Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

понимать, что сценографическое решение спектакля (декорации, костюмы, свет) требует своего технологиче­ского воплощения в материале и конкретных вещах, т. е. мебели, станках, костюмах и т. д., составляет основную творческую задачу театрального художника;

понимать важность и содержание технологической сто­роны творческой работы художника как составной части сценографии;

осознавать значение и специфику работы художников- технологов;

знать о профессиях художников по свету, гриму, бутафо­рии и т. д., что сможет помочь при выборе будущей про­фессии;

знать о технико-производственной стороне создания спектакля и иных современных зрелищ.

Личностные результаты:

формировать представления о возможностях применения своих художественных способностей и устремлений в ху­дожественно-технологической сфере;

учиться творчески использовать полученные знания в своей школьной сценической практике.


Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефера­тивных работ и презентаций.

Сценография — это неразрывный сплав художественного твор­чества и театрального производства. Поэтому на уроке внимание учащихся акцентируется на том, что всё сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструк­ции, станки, декорации и бутафорию при помощи различных специ­алистов и целых цехов (столярных, художественно-декорационных, костюмерно-пошивочных и т. д.). Здесь раскрывается вторая сторо­на художнической деятельности в театре — технологическая. Имен­но на художника-технолога ложится задача инженерного решения

всех замыслов сценографа. Например, в одной из сцен задуман фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене — задача художника-технолога. Важным моментом этого урока является акцент на том, что художественное творчество в театре не сводится к работе художника-постановщи- ка, а вбирает в себя множество иных профессий, основанных на умении рисовать, лепить, шить, конструировать.

Театральные цеха, световое и звуковое оборудование, про­екционная и лазерная аппаратура в разнообразных зрелищах и шоу, построенных на основе компьютерных технологий, требуют для их осуществления хорошо подготовленных специалистов.

Учебно-исследовательское задание

Данное учебно-исследовательское задание может состав­лять единое целое с предыдущим заданием, что углубит по­нимание работы художника в театре как единого «сочинитель­ного» и «делательного» процесса, т. е. единства творчества и технологии.



Учителю в связи с этим следует заранее, ещё перед преды­дущим уроком, определить тему и содержание данной работы. Она может быть обзорной, посвящённой рассмотрению един­ства художественного и технологического творчества в театре или анализу различных театрально-технологических профес­сий. Можно предложить учащимся проводить этот анализ при­менительно к видению собственного будущего и осуществить анализ обоснованности их стремлений и мотиваций. Также эта работа может быть проведена как изучение на примере одного спектакля всего спектра работы художника-технолога в театре (создание декораций, костюмов, грима, бутафории и др.).

Задание выполняется в виде индивидуальной или коллек­тивной работы, сопровождающейся специально подобранным видеорядом.

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

В учебнике большой спектр различных заданий, но это не значит, что все они должны быть обязательно выполнены. Их количество и время, отводимое на них, как и формы практиче­ского выполнения, определяются учителем. Так, для художни­ков продолжается работа по созданию оформления проекти­руемого спектакля: как в виде эскиза декораций, макета, так и в виде инсталляции. Среда, в которой действуют на сцене актёры, может включать в себя настоящие вещи и бутафорию, живописные и графические росписи, фотографии и экранно­электронные проекции — она подобна громадной инсталляции или коллажу. В связи с этим решение образа спектакля в тех­нике инсталляции может быть для учащихся проще, чем в фор­ме макета (тем более что инсталляция известна им по урокам изобразительного искусства в 7 классе). В макетах, эскизах и планировках следует стремиться к образно-пространственному решению постановки или этюда.

В сценических этюдах на органическое молчание участвует

или 2, но не более 3 человек. В этих этюдах добивайтесь от учащихся естественности поведения и мышления, умения слу­шать, правдиво оценивать происходящее, т. е. умения быть, а не казаться (не изображать, не наигрывать). При определении тем для этих этюдов предлагайте ученикам находить в жизни такие ситуации, в которых состояние молчания — естественное поло­жение (например, «После ссоры», «Рядом спящий», «На рыбной ловле», «Подслушивание» и т. п.). Учите своих воспитанников по­нимать логику поведения в любых игровых ситуациях и выделять в них главное событие (конфликт).


Из рекомендаций и опыта учителей

Бабаджанян Ф. Р. (Омск). В исследовательских проектах мы всегда стремимся найти не только историко-искусствоведческую проблематику, но и её обращённость к практическим реалиям жизни ребят. Например, эта тема позволяет раскрыть им обшир­ный мир художнических профессий, в которых при желании они смогут проявить свои рисовальные и другие творческие возмож­ности в качестве художника-технолога и дизайнера, художника по свету, художника по костюмам, гриму, художника-декоратора, столяра-декоратора, бутафора, реквизитора, модельера и за­кройщика, костюмера и швеи, не говоря уже о таких специальных производствах, как пастижорное, где изготавливаются парики, или шорное, где изготавливается театральная обувь.

На этом этапе знакомства с основами актёрского мастерства мы делали акцент на его важнейшей части — искусстве общения. На уроках и внеурочных занятиях внимание учащихся обращалось на то, что актёры на сцене при общении друг с другом должны быть естественными и правдивыми, иначе зритель не поверит им.

Естественность поведения и общения — достаточно сложная актёрская задача. В театральных школах словесному общению предшествует обучение общению партнёров в условиях молча­ния, когда оно естественно и диктуется обстоятельствами (на­пример, когда рядом спящий, во время звукозаписи или когда люди поссорились и т. п.). В своих этюдах на органическое мол­чание мы добивались от учеников естественности поведения в ситуации молчания, чтобы оно не подменялось каким-то разго­вором глухонемых. Эти этюды ещё можно назвать этюдами на действенное слово, когда по ходу сюжета тишина прерывается одним-двумя словами, чаще всего подчёркивающими кульмина­цию события («Я не нарочно, прости!», «Ну вот, разбудил!» и т. п.).

При подготовке и выборе тем для таких этюдов воспиты­вается художническая наблюдательность и внимание к проис­ходящему вокруг.


Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Все задания и упражне­ния, приводимые в учебнике, важны и применимы не только на уроках, но и на занятиях в коллективах дополнительного об­разования. В моей школьной студии мы, во-первых, задания, предлагаемые для разных профессий, выполняем все вместе. От этого коллективного творчества упражнения становятся глубже, открываются совершенно новые повороты и интерес­ные добавления, а «перепасовка» идей возбуждает поиск и мысли студийцев. Во-вторых, на основе исследовательских и практических заданий учебника мы постоянно придумываем свои задания, в которых находит наиболее полное выражение фантазия и творческая энергия ребят. В условиях работы над спектаклем особенно важно общекультурное развитие ребят, которое строится на предложенной учебником системе иссле­довательских рефератов, которым мы придаём свою сибирскую региональную специфику.

Урок: «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать условность театрального костюма и его отличия от бытового;

представлять значение костюма в создании образа персона­жа и уметь рассматривать его как средство внешнего пере­воплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.);

уметь применять в практике любительского театра худо­жественно-творческие умения по созданию костюмов из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа;

уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, ча­стью которого он является.

Личностные результаты:

воспитывать эстетические чувства, получать впечатле­ния от восприятия предметов и явлений окружающего мира;