Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»
Построение и направленность практических работ по предложенной теме во многом определяются общей образовательно-творческой стратегией, избранной учителем в этой четверти. Некоторые упражнения, предлагаемые в учебнике, могут быть сокращены, а на других, наоборот, сделан акцент (в зависимости от конкретных педагогических задач учителя и условий их воплощения). Так, акцент может быть сделан на заданиях для художников, заключающихся в создании подмакетника для проектируемого спектакля. А может быть акцент на упражнениях на перемену отношения к вещи и месту действия. В них одна и та же вещь, предложенная учителем или учащимися (например, верёвка, стул, лист бумаги и т. п.), может в зависимости от отношения к ней становиться для зрителя змеёй или пожарным шлангом, автомобилем или станком, древним животным или стотысячной ассигнацией и т. д., а одно и то же пространство класса, его пол (из-за разного поведения и отношения к ним актёров) могут превратиться в болото или каток, в пустыню или ночной лес и т. п. В упражнениях на перемену отношения художник и режиссёр должны предложить актёрам темы и предметы для этюдов. Например, выбирается шапка и предлагается отнестись к ней, как к котёнку, затем как к царской короне в музее или как к сломанной игрушке. Другой вариант: актёру надо пройти по полу, но при условии, что это — изысканный паркет во дворце, болото или сельская дорога в лужах. На с. 29 в учебнике приведены примеры таких упражнений-этюдов: «В древнем храме (клятва жриц)», «В музее», «На спортивной площадке ( тренировка)».
Определив вместе с режиссёрами-сценаристами объекты и места для этюдов на перемену отношения к вещи и месту действия, учителю следует стремиться к тому, чтобы актёры в своих действиях и поведении были максимально естественны благодаря фантазии и вере в происходящее. Актёру следует ничего не изображать, не показушничать, а стараться быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах, действовать от своего лица, а не какого-то неизвестного персонажа, не испытывать зажим в присутствии зрителей. Важно так называемое ощущение публичного одиночества — будто в классе никого нет, ты — один. Главное — ничего заранее не придумывать (я сломаю ногу, выскочит собака и т. д.), а импровизационно правдиво (органично) существовать здесь и сейчас.
Кроме того, если выбрана какая-то пьеса, то на этом этапе актёры думают и анализируют роль, определяют характер и внешность персонажа, придумывают на основе текста его биографию, чтобы потом постараться выразить их в своих действиях на сцене.
Учителю следует помнить, что профессии театрального художника и актёра, не говоря уж о режиссёре, достаточно специфичны и требуют, кроме дарования, специального обучения. Поэтому важно объяснить стремящимся к сцене, что им следует иметь хотя бы самые общие представления о том, что лежит в основе театрального творчества и обучения. Для театрального художника, помимо изучения рисунка, живописи, технологии, важнейшим является овладение искусством композиции. Кроме того, сценограф не может не изучать и основы актёрского мастерства.
Из рекомендаций и опыта учителей
Литкенс Э. Б. (Москва). Исследовательские работы учащихся никогда не должны замыкаться в рамках обзорных рефератов. Важно уметь использовать в образовательных целях культурно-театральный потенциал города. Когда я работала в г. Березники (Пермская область), где не было стационарного театра, я водила школьников в Дом культуры, в котором была прекрасная звуковая и световая аппаратура. Более того, ребят, у которых были наилучшие рефераты, я, по договорённости с дирекцией Дома культуры, устраивала на стажировку к звукорежиссёрам, светооператорам и машинистам сцены. Это очень влияло на престиж предмета «Изобразительное искусство» в школе и имело хорошие последствия для будущей профессиональной судьбы моих учеников. Позже в Перми я не только устраивала знакомство ребят с устройством сцены и оборудования в Пермском драматическом театре, но и проводила встречи с художниками, актёрами и режиссёрами этого театра. В крупных городах, особенно в Москве и Петербурге, масса возможностей, и нужно использовать их колоссальный культурный потенциал в образовательных целях.
Алёшина Т. В. (Москва). Создание подмакетника в моей практике всегда было увлекательным конструктивно-дизайнерским делом, в котором реализовывались навыки ребят к макетированию, приобретённые в 7 классе. Разработка макета является первым шагом к созданию простейших макетов из белой бумаги (так называемых формакетов или прирезок, как их называют на театральном языке). Фантазирование на темы возможных театральных постановок и все дальнейшие сценографические упражнения для художников, которые предложены в учебнике, выполнялись именно в подмакетнике. Планировки сцены вместе с эскизами дают возможность школьникам в полной мере ощутить пространственное расположение вещей в их упражнениях и этюдах. В своей практике при выполнении детьми заданий я не делала особых различий между художниками и актёрами. И те и другие, пусть по-разному, участвовали во всех упражнениях и этюдах. Если у класса правильная мотивация, то каждый ученик в полной мере сможет раскрыть все свои художнические, режиссёрские и актёрские способности.
Ламара Л. Р. (Москва). При выполнении сценических упражнений, начиная с первого урока и на протяжении всей четверти, я объясняю ученикам, что искусство театра начинается с веры, фантазии и воображения. Без них трудно поверить в правдивость бутафорских декораций и искренность актёрского поведения в них. Мы верим актёру, если он ведёт себя на сцене естественно, органично, как в жизни. Прежде чем стать кем-то и сыграть чей- то образ, надо научиться быть самим собой в обстоятельствах, предлагаемых пьесой или этюдом. Развитие этих основ актёрской игры начинается с малого — с простейших упражнений и этюдов, тренирующих внимание, умение его концентрировать и управлять им. Актёры учатся слушать и слышать, а не изображать, будто они слышат, видеть и реагировать на увиденное без преувеличения, т. е. без наигрыша. Это особенно важно, потому что актёр, играя спектакль, заранее знает всё, что с ним произойдёт, что он услышит от партнёров. При этом он должен себя вести так, будто всё происходящее видит впервые.
Упражнения на перемену отношения к предмету или месту действия — маленький шаг к пониманию верного актёрского самочувствия на сцене. Я предлагаю ребятам представить, что они находятся не в классе, а в цеху завода или в горах. И им, будучи в комнате (как и на сцене), надо представить себе, что стол перед ними — станок или обломок скалы, а пол под их ногами — горный ледник, хрупкий мостик над бурной рекой. От того, с какой мерой воображения и искренности они отнесутся к столу как к станку (станут протирать его, чинить или запускать), в той мере им поверит и зритель. Важно показать ученикам, что актёр не выглядит глупо, когда аукает на сцене среди бутафорских берёз, потому что вместе с залом верит в правду происходящего. Глупо выглядит только тот, кто не верит в силу игры и от боязни делает всё понарошку.
Урок: «Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать, что образное решение сценического пространства и облика персонажей спектакля составляет основную творческую задачу театрального художника;
понимать различия в творческой работе художника-живо- писца и сценографа;
отличать бытовые предметы от их сценических аналогов;
понимать особенности игровой и условно-метафорической декораций;
знать типы декораций и способы их трансформации, способы сценографических решений любительских спектаклей.
Личностные результаты:
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира, в том числе представления об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления;
уметь дискутировать, вести диалоги по проблеме;
получать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно, с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций;
располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже);
включаться в диалог с учителем и сверстниками.
Тема этого урока является одной из центральных при изучении существа и форм художественного творчества художника в театре. В программе, как и в учебнике, она рассматривается с двух сторон: сценография как особый вид художественного творчества, сценография как технология и производство. В учебнике этому посвящены две подглавки. Учитель сам решает, на одном или двух уроках исследовать эту тему, здесь же в соответствии с учебником рассматриваются методические подходы к раскрытию этих аспектов по отдельности.