Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать, что сценографическое решение спектакля (декорации, костюмы, свет) требует своего технологического воплощения в материале и конкретных вещах, т. е. мебели, станках, костюмах и т. д., составляет основную творческую задачу театрального художника;
понимать важность и содержание технологической стороны творческой работы художника как составной части сценографии;
осознавать значение и специфику работы художников- технологов;
знать о профессиях художников по свету, гриму, бутафории и т. д., что сможет помочь при выборе будущей профессии;
знать о технико-производственной стороне создания спектакля и иных современных зрелищ.
Личностные результаты:
формировать представления о возможностях применения своих художественных способностей и устремлений в художественно-технологической сфере;
учиться творчески использовать полученные знания в своей школьной сценической практике.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций.
Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Поэтому на уроке внимание учащихся акцентируется на том, что всё сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию при помощи различных специалистов и целых цехов (столярных, художественно-декорационных, костюмерно-пошивочных и т. д.). Здесь раскрывается вторая сторона художнической деятельности в театре — технологическая. Именно на художника-технолога ложится задача инженерного решения
всех замыслов сценографа. Например, в одной из сцен задуман фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене — задача художника-технолога. Важным моментом этого урока является акцент на том, что художественное творчество в театре не сводится к работе художника-постановщи- ка, а вбирает в себя множество иных профессий, основанных на умении рисовать, лепить, шить, конструировать.
Театральные цеха, световое и звуковое оборудование, проекционная и лазерная аппаратура в разнообразных зрелищах и шоу, построенных на основе компьютерных технологий, требуют для их осуществления хорошо подготовленных специалистов.
Учебно-исследовательское задание
Данное учебно-исследовательское задание может составлять единое целое с предыдущим заданием, что углубит понимание работы художника в театре как единого «сочинительного» и «делательного» процесса, т. е. единства творчества и технологии.
Учителю в связи с этим следует заранее, ещё перед предыдущим уроком, определить тему и содержание данной работы. Она может быть обзорной, посвящённой рассмотрению единства художественного и технологического творчества в театре или анализу различных театрально-технологических профессий. Можно предложить учащимся проводить этот анализ применительно к видению собственного будущего и осуществить анализ обоснованности их стремлений и мотиваций. Также эта работа может быть проведена как изучение на примере одного спектакля всего спектра работы художника-технолога в театре (создание декораций, костюмов, грима, бутафории и др.).
Задание выполняется в виде индивидуальной или коллективной работы, сопровождающейся специально подобранным видеорядом.
Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»
В учебнике большой спектр различных заданий, но это не значит, что все они должны быть обязательно выполнены. Их количество и время, отводимое на них, как и формы практического выполнения, определяются учителем. Так, для художников продолжается работа по созданию оформления проектируемого спектакля: как в виде эскиза декораций, макета, так и в виде инсталляции. Среда, в которой действуют на сцене актёры, может включать в себя настоящие вещи и бутафорию, живописные и графические росписи, фотографии и экранноэлектронные проекции — она подобна громадной инсталляции или коллажу. В связи с этим решение образа спектакля в технике инсталляции может быть для учащихся проще, чем в форме макета (тем более что инсталляция известна им по урокам изобразительного искусства в 7 классе). В макетах, эскизах и планировках следует стремиться к образно-пространственному решению постановки или этюда.
В сценических этюдах на органическое молчание участвует
или 2, но не более 3 человек. В этих этюдах добивайтесь от учащихся естественности поведения и мышления, умения слушать, правдиво оценивать происходящее, т. е. умения быть, а не казаться (не изображать, не наигрывать). При определении тем для этих этюдов предлагайте ученикам находить в жизни такие ситуации, в которых состояние молчания — естественное положение (например, «После ссоры», «Рядом спящий», «На рыбной ловле», «Подслушивание» и т. п.). Учите своих воспитанников понимать логику поведения в любых игровых ситуациях и выделять в них главное событие (конфликт).
Из рекомендаций и опыта учителей
Бабаджанян Ф. Р. (Омск). В исследовательских проектах мы всегда стремимся найти не только историко-искусствоведческую проблематику, но и её обращённость к практическим реалиям жизни ребят. Например, эта тема позволяет раскрыть им обширный мир художнических профессий, в которых при желании они смогут проявить свои рисовальные и другие творческие возможности в качестве художника-технолога и дизайнера, художника по свету, художника по костюмам, гриму, художника-декоратора, столяра-декоратора, бутафора, реквизитора, модельера и закройщика, костюмера и швеи, не говоря уже о таких специальных производствах, как пастижорное, где изготавливаются парики, или шорное, где изготавливается театральная обувь.
На этом этапе знакомства с основами актёрского мастерства мы делали акцент на его важнейшей части — искусстве общения. На уроках и внеурочных занятиях внимание учащихся обращалось на то, что актёры на сцене при общении друг с другом должны быть естественными и правдивыми, иначе зритель не поверит им.
Естественность поведения и общения — достаточно сложная актёрская задача. В театральных школах словесному общению предшествует обучение общению партнёров в условиях молчания, когда оно естественно и диктуется обстоятельствами (например, когда рядом спящий, во время звукозаписи или когда люди поссорились и т. п.). В своих этюдах на органическое молчание мы добивались от учеников естественности поведения в ситуации молчания, чтобы оно не подменялось каким-то разговором глухонемых. Эти этюды ещё можно назвать этюдами на действенное слово, когда по ходу сюжета тишина прерывается одним-двумя словами, чаще всего подчёркивающими кульминацию события («Я не нарочно, прости!», «Ну вот, разбудил!» и т. п.).
При подготовке и выборе тем для таких этюдов воспитывается художническая наблюдательность и внимание к происходящему вокруг.
Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Все задания и упражнения, приводимые в учебнике, важны и применимы не только на уроках, но и на занятиях в коллективах дополнительного образования. В моей школьной студии мы, во-первых, задания, предлагаемые для разных профессий, выполняем все вместе. От этого коллективного творчества упражнения становятся глубже, открываются совершенно новые повороты и интересные добавления, а «перепасовка» идей возбуждает поиск и мысли студийцев. Во-вторых, на основе исследовательских и практических заданий учебника мы постоянно придумываем свои задания, в которых находит наиболее полное выражение фантазия и творческая энергия ребят. В условиях работы над спектаклем особенно важно общекультурное развитие ребят, которое строится на предложенной учебником системе исследовательских рефератов, которым мы придаём свою сибирскую региональную специфику.
Урок: «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать условность театрального костюма и его отличия от бытового;
представлять значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.);
уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа;
уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
Личностные результаты:
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;