Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 719
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.4
Виды электронных средств обучения
Из всего многообразия электронных средств обучения наиболее устояв- шимся понятием являются следующие:
Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и техно- логий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экс- пертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать но- вые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из опреде- ленной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожа- лению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первич- ных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При ра- боте с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.
Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
91 наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного ин- теллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близ- ком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только пра- вильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т. д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточня- емой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обуче- нием. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накоп- ления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генери- рует их. Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты при- кладных программ, CALS-системы и т. п.) рассматриваются в составе электрон- ных средств обучения не только как предмет изучения, но и как средство обуче- ния при решении профессионально–ориентированных задач. Из приведенного списка и последующего описания видно, что указанные средства информатизации образования являются не более чем примером электронных средств обучения или их компонент [30].
Естественно, что существуют и другие средства, которые попадают под приведенное выше определение ОЭИ или ЭСО.
Включение в состав ЭСО сервисных средств, различных инструментальных сред, редакторов, конструкторов и других аналогичных средств образовательного назначения наравне с ЭСО делает целесообразным одновременное рассмотрение электронных средств обучения, образовательных электронных изданий и образо- вательных электронных ресурсов. Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.
Презентации – наиболее распространенный вид представления демонстра- ционных материалов. Для презентаций используются такие программные сред- ства, как Power Point или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации яв- ляются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, мо- гут включать в себя анимацию, аудио– и видеофрагменты, элементы интерактив- ности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что со- здать их может любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компью- теру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются элек-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
92 тронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких как эн- циклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно ис- пользуются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например,
HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые эн- циклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:
обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, при- меров, рефератов и проектов), представленные в электронном виде (обычно в ви- де простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы–тренажеры, например, для решения мате- матических задач или для заучивания иностранных слов.
Программы системы контроля знаний, такие как опросники и тесты. Поз- воляют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать получен- ные результаты. Опросники и тесты могут легко создать преподаватели с помо- щью специальных программ – конструкторов тестов.
Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный экспе- римент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и / или энциклопедия по изучаемому курсу, а в заверше- ние он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач
(программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех эта- пов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.
Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на подростков. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сцена- рием. Выполняя разнообразные задания во время игры, они развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.
Дополнением к этой классификации становятся программные средства раз- работки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.
В результате работы с программным обеспечением различного типа выде- лим следующие принципы выбора программного продукта для использования на
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
93 занятии:
Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и учащимся. Управление программой должно быть максимально простым.
Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к занятию заниматься творчеством, а не запомина- нием того, в каком порядке будет выводиться информация.
Программа должна позволять использовать информацию в любой форме пред- ставления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т. д.).
Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:
технические возможности;
используемые организационные формы работы;
этапы занятия, на которых используются компьютерные технологии;
целостность курса.
Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить за- дачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в вузовской медиатеке.
Таким образом, преподаватель может составить представление о необходи- мом ему программном обеспечении. В частности, начинающему использовать персональный компьютер на занятиях можно рекомендовать начать с сопровож- дения его презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компь- ютерных обучающих программ.
В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя, в том числе и предложенные критерии [31].
5.5
Преимущества использования электронных средств
в обучении
Прежде чем вести разговор об особенностях и деталях создания электрон- ных средств обучения, необходимо определить область наиболее эффективного использования таких средств, рассматривая ее в общем контексте процессов, свя- занных с информатизацией общего среднего образования.
Может сложиться впечатление, что использование электронных средств обучения всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Без- условно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация обра-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
94 зования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факто- ры использования образовательных электронных изданий и ресурсов необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу, а уж тем более учи- телю, создающему такие средства. Использование средств информационных тех- нологий в системе подготовки студентов приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности вуза следующими значимыми возможностями:
совершенствования методов и технологий отбора и формирования со- держания образования;
введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными техно- логиями;
внесения изменений в обучение большинству традиционных дисци- плин, напрямую не связанных с информатикой;
повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его ин- дивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотиваци- онных рычагов;
организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изме- нения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
совершенствования механизмов управления системой образования.
Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тен- денции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информацион- ных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уро- вень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернатив- ного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты ре- ализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, яв- лений, процессов и взаимосвязей между ними.
Использование электронных средств во всех формах обучения может при- вести и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной инди- видуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования в лице образовательных электронных изданий и ресурсов, что особенно характерно для людей, обучающихся дистанци-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
95 онно. Орган объективизации мышления человека-речь – оказывается выключен- ным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает до- статочной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Другим существенным недостатком повсеместного использования образо- вательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, инди- видуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, цир- кулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным дей- ствиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т. п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы зна- ков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке – проблема перехода от мысли к действию.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения электронных средств обучения, предоставляющих педагогам и уча- щимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той сво- бодой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства.
Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной от- влечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми образова- тельными электронными изданиями и ресурсами, такими как электронные спра- вочники, энциклопедии, интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченны- ми возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно пом- нить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми катего- риями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных ти- пов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов ин- формации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Во многих случаях использование электронных средств обучения неоправ- данно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими ру- ками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное ис-
Виды электронных средств обучения
Из всего многообразия электронных средств обучения наиболее устояв- шимся понятием являются следующие:
Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и техно- логий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экс- пертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать но- вые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из опреде- ленной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожа- лению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первич- ных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При ра- боте с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.
Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
91 наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного ин- теллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близ- ком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только пра- вильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т. д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточня- емой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обуче- нием. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накоп- ления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генери- рует их. Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты при- кладных программ, CALS-системы и т. п.) рассматриваются в составе электрон- ных средств обучения не только как предмет изучения, но и как средство обуче- ния при решении профессионально–ориентированных задач. Из приведенного списка и последующего описания видно, что указанные средства информатизации образования являются не более чем примером электронных средств обучения или их компонент [30].
Естественно, что существуют и другие средства, которые попадают под приведенное выше определение ОЭИ или ЭСО.
Включение в состав ЭСО сервисных средств, различных инструментальных сред, редакторов, конструкторов и других аналогичных средств образовательного назначения наравне с ЭСО делает целесообразным одновременное рассмотрение электронных средств обучения, образовательных электронных изданий и образо- вательных электронных ресурсов. Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.
Презентации – наиболее распространенный вид представления демонстра- ционных материалов. Для презентаций используются такие программные сред- ства, как Power Point или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации яв- ляются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, мо- гут включать в себя анимацию, аудио– и видеофрагменты, элементы интерактив- ности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что со- здать их может любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компью- теру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются элек-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
92 тронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких как эн- циклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно ис- пользуются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например,
HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые эн- циклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:
обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, при- меров, рефератов и проектов), представленные в электронном виде (обычно в ви- де простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы–тренажеры, например, для решения мате- матических задач или для заучивания иностранных слов.
Программы системы контроля знаний, такие как опросники и тесты. Поз- воляют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать получен- ные результаты. Опросники и тесты могут легко создать преподаватели с помо- щью специальных программ – конструкторов тестов.
Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный экспе- римент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и / или энциклопедия по изучаемому курсу, а в заверше- ние он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач
(программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех эта- пов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.
Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на подростков. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сцена- рием. Выполняя разнообразные задания во время игры, они развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.
Дополнением к этой классификации становятся программные средства раз- работки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.
В результате работы с программным обеспечением различного типа выде- лим следующие принципы выбора программного продукта для использования на
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
93 занятии:
Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и учащимся. Управление программой должно быть максимально простым.
Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к занятию заниматься творчеством, а не запомина- нием того, в каком порядке будет выводиться информация.
Программа должна позволять использовать информацию в любой форме пред- ставления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т. д.).
Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:
технические возможности;
используемые организационные формы работы;
этапы занятия, на которых используются компьютерные технологии;
целостность курса.
Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить за- дачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в вузовской медиатеке.
Таким образом, преподаватель может составить представление о необходи- мом ему программном обеспечении. В частности, начинающему использовать персональный компьютер на занятиях можно рекомендовать начать с сопровож- дения его презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компь- ютерных обучающих программ.
В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя, в том числе и предложенные критерии [31].
5.5
Преимущества использования электронных средств
в обучении
Прежде чем вести разговор об особенностях и деталях создания электрон- ных средств обучения, необходимо определить область наиболее эффективного использования таких средств, рассматривая ее в общем контексте процессов, свя- занных с информатизацией общего среднего образования.
Может сложиться впечатление, что использование электронных средств обучения всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Без- условно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация обра-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
94 зования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факто- ры использования образовательных электронных изданий и ресурсов необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу, а уж тем более учи- телю, создающему такие средства. Использование средств информационных тех- нологий в системе подготовки студентов приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности вуза следующими значимыми возможностями:
совершенствования методов и технологий отбора и формирования со- держания образования;
введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными техно- логиями;
внесения изменений в обучение большинству традиционных дисци- плин, напрямую не связанных с информатикой;
повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его ин- дивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотиваци- онных рычагов;
организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изме- нения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
совершенствования механизмов управления системой образования.
Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тен- денции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информацион- ных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уро- вень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернатив- ного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты ре- ализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, яв- лений, процессов и взаимосвязей между ними.
Использование электронных средств во всех формах обучения может при- вести и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной инди- видуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования в лице образовательных электронных изданий и ресурсов, что особенно характерно для людей, обучающихся дистанци-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
95 онно. Орган объективизации мышления человека-речь – оказывается выключен- ным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает до- статочной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Другим существенным недостатком повсеместного использования образо- вательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, инди- видуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, цир- кулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным дей- ствиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т. п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы зна- ков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке – проблема перехода от мысли к действию.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения электронных средств обучения, предоставляющих педагогам и уча- щимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той сво- бодой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства.
Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной от- влечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми образова- тельными электронными изданиями и ресурсами, такими как электронные спра- вочники, энциклопедии, интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченны- ми возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно пом- нить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми катего- риями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных ти- пов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов ин- формации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Во многих случаях использование электронных средств обучения неоправ- данно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими ру- ками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное ис-