Файл: По учебному курсу История политических и правовых учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демократия, считал Спиноза, в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости. “Только тот свободен, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом”.
Разумность законов в демократии обеспечивается тем, что они принимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогашаются противоречивые страсти.
При создании демократического государства люди “договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов”. Подчинение этому первоначальному решению обеспечивает общее равенство и свободу. Демократическое государство наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде в естественном состоянии.
Концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.
Политико-правовое учение Спинозы было также определенным шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее субъективных оценок предопределило отождествление силы и права, “мощи” и законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции Спинозы стало средством обоснования “границ государственной власти”, прогрессивных политико-правовых программных требований.
Представление о силе как основе права было определенным выходом за рамки чисто рационалистических схем, ориентировало теоретический поиск основ и законов развития права и государства на отношения, лежащие за пределами договоров, соглашений, волеизъявлений отдельных и многих лиц, намечало путь углубления исканий в теории права и государства.
Спиноза рассматривал право и государство как органические части природы. Под естественным правом мыслитель понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Естественное право отождествлялось им с "мощью" – способностью любой части природы к самосохранению. По мнению мыслителя, человек такая же часть природы, как и всякая другая. Поэтому естественное право индивида также зависит от его мощи. Согласно Спинозе, естественное право человека заключается в различных его влечениях, страстях и аффектах, определяющих действия и поступки людей, посредством которых каждый индивид стремится защитить и утвердить себя. Подобное состояние порождает вражду и раздор между индивидами, приводит к возникновению всевозможных конфликтов, вследствие чего люди не могут фактически пользоваться своими естественными правами. Поэтому пока "естественное право людей определяется мощью каждого и принадлежит каждому в отдельности, до тех пор оно ничтожно... ибо осуществление его совершенно не обеспечено".
Необходимость государства и законов, по мысли Спинозы, обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Поскольку большая часть людей в жизни руководствуется не разумом, а страстями, то им необходимы право и государство как внешние "сдержки". Поэтому с целью обуздания индивидуального своеволия и обеспечения "безопасной и лучшей жизни" люди объединяются в государство, создают общее для всех право и свои действия соизмеряют с ним. Причинами и естественными основами государства, по Спинозе, являются не веления разума, а общая природа людей. По природе все люди стремятся к гражданскому состоянию, вне которого человек не может существовать. Объединяясь в государстве посредством "общественного договора", индивиды сознательно отказываются от своей естественной свободы, передают государству свои естественные права и соглашаются подчиняться верховной власти. Индивид обязан беспрекословно исполнять все указы и повеления верховной власти. Вместе с тем ни один индивид в принципе не передает всей совокупности своих естественных прав верховной власти. Каждый сохраняет неотъемлемое и неотчуждаемое право на жизнь; к числу прав, находящихся вне государственного вмешательства, относятся: свобода мысли и слова, свобода совести, право человека не свидетельствовать против себя и т.п.
Спиноза рассматривает государство как публично-властную форму организации общества. Только верховная власть имеет право решать, что справедливо и что несправедливо; только ей принадлежит право издавать и толковать законы, судить и карать преступников. К числу основных функций государства относятся также: обеспечение и содействие проведению в жизнь принципов веротерпимости в обществе, неприкосновенности частной собственности граждан, свободы торговли. Верховная власть, будучи абсолютной в отношении издаваемых ею законов, тем не менее, должна подчиняться законам природы, которые действуют также в сфере права и государства. Государственная власть должна считаться с общественным мнением, не вмешиваться в сферу естественных прав и свобод личности. Во всех других случаях государство доминирует над личностью.
Спиноза был принципиально против сосредоточения всей полноты власти в руках одного человека (монарха) по той причине, что монарх, силы которого недостаточно для удержания подданных в подчинении, окружает себя советниками или друзьями, "так что форма верховной власти, которая почитается абсолютно монархической, в действительности, на деле, оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей". При такой форме правления на деле правит не монарх, а его приспешники или фавориты. Сам же монарх боится своего народа больше, чем внешних врагов, а потому, стремясь обезопасить себя, к подданным относится не с заботливостью, а злокозненно, особенно к тем, кто выделяется мудростью или богатством.
Аристократическую форму верховной власти Спиноза считал не менее обременительной для подданных, чем монархическую. "Аристократическая форма верховной власти... есть та, при которой власть находится не у одного лица, но у нескольких, выбранных из народа, в дальнейшем мы будем называть их патрициями". Мыслитель акцентирует внимание на том, что непременным условием истинной аристократической формы правления является именно избрание граждан в число патрициев, а не наследственный порядок занятия должностей. Однако на практике добившиеся положения патрициев приложат все старания к тому, чтобы их преемниками были их дети или ближайшие родственники. А вероятность того, что среди них будут талантливые управленцы, очень невелика.
Лучшей формой правления Спиноза считал демократию, ибо только она, по его мнению, способна обеспечить свободу и равенство граждан. Демократическое государство "наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет". Спиноза полагал, что закон будет разумен, если он принят большим собранием людей, объясняя это тем, что страсти у всех людей разные, частные интересы противоречивы, но в достаточно многочисленном собрании все это взаимопогашается; в результате общим остается только разумное начало. "В демократическом государстве, – писал Спиноза, – менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости". Поэтому разумность законов и общая свобода обеспечены только там, где законы принимает многочисленное собрание. Только в государствах с демократической формой правления – "народной формой верховной власти" – обеспечиваются свобода, равенство и общее благо.
В основе его политико-правового учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений в природе. А утверждение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает разрыв с религиозным представлением о создании мира Богом. «Бог и природа есть одно и тоже». В
природе все совершается необходимо, все строго детерминированно, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного. Действия человека ( части природы) тоже подчинены строгой необходимости и определенным причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен,когда руководствуется одним только разумом, а его действия определяются причинами, которые могут быть приняты из его природы. В связи с этим происхождение гос-ва и права Спиноза объясняет с позиции необходимости.
Исходным моментом в его учении является понятие естественного права — необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа, «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». При этом естественное право он отождествлял с «мощью» - способностью природы к самосохранению.
Объясняя механизм происхождения государствава, Спиноза утверждает,что мощь человека, его самосохранение лучше всего обеспечивается разумом, который в условиях «нестабильности» предписывает ему искать общения с другими людьми. И в этом есть крайняя необходимость: в одиночку человек не может приобрести все, что ему необходимо для жизни, вне общества нет безопасности и его естественное право не обеспечено, мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчиняется чужой силе. В конечном счете, противоречие между природой человека (эгоистичность, корыстолюбие, жадность, погоня за наживой) и разумом приводят к пониманию необходимости государства и законов, чтобы подчинить стасти разуму. Свобода состоит в подчинении закону. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское, где обеспечивается его благо (собственность). Цель государства — свобода, мир и безопасность.