Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 720
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
85 вается электронная версия бумажного учебника, в некоторых – сложный ком- плекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать обучающимся, помимо текста, мультимедийный материал учебного характера, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний. Электронные учебники в основном представляют собой электронный текст с иллюстрациями.
Электронное учебное пособие – учебное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержа- нию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном
ВУЗом порядке.
Электронное издание — электронный документ
(группа электронных до- кументов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Электронное издание — издание, записанное на носитель информации, рас- считанное на использование с помощью электронных технических устройств, представляющее собой электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распро- странения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) являются учеб- ными электронными изданиями. Они созданы в соответствии с типовыми учеб- ными программами по дисциплинам и профессиональным модулям, освоение ко- торых необходимо для получения многих массовых профессий и специальностей.
Электронные средства обучения (далее ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализу- ется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учеб- ной деятельности.
По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уро- вень усвоения учебного материала;
программные средства (системы) – тренажеры, которые обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
контролирующие программные средства – программы, предназначен- ные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
информационно-поисковые, информационно–справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений обучающихся по поиску и си-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
86 стематизации информации;
моделирующие программные средства – предоставляют обучающимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реально- сти. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или си- туации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
демонстрационные программные средства – обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
учебно-игровые программные средства – позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать опти- мальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
досуговые программные средства – используются для организации дея- тельности обучающихся во внеклассной работе.
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемной нагляд- ности, системности и последовательности предъявления материала, сознательно- сти обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последова- тельности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется) [28, 29].
5.2
Электронные издания
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации.
В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или ин- формационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки ин- формации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компью- терной сети.
В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равно- значно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–
практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
87 электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художе- ственного оформления, полнотой информации, качеством методического инстру- ментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и по- следовательностью изложения. Образовательное электронное издание и элек- тронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.
Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают ка- чество визуальной и аудиоинформации: она становится ярче, красочнее, дина- мичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные техно- логии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обу- чении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала кон- кретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:
сервисные программные средства общего назначения;
программные средства для контроля и измерения уровня знаний, уме- ний и навыков обучающихся;
электронные тренажеры;
программные средства для математического и имитационного модели- рования;
программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;
информационно–поисковые справочные системы;
автоматизированные обучающие системы (АОС);
электронные учебники (ЭУ);
экспертные обучающие системы (ЭОС);
интеллектуальные обучающие системы (ИОС);
средства автоматизации профессиональной деятельности (промышлен- ные системы или их учебные аналоги).
Сервисные программные средства общего назначения применяются для ав- томатизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обра- ботки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоя- тельной и проектной работы школьников.
Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучаю- щихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
88 создания. Существует целый ряд инструментальных систем–оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в со- стоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Как правило, задачей обучаемого является выбор одного правиль- ного ответа из ряда предлагаемых ответов. Такие программы позволяют разгру- зить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных зада- ний и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, со- ответственно, закрепление учебного материала.
Электронные тренажеры предназначены для отработки практических уме- ний и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварий- ных действий. Использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (перерывы в электроснабжении, возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т. п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Программные средства для математического и имитационного моделирова- ния позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследо- ваний, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других – измерительные установки. Такие средства позволяют сократить затраты на приобретение дорого- стоящего лабораторного оборудования, снижается уровень опасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие воз- можность оперирования моделями–объектами определенного класса.
Информационно-поисковые справочные программные системы предназна- чены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипер- текстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организа- цию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Боль- шое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки ин- формации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организа- ции предъявления содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации.
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
89
Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представ- ляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечи- вающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и кон- троль уровня знаний.
Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средства- ми обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образо- вательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактиче- скими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечи- вать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к «бумажному» варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.
5.3
Электронные средства обучения
Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активно- сти деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, разви- вающих и воспитательных функций.
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополни- тельные дидактические возможности:
обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процес- сов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представле- ние их в динамике;
компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
автоматизацию процессов вычислительной и информационно– поиско- вой деятельности;
автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и кон- троля за результатами усвоения материала.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, ха- рактер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на ме-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
90 тодику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традицион- ные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения занятий с использованием ЭСО:
группа разбивается на 2-3 подгруппы, одна из которых направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 мин ее сменяет следующая;
вся обучаемая подгруппа находится в помещении компьютерного клас- са, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
в аудитории постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении преподава- телем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется пре- подавателем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологи- ческих особенностей, а также уровня обученности.
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО препо- даватели должны руководствоваться нормативными документами.
При проведении занятий в компьютерном классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяже- нии занятия.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21