Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 712
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
66 теоретических знаний, функции второй – формирование профессиональных уме- ний и навыков на основе приобретенных знаний. В качестве информационных мо- дулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисци- плин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабора- торное практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
Материалы, составляющие модуль, в обязательном порядке включают в се- бя девять компонентов [
27
]:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 21
Название модуля. Название должно отражать назначение и (или) содержа- ние модуля. К выбору названия модуля нужно подходить особенно осторожно, так как ни одно название не должно повторяться.
Цели обучения. При их описании указывается совокупность профессио- нальных задач и функций, которые сможет осуществлять обучающийся по окон- чании изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучаю- щегося.
Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень уме- ний, отражающих компетенцию, которые предъявляются к оцениванию. Резуль- таты устанавливают, что обучающийся будет уметь делать по завершению обуче- ния, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких усло- виях он сможет применить умения.
Подбирая совокупность результатов, следует проверять значимость каждого из них для формирования указанного умения и возможность его достижения в рамках изучения модуля.
Кроме того, важно, чтобы результаты были согласованы (связаны) между собой и не выходили за рамки целей обучения.
При проверке достижения обучения осуществляется проверка способности обучаемого владеть несколькими необходимыми умениями. Рекомендуемое ко- личество результатов обучения для одного модуля – от 3 до 5. Такое количество достаточно для демонстрации достижения цели обучения.
При описании результатов обучения используются глаголы, которые указы- вают на действия, подвергающиеся оцениванию («активные» глаголы).
Критерии оценки результата. Получаются непосредственно из результата обучения и содержат описание либо способа выполнения деятельности, либо про- дукта деятельности, получаемого в итоге.
Описание критериев включает: объект деятельности, совершаемое действие, качество выполнения и ссылка на стандарт выполнения работы. При разработке критериев следует следить, чтобы задавалась только деятельность, заложенная в результате обучения. Рекомендуется от 4 до 6 критериев для каждого результата
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
67 обучения.
Уровень освоения. Раскрывает глубину и / или диапазон освоения умения, необходимого для достижения результата обучения. Для некоторых результатов обучения может не требоваться описания уровней освоения, так как вся необхо- димая информация полностью содержится либо в формулировке самого результа- та, либо в критериях его оценки.
Требования к объекту оценки. Предполагает описание способа доказатель- ства обучающимся достижения результатов обучения и их количество.
Объектом доказательства могут выступать:
продукт деятельности. Оценка при этом основывается на качестве про- дукта, а критериями оценки являются качественные признаки достижения ре- зультата обучения;
практическая деятельность, в которой учитывается качество процесса деятельности. Критерии оценки при этом основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания;
письменное или устное подтверждение усвоенных знаний. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся обладает и свободно владеет достаточным количеством информации для формирования определенно- го умения.
Входные требования определяются уровнями образования и квалифика- ции, которые являются необходимыми для освоения модуля.
Нормативная продолжительность обучения указывается в учебных ча- сах или зачетных единицах и засчитывается при присвоении квалификации.
Пояснительная записка к модулю содержит информацию рекомендатель- ного характера, предназначенную для педагогов и организаторов обучения. В ней в свободной форме даются разъяснения по отдельным компонентам специфика- ции модуля; описывается область применения модуля (профессиональная акту- альность) для составления модульных образовательных программ по профессиям, его преемственность; разъясняются цели обучения и рекомендуемые методы обу- чения; предлагаются некоторые инструменты оценки; поясняется процедура про- ведения оценки достижений обучающегося и др.
Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия:
достаточная подготовка педагога, его желание осваивать новые техно- логии обучения;
готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебно- познавательной деятельности, сформированности у них минимума знаний и об- щих учебных умений;
возможность тиражирования модулей, так как каждый учащийся дол- жен быть обеспечен программой действий.
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
68
Эта система обучения требует от педагога большой предварительной рабо- ты, от учащегося – напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности учащегося, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.
4.3
Принципы модульного обучения
Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со- держания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разно- сторонности методического консультирования; паритетности.
Принцип модульности. В соответствии с этим принципом обучение строит- ся по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для до- стижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:
учебный материал нужно конструировать таким образом, что бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним целей;
он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответ- ствующего цели, из отдельных модулей;
в соответствии с учебным материалом следует соединить различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов тре- бует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения счи- тают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной цели и называемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособлен- ных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил:
в цели надо выделять структуру частных целей;
достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
совокупность отдельных частных целей, одной цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания мо- дулей. При этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элемен-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
69 ты были легко заменяемыми.
Педагогические правила принципа динамичности:
содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые мо- дули;
модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. Оператив- ные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе само- стоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний мож- но говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, кото- рую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться:
цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах ме- тодов деятельности (умственной или практической) и способов действий;
для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное, и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности;
обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;
необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответ- ственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность при- способления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным по- требностям обучаемых.
Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагоги- ческих правил:
при индивидуализации содержания обучения необходима исходная диа- гностика знаний;
она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля;
для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потреб- ности обучения со стороны обучаемого (с этой же целью можно пользоваться
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
70 комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовлен- ность и индивидуализированные цели обучения);
важно соблюдать индивидуальный темп усвоения;
методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения;
требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.
Принцип осознанной перспективы, подразумеваемый понятие и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы. В качестве значимых результатов выступают конкрет- ные трудовые операции, приемы и действия определенной профессиональной де- ятельности, вследствие чего обучающийся имеет представление о своей будущей профессии.
При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную про- грамму, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период);
в ней точно указывается вся цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат;
в нее входит программа учебных действий для достижения намеченной цели, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив;
в начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать цели учения;
в начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и пе- дагогической деятельности.
На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соот- ветствие содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюде- нии этого условия в процессе учения возникает много сложностей, в частности, из-за неумения обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в де- ятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый для данных условий или их сочетания.