Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

Построение и направленность практических работ по пред­ложенной теме во многом определяются общей образователь­но-творческой стратегией, избранной учителем в этой четверти. Некоторые упражнения, предлагаемые в учебнике, могут быть сокращены, а на других, наоборот, сделан акцент (в зависимо­сти от конкретных педагогических задач учителя и условий их воплощения). Так, акцент может быть сделан на заданиях для художников, заключающихся в создании подмакетника для про­ектируемого спектакля. А может быть акцент на упражнениях на перемену отношения к вещи и месту действия. В них одна и та же вещь, предложенная учителем или учащимися (например, верёвка, стул, лист бумаги и т. п.), может в зависимости от от­ношения к ней становиться для зрителя змеёй или пожарным шлангом, автомобилем или станком, древним животным или стотысячной ассигнацией и т. д., а одно и то же пространство класса, его пол (из-за разного поведения и отношения к ним актёров) могут превратиться в болото или каток, в пустыню или ночной лес и т. п. В упражнениях на перемену отношения худож­ник и режиссёр должны предложить актёрам темы и предметы для этюдов. Например, выбирается шапка и предлагается от­нестись к ней, как к котёнку, затем как к царской короне в му­зее или как к сломанной игрушке. Другой вариант: актёру надо пройти по полу, но при условии, что это — изысканный паркет во дворце, болото или сельская дорога в лужах. На с. 29 в учебнике приведены примеры таких упражнений-этюдов: «В древнем храме (клятва жриц)», «В музее», «На спортивной площадке ( тренировка)».

Определив вместе с режиссёрами-сценаристами объекты и места для этюдов на перемену отношения к вещи и месту действия, учителю следует стремиться к тому, чтобы актёры в своих действиях и поведении были максимально естественны благодаря фантазии и вере в происходящее. Актёру следует ни­чего не изображать, не показушничать, а стараться быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах, действовать от своего лица, а не какого-то неизвестного персонажа, не испытывать зажим в присутствии зрителей. Важно так называемое ощущение публичного одиночества — будто в классе никого нет, ты — один. Главное — ничего заранее не придумывать (я сломаю ногу, вы­скочит собака и т. д.), а импровизационно правдиво (органично) существовать здесь и сейчас.


Кроме того, если выбрана какая-то пьеса, то на этом эта­пе актёры думают и анализируют роль, определяют характер и внешность персонажа, придумывают на основе текста его био­графию, чтобы потом постараться выразить их в своих действи­ях на сцене.

Учителю следует помнить, что профессии театрального ху­дожника и актёра, не говоря уж о режиссёре, достаточно специ­фичны и требуют, кроме дарования, специального обучения. По­этому важно объяснить стремящимся к сцене, что им следует иметь хотя бы самые общие представления о том, что лежит в основе театрального творчества и обучения. Для театрального ху­дожника, помимо изучения рисунка, живописи, технологии, важ­нейшим является овладение искусством композиции. Кроме того, сценограф не может не изучать и основы актёрского мастерства.

Из рекомендаций и опыта учителей

Литкенс Э. Б. (Москва). Исследовательские работы уча­щихся никогда не должны замыкаться в рамках обзорных ре­фератов. Важно уметь использовать в образовательных целях культурно-театральный потенциал города. Когда я работала в г. Березники (Пермская область), где не было стационарного театра, я водила школьников в Дом культуры, в котором бы­ла прекрасная звуковая и световая аппаратура. Более того, ребят, у которых были наилучшие рефераты, я, по договорён­ности с дирекцией Дома культуры, устраивала на стажировку к звукорежиссёрам, светооператорам и машинистам сцены. Это очень влияло на престиж предмета «Изобразительное ис­кусство» в школе и имело хорошие последствия для будущей профессиональной судьбы моих учеников. Позже в Перми я не только устраивала знакомство ребят с устройством сцены и оборудования в Пермском драматическом театре, но и про­водила встречи с художниками, актёрами и режиссёрами этого театра. В крупных городах, особенно в Москве и Петербурге, масса возможностей, и нужно использовать их колоссальный культурный потенциал в образовательных целях.

Алёшина Т. В. (Москва). Создание подмакетника в моей практике всегда было увлекательным конструктивно-дизайнер­ским делом, в котором реализовывались навыки ребят к ма­кетированию, приобретённые в 7 классе. Разработка макета является первым шагом к созданию простейших макетов из белой бумаги (так называемых формакетов или прирезок, как их называют на театральном языке). Фантазирование на темы возможных театральных постановок и все дальнейшие сцено­графические упражнения для художников, которые предложены в учебнике, выполнялись именно в подмакетнике. Планировки сцены вместе с эскизами дают возможность школьникам в пол­ной мере ощутить пространственное расположение вещей в их упражнениях и этюдах. В своей практике при выполнении деть­ми заданий я не делала особых различий между художниками и актёрами. И те и другие, пусть по-разному, участвовали во всех упражнениях и этюдах. Если у класса правильная мотивация, то каждый ученик в полной мере сможет раскрыть все свои худож­нические, режиссёрские и актёрские способности.



Ламара Л. Р. (Москва). При выполнении сценических упраж­нений, начиная с первого урока и на протяжении всей четверти, я объясняю ученикам, что искусство театра начинается с веры, фантазии и воображения. Без них трудно поверить в правдивость бутафорских декораций и искренность актёрского поведения в них. Мы верим актёру, если он ведёт себя на сцене естественно, органично, как в жизни. Прежде чем стать кем-то и сыграть чей- то образ, надо научиться быть самим собой в обстоятельствах, предлагаемых пьесой или этюдом. Развитие этих основ актёр­ской игры начинается с малого — с простейших упражнений и этюдов, тренирующих внимание, умение его концентрировать и управлять им. Актёры учатся слушать и слышать, а не изобра­жать, будто они слышат, видеть и реагировать на увиденное без преувеличения, т. е. без наигрыша. Это особенно важно, потому что актёр, играя спектакль, заранее знает всё, что с ним про­изойдёт, что он услышит от партнёров. При этом он должен себя вести так, будто всё происходящее видит впервые.

Упражнения на перемену отношения к предмету или месту действия — маленький шаг к пониманию верного актёрского самочувствия на сцене. Я предлагаю ребятам представить, что они находятся не в классе, а в цеху завода или в горах. И им, будучи в комнате (как и на сцене), надо представить себе, что стол перед ними — станок или обломок скалы, а пол под их ногами — горный ледник, хрупкий мостик над бурной рекой. От того, с какой мерой воображения и искренности они отне­сутся к столу как к станку (станут протирать его, чинить или запускать), в той мере им поверит и зритель. Важно показать ученикам, что актёр не выглядит глупо, когда аукает на сцене среди бутафорских берёз, потому что вместе с залом верит в правду происходящего. Глупо выглядит только тот, кто не верит в силу игры и от боязни делает всё понарошку.

Урок: «Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества»


Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

понимать, что образное решение сценического простран­ства и облика персонажей спектакля составляет основ­ную творческую задачу театрального художника;

понимать различия в творческой работе художника-живо- писца и сценографа;

отличать бытовые предметы от их сценических аналогов;

понимать особенности игровой и условно-метафориче­ской декораций;

знать типы декораций и способы их трансформации, спо­собы сценографических решений любительских спекта­клей.


Личностные результаты:

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира, в том числе представления об исторической эволюции теа­трально-декорационного искусства и типах сценического оформления;

уметь дискутировать, вести диалоги по проблеме;

получать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно, с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефера­тивных работ и презентаций;

располагать рассматриваемые объекты согласно времен­ной шкале (раньше-позже);

включаться в диалог с учителем и сверстниками.

Тема этого урока является одной из центральных при изучении существа и форм художественного творчества ху­дожника в театре. В программе, как и в учебнике, она рас­сматривается с двух сторон: сценография как особый вид художественного творчества, сценография как технология и производство. В учебнике этому посвящены две подглавки. Учитель сам решает, на одном или двух уроках исследовать эту тему, здесь же в соответствии с учебником рассматри­ваются методические подходы к раскрытию этих аспектов по отдельности.