Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
получать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности;
следовать безопасному, здоровому образу жизни;
формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.
После коллективного анализа заданий по предыдущей теме учитель раскрывает основные положения тематики настоящего урока: речь идёт об образности и условности театрального костюма. Всё это иллюстрируется предварительно подобранным зрительным видеорядом. Рассматриваются отличия сценического костюма, грима и причёски от их бытовых прототипов. Этот анализ составляет часть практической работы учащихся: моделируется смысл и процесс выполнения предстоящего учебно-исследовательского задания.
Внимание класса акцентируется на том, что костюм является средством характеристики персонажа. Внешний облик героя — отражение его внутреннего мира и характера в реа
листическом театре — театре, требующем психологического перевоплощения в образ своего персонажа, при условии, «если бы я был этим человеком». Реализацией этого положения является упражнение «Кастинг», в котором костюм помогает актёру сделать попытку перевоплощения в того или иного персонажа. (Упражнение может быть осуществлено в рамках этого урока или на следующем занятии как проектно-творческая работа.)
Завершая разговор о сценическом костюме, следует указать на то, что театральный костюм не должен воплощаться на сцене в бытовом костюме полностью, а может работать принцип
деталь вместо целого, например, для изображения мушкетёра вовсе не обязательно во всех деталях воспроизводить его исторически достоверное одеяние, а достаточно добавить к обычной нашей одежде пояс со шпагой и шляпу, так все в зале поймут — перед нами мушкетёр. Потому что магическое, по выражению Станиславского, «если бы» лежит в основе того, что актёр естественно относится к бутафорским декорациям, созданным художником, будто перед ним настоящие каменные стены или горные скалы.
Важным и, может быть, наиболее сложным в этой теме является рассказ о внешнем и внутреннем перевоплощении актёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий, а перемена отношений к партнёру помогает созданию образа.
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценического. Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях.
Рассматриваются различные виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Также полезно обсудить технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях.
Учебно-исследовательское задание
Опираясь на раскрытую учителем тему сценического костюма, ученики выполняют аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Сценический костюм в реалистическом спектакле и на эстраде» или «Театральный костюм вчера и сегодня», в которой рассматриваются роль костюма в театре представления и в театре переживания, а также отличие сценического костюма от бытового и его значение в создании актёром образа своего персонажа.
Подскажите учащимся, что в реферате необходимо раскрыть условность театрального костюма, его отличия от бытового костюма. Рекомендуется также показать значение костюма как средства характеристики персонажа театрального представления.
В рефератах может быть рассказано о роли костюма в цирке, на эстраде, в различных шоу, в которых именно костюм является главным элементом сценографии.
При желании учащиеся, если они занимаются в театральном кружке или студии, могут рассказать о том, как можно создать костюмы в школьных условиях.
Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»
Определяя форму практической работы, учитель может разделить выполняемые задания по профессиям. Например, предложить художникам создание эскизов костюма персонажа с учётом специфики сценического костюма и его отличий от бытового. Критерием оценки успешности выполнения этой работы является достижение выразительности костюма и его стилевое единство со сценографией спектакля. С учётом возможностей конкретной группы, выполняющей это задание, вполне допустимо ставить и технологические вопросы по созданию сценического костюма того или иного персонажа (из какой материи и как шьётся костюм, какие могут быть костюмные аксессуары: зонт, шляпа, веер и т. д.). В продолжение работы по созданию внешнего облика актёра в том или ином спектакле учитель предлагает создать на компьютере варианты грима и причёски персонажей проектируемого спектакля.
А можно, наоборот, сконцентрировать работу художников, режиссёров, актёров на процессе выполнения единого задания «Проба на роль (кастинг)». Здесь от режиссёров требуется сочинение и проведение этюда. Учитель должен в связи с этим помочь в определении актёрской задачи и игровой ситуации при создании образа персонажа, исходя из предлагаемых условий.
Следует помнить, что это этюд-монолог, в котором могут быть произнесены максимум одна-две фразы, поскольку здесь важнее всего органика действий актёра, проявляющаяся как результат естественности поведения, реакций и внешнего перевоплощения (при помощи костюма и грима).
Учитель анализирует степень естественности (органики) поведения и правды реакций в предлагаемых обстоятельствах; осмысленность использования костюма, грима, аксессуаров как средств внешней характеристики героя. Также в этой работе оценивается участие в подборе костюма и «выгородке» — оформлении этюда из имеющихся материалов.
Из рекомендаций и опыта учителей
Володина И. П. (Москва). В исследовательских работах по этой теме ребята находят много интересного для них изобразительного материала. Я стремлюсь помочь им в своих рефератах и сообщениях найти зависимость костюма от специфики зрелища. Причём иду в этом от рок-групп и эстрады через телесериалы к театральным жанрам, поскольку сегодня школьники практически театрально безграмотны, и их познания, как и посещения театра, в большинстве своём равны нулю. Костюм же, тем более при сравнении его с бытовым, позволяет зародить у ребят интерес к искусству театра. Стараюсь дать для исследования не одну, а четыре-пять тем, чтобы потом при их коллективном обсуждении как можно больше расширить зрительскую культуру учащихся.
На материале этого урока продолжается знакомство с искусством театра, введение учащихся в суть актёрской игры. В этюде «Проба на роль (кастинг)» актёрам предлагается импровизационно, т. е. без специальной подготовки и репетиций, сыграть небольшую сценку (мини-фрагмент из пьесы или сюжет, самостоятельно придуманный). Этюд рассчитан на одного, максимум двух исполнителей. Для этюда выбирается яркий, эмоционально насыщенный момент (мольба, раздумье, отчаяние и др.). Приступая к пробе на роль, актёр должен представлять себе характер героя, которого будет играть, его внешность, костюм и т. д. Полезно сочинить биографию героя, поскольку это обогатит жизнь персонажа на сцене. Актёру должна быть ясна задача, что ему надо сыграть в пробе. Один и тот же отрывок могут играть — пробоваться (на роль) — разные актёры. Этот этюд может быть первым шагом к образу. Главное в нём — логика поведения и органика реакций, поддерживаемая точно найденным костюмом и иными деталями (трость, платок), добавляющими выразительности в характеристике персонажа. Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грима, причёски и др. Актёрская работа оценивается по естественности поведения: умению видеть и слышать без наигрыша и зажима, по правде реакции на происходящее в этюде. Следует объяснить ученикам, что важно не забалтывать этюд, т. е. включать в него не более двух-трёх слов или пары фраз.
Голицына В. Б. (Москва). Из возможных направлений в раскрытии этого материала мы часто выбираем занятия по искусству и технологии грима. На таких уроках, пользующихся большой популярностью у ребят, в особенности у девочек, изучаются основы художественно-театрального грима и его отличия от бытовой визажистики. В небольших практических работах жирным или сухим гримом у учащихся появляется живой интерес к самому процессу создания портрета их персонажа, преображающего лицо актёра в образ, к примеру, Черномора с чертами злодея или Кармен, яркой испанки. Для этого ребята учатся умело использовать анатомические особенности лица актёра. Эффект удлинения носа достигается светлыми линиями вдоль носа, а эффект короткого носа — тёмными линиями поперёк носа. Выпуклые части лица высветляются, глубокие — затемняются, морщины наносятся коричневым карандашом.
Далее дети работают жирным гримом. Прорабатывают характер губ (тонкие, толстые, большой или маленький рот). Особое внимание уделяют глазам. В работе используются выразительные средства художественных материалов (например, аквагрим, пастель и др.). Причёска или парики, бороды, усы дополняют образ героя, придают ему эмоциональную окраску. Особый восторг у ребят вызывает компьютерная фотосессия в конце урока, когда на фотографии можно себя и не узнать в гриме!
Эту тему учащиеся разрабатывают и в исследовательских работах, обращаясь к материалам театральных и модных журналов, сайтов Интернета.
Бабаджанян Ф. Р. (Омск). Костюм, придуманный художником, имеет смысл только в игре актёра. Как ведёт себя в нём актёр, как двигается, как он помогает ему создать внешне и внутренне запоминающийся образ — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это — свидетельство мастерства актёра, сумевшего при помощи костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.
Полонская М. А. (Москва). Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более похожие на исторические, понятно. Но это — следствие неумения перевоплощаться, следствие неверия в предлагаемые обстоятельства, недостатка фантазии или неуверенности в своих актёрских возможностях. Правда игры идёт не от реальности