Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


получать навыки коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой дея­тельности;

следовать безопасному, здоровому образу жизни;

формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

находить и выделять необходимую информацию из тек­стов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя;

понимать и принимать совместно со сверстниками за­дачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.

После коллективного анализа заданий по предыдущей теме учитель раскрывает основные положения тематики настоящего урока: речь идёт об образности и условности театрального ко­стюма. Всё это иллюстрируется предварительно подобранным зрительным видеорядом. Рассматриваются отличия сцениче­ского костюма, грима и причёски от их бытовых прототипов. Этот анализ составляет часть практической работы учащихся: моделируется смысл и процесс выполнения предстоящего учебно-исследовательского задания.

Внимание класса акцентируется на том, что костюм явля­ется средством характеристики персонажа. Внешний облик героя — отражение его внутреннего мира и характера в реа­

листическом театре — театре, требующем психологического перевоплощения в образ своего персонажа, при условии, «если бы я был этим человеком». Реализацией этого положения явля­ется упражнение «Кастинг», в котором костюм помогает актёру сделать попытку перевоплощения в того или иного персонажа. (Упражнение может быть осуществлено в рамках этого урока или на следующем занятии как проектно-творческая работа.)

Завершая разговор о сценическом костюме, следует ука­зать на то, что театральный костюм не должен воплощаться на сцене в бытовом костюме полностью, а может работать прин­цип
деталь вместо целого, например, для изображения муш­кетёра вовсе не обязательно во всех деталях воспроизводить его исторически достоверное одеяние, а достаточно добавить к обычной нашей одежде пояс со шпагой и шляпу, так все в зале поймут — перед нами мушкетёр. Потому что магическое, по выражению Станиславского, «если бы» лежит в основе того, что актёр естественно относится к бутафорским декорациям, созданным художником, будто перед ним настоящие каменные стены или горные скалы.

Важным и, может быть, наиболее сложным в этой теме яв­ляется рассказ о внешнем и внутреннем перевоплощении ак­тёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий, а перемена отношений к партнёру помогает созданию образа.

Образность и условность театрального костюма. Отличия бы­тового костюма, грима и причёски от сценического. Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элемен­том сценографии. Технологические особенности создания теа­трального костюма в школьных условиях.

Рассматриваются различные виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элемен­том сценографии. Также полезно обсудить технологические осо­бенности создания театрального костюма в школьных условиях.

Учебно-исследовательское задание

Опираясь на раскрытую учителем тему сценического костю­ма, ученики выполняют аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Сценический костюм в реалистиче­ском спектакле и на эстраде» или «Театральный костюм вчера и сегодня», в которой рассматриваются роль костюма в театре представления и в театре переживания, а также отличие сцени­ческого костюма от бытового и его значение в создании актё­ром образа своего персонажа.

Подскажите учащимся, что в реферате необходимо рас­крыть условность театрального костюма, его отличия от быто­вого костюма. Рекомендуется также показать значение костюма как средства характеристики персонажа театрального пред­ставления.



В рефератах может быть рассказано о роли костюма в цир­ке, на эстраде, в различных шоу, в которых именно костюм яв­ляется главным элементом сценографии.

При желании учащиеся, если они занимаются в театраль­ном кружке или студии, могут рассказать о том, как можно соз­дать костюмы в школьных условиях.

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

Определяя форму практической работы, учитель может раз­делить выполняемые задания по профессиям. Например, пред­ложить художникам создание эскизов костюма персонажа с учётом специфики сценического костюма и его отличий от бы­тового. Критерием оценки успешности выполнения этой работы является достижение выразительности костюма и его стилевое единство со сценографией спектакля. С учётом возможностей конкретной группы, выполняющей это задание, вполне допусти­мо ставить и технологические вопросы по созданию сценическо­го костюма того или иного персонажа (из какой материи и как шьётся костюм, какие могут быть костюмные аксессуары: зонт, шляпа, веер и т. д.). В продолжение работы по созданию внеш­него облика актёра в том или ином спектакле учитель предлагает создать на компьютере варианты грима и причёски персонажей проектируемого спектакля.

А можно, наоборот, сконцентрировать работу художников, режиссёров, актёров на процессе выполнения единого задания «Проба на роль (кастинг)». Здесь от режиссёров требуется сочи­нение и проведение этюда. Учитель должен в связи с этим помочь в определении актёрской задачи и игровой ситуации при созда­нии образа персонажа, исходя из предлагаемых условий.

Следует помнить, что это этюд-монолог, в котором могут быть произнесены максимум одна-две фразы, поскольку здесь важнее всего органика действий актёра, проявляющаяся как результат естественности поведения, реакций и внешнего пе­ревоплощения (при помощи костюма и грима).

Учитель анализирует степень естественности (органики) поведения и правды реакций в предлагаемых обстоятельствах; осмысленность использования костюма, грима, аксессуаров как средств внешней характеристики героя. Также в этой ра­боте оценивается участие в подборе костюма и «выгородке» — оформлении этюда из имеющихся материалов.


Из рекомендаций и опыта учителей

Володина И. П. (Москва). В исследовательских работах по этой теме ребята находят много интересного для них изобрази­тельного материала. Я стремлюсь помочь им в своих рефератах и сообщениях найти зависимость костюма от специфики зре­лища. Причём иду в этом от рок-групп и эстрады через теле­сериалы к театральным жанрам, поскольку сегодня школьники практически театрально безграмотны, и их познания, как и по­сещения театра, в большинстве своём равны нулю. Костюм же, тем более при сравнении его с бытовым, позволяет зародить у ребят интерес к искусству театра. Стараюсь дать для исследо­вания не одну, а четыре-пять тем, чтобы потом при их коллек­тивном обсуждении как можно больше расширить зрительскую культуру учащихся.

На материале этого урока продолжается знакомство с ис­кусством театра, введение учащихся в суть актёрской игры. В этюде «Проба на роль (кастинг)» актёрам предлагается импро­визационно, т. е. без специальной подготовки и репетиций, сы­грать небольшую сценку (мини-фрагмент из пьесы или сюжет, самостоятельно придуманный). Этюд рассчитан на одного, мак­симум двух исполнителей. Для этюда выбирается яркий, эмо­ционально насыщенный момент (мольба, раздумье, отчаяние и др.). Приступая к пробе на роль, актёр должен представлять себе характер героя, которого будет играть, его внешность, костюм и т. д. Полезно сочинить биографию героя, поскольку это обогатит жизнь персонажа на сцене. Актёру должна быть ясна задача, что ему надо сыграть в пробе. Один и тот же от­рывок могут играть — пробоваться (на роль) — разные актёры. Этот этюд может быть первым шагом к образу. Главное в нём — логика поведения и органика реакций, поддерживаемая точно найденным костюмом и иными деталями (трость, платок), до­бавляющими выразительности в характеристике персонажа. Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грима, причёски и др. Актёрская работа оценивается по есте­ственности поведения: умению видеть и слышать без наигрыша и зажима, по правде реакции на происходящее в этюде. Сле­дует объяснить ученикам, что важно не забалтывать этюд, т. е. включать в него не более двух-трёх слов или пары фраз.


Голицына В. Б. (Москва). Из возможных направлений в раскрытии этого материала мы часто выбираем занятия по искусству и технологии грима. На таких уроках, пользующих­ся большой популярностью у ребят, в особенности у девочек, изучаются основы художественно-театрального грима и его от­личия от бытовой визажистики. В небольших практических ра­ботах жирным или сухим гримом у учащихся появляется живой интерес к самому процессу создания портрета их персонажа, преображающего лицо актёра в образ, к примеру, Черномора с чертами злодея или Кармен, яркой испанки. Для этого ребята учатся умело использовать анатомические особенности лица актёра. Эффект удлинения носа достигается светлыми линия­ми вдоль носа, а эффект короткого носа — тёмными линиями поперёк носа. Выпуклые части лица высветляются, глубокие — затемняются, морщины наносятся коричневым карандашом.

Далее дети работают жирным гримом. Прорабатывают харак­тер губ (тонкие, толстые, большой или маленький рот). Особое внимание уделяют глазам. В работе используются выразитель­ные средства художественных материалов (например, аквагрим, пастель и др.). Причёска или парики, бороды, усы дополняют об­раз героя, придают ему эмоциональную окраску. Особый восторг у ребят вызывает компьютерная фотосессия в конце урока, когда на фотографии можно себя и не узнать в гриме!

Эту тему учащиеся разрабатывают и в исследовательских работах, обращаясь к материалам театральных и модных жур­налов, сайтов Интернета.

Бабаджанян Ф. Р. (Омск). Костюм, придуманный художни­ком, имеет смысл только в игре актёра. Как ведёт себя в нём актёр, как двигается, как он помогает ему создать внешне и вну­тренне запоминающийся образ — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это — свидетельство мастерства актёра, сумевшего при помощи костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

Полонская М. А. (Москва). Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более по­хожие на исторические, понятно. Но это — следствие неуме­ния перевоплощаться, следствие неверия в предлагаемые об­стоятельства, недостатка фантазии или неуверенности в своих актёрских возможностях. Правда игры идёт не от реальности