посвящённого природе театрального зрелища и устройству сцены в разные эпохи. Для этого учитель должен подготовить ви­деоматериалы по теме урока, которые помогут наглядно раскрыть устройство сцены и её элементов, в особенности воспроизводя­щихся в подмакетнике и плане сцены. Целесообразно привести примеры развития устройства сцены — от древнегреческого ам­фитеатра до современного театра с его технологическими воз­можностями.

Практическая часть урока также может быть посвящена упражнениям на перемену отношения к вещи и месту дей­ствия. Тогда ученики наглядно убедятся в том, что одна и та же вещь (верёвка, стул, лист бумаги и т. п.) или пространство класса могут менять смыслы в зависимости от того, как к ним относится актёр.

Учебно-исследовательское задание

Рассказ учителя и соответствующая глава учебника ложат­ся в основу исследования учащихся о театре и искусстве теа­трального художника-сценографа. Далее, самостоятельно из­учая материал на эту тему, ребята могут разрабатывать его в следующих направлениях: «Искусство театра сквозь времена и страны», «Спектакль — содружество актёра, режиссёра и ху­дожника», «Эволюция театральной сцены», «Знаменитые театры мира» и т. д. Этот список может быть продолжен учителем само­стоятельно, исходя из конкретных исследовательских возмож­ностей и интересов учеников. Например, в их работах может отражаться эволюция театра и сцены во времени, начиная с древнегреческого амфитеатра под открытым небом и преоб­разования древнего театра в закрытое пространство партер­но-ярусного театра. Также могут рассматриваться другие виды ныне существующих сценических площадок театров и стадио­нов. При этом возможен анализ понятий одежда сцены (кулисы, задник, занавес), зеркало сцены, портал сцены, декорационное оформление и др.

Учениками создаются проектно-реферативные работы (со­чинения с иллюстративным рядом) или презентации по пред­ложенным темам с последующим коллективным обсуждением и защитой на уроке.