Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 717

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
96 пользование большинства средств информатизации негативно отражается на здо- ровье всех участников образовательного процесса [32].
5.6
Учебно-методические комплексы в образовании
Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно- методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и доста- точных для качественной организации основных и дополнительных образова- тельных программ, согласно учебному плану.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации обра- зовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения.
УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного мате- риала на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМК – предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.
При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподава- теля являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
5.7
Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:

определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану;

разработка образовательного стандарта дисциплины;

разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций;

разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку;

формирование экзаменационных билетов;

разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);

планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний сту- дентов;

разработка заданий для контрольных точек;

разработка методических рекомендаций к практическим и лаборатор- ным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане);

формирование методических рекомендаций и прочих руководств по

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
97
СРС и самостоятельному изучению дисциплины;

разработка тестовых заданий по курсу дисциплины;

оформление документации УМК;

апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. По- сле апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректиру- ется, дополняется и утверждается – таким образом, постоянно совершенствуется.
УМК дисциплины и его компоненты должны:

учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;

предусматривать логически последовательное изложение учебного ма- териала;

предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на прак- тике;

соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

обеспечивать межпредметные связи;

обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;

содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) ка- федры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра- разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, со- ответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специально- сти (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответ- ствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

5.8
Электронный УМК
Экспоненциальный рост информации практически во всех отраслях знаний требуют применения новых подходов к обеспечению педагогического процесса.
Основными информационными ресурсами ИОС вуза становятся электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по различным дисциплинам. ЭУМК

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
98 позволяют собрать в единый комплекс практически все информационные матери- алы, требуемые для изучения той или иной дисциплины. При этом они обеспечи- вают необходимые сегодня интерактивность, наглядность, мобильность, компакт- ность и низкую стоимость тиражирования, многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий и тестов. К достоинствам современных
ЭУМК прежде всего относятся возможность эффективной организации самостоя- тельной работы и активизация роли обучаемого в процессе обучения [33].
В настоящее время ЭУМК разрабатываются во многих высших учебных за- ведениях страны. Как правило, такие ЭУМК привязаны к конкретным типовым и даже рабочим программам дисциплин той или иной специальности, конкретным программным платформам. При этом они различаются по структуре, интерфей- сам, программным платформам и т. д. ЭУМК, как правило, имеют индивидуаль- ную структуру и интерфейс. Это приводит к дублированию разработок по одно- именным или близким дисциплинам учебных планов различных специальностей, затрудняет межвузовский обмен и тиражирование ЭУМК в масштабах страны, за- трудняет их использование студентами.
Данные принципы сформулированы ниже в виде требований, которым, по мнению авторов, должны удовлетворять современные ЭУМК.
Полнота. Электронный УМК должен содержать все информационные ком- поненты, необходимые для изучения той или иной дисциплины.
Структура ЭУМК должна выглядеть следующим образом:

вводная часть. Методические указания для студентов и для преподава- телей по использованию ЭУМК;

типовые программы дисциплины (дисциплин), которую обеспечивает
ЭУМК (возможно, по нескольким различным специальностям);

теоретический материал (конспект лекций, электронная хрестоматия, справочные материалы и т. п.);

иллюстративный материал (презентации, анимации, аудио- и видео- иллюстрации и т. п.);

тесты для самоконтроля;

практикум (сборник заданий и задач, методические указания и задания лабораторного практикума, примеры решения задач и т. п.);

рекомендуемая литература;

сведения об авторах.
Основными интерактивными возможностями, которые должен иметь ЭУМК являются: оглавление с возможностью перехода к избранному разделу, система гиперссылок, навигация с помощью кнопок перехода, система полнотекстового поиска, система контроля тестовых заданий. В зависимости от содержания дисци- плины должна обеспечиваться возможность встраивания интерактивных моделей


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
99 изучаемых процессов. Используемые среды разработки и использования ЭУМК должны поддерживать мультимедийные возможности: проигрывание флэш- анимаций, видеофрагментов, аудиозаписей.
В состав ЭУМК целесообразно включить презентационные материалы для чтения лекционного курса. Формат презентаций должен позволять их модифика- цию преподавателем, читающим лекционный курс и использующим данный
ЭУМК.
Независимость контента от аппаратно-программных средств. Срок жизни образовательного контента и средств его организации (программных и ап- паратных) существенно различается. Даже в наше время значительная часть обра- зовательного ресурса остается действительной на протяжении 10-20 лет. В то же время программные и аппаратные средства, обеспечивающие организацию этого контента и доступ к нему, устаревают на протяжении 3-4 лет. Используемые средства разработки ЭУМК должны быть отделены от средств его представления и иметь возможность поддерживать хранение контента в одном из общеупотреби- тельных форматов, которые используются и вероятно, будут использоваться на протяжении длительного времени.
Вариативность траекторий обучения. Знания инвариантны относительно учебных планов и программ обучения. Таким образом, ЭУМК целесообразно созда- вать не по отдельным курсам для конкретных учебных программ и планов, а по дис- циплинам, общим для ряда специальностей «программирование», «экономическая теория», «высшая математика», «философия», «теоретическая физика» и т. д.
Избыточность содержания ЭУМК позволит легко включать в него новые программы и обеспечит дополнительные возможности для самообразования. Та- ким образом, обеспечивается вариативность траекторий обучения в зависимости от программы курса. Упомянутая «избыточность» учебного материала различных уровней сложности и детализации дает возможность обеспечить полноценную индивидуализацию обучения:

студент должен изучать и осваивать только тот учебный материал и только на том уровне, которые достаточны с точки зрения его учебных потребно- стей (при безусловном обеспечении уровня знаний, предусмотренных учебными программами и образовательными стандартами);

студент должен постоянно работать с учебным материалом в зоне бли- жайшего развития, добиваясь минимизации своих интеллектуальных и времен- ных затрат, обеспечивая гарантированный учебный и максимальный развиваю- щий эффект;

при выборе форм организации учебной работы должны учитываться психофизические особенности студента, его интеллектуальные способности.
Полезной является возможность создания преподавателем подборок учеб-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
100 ных материалов на основе предлагаемого ЭУМК контента. Это позволяет каждо- му преподавателю строить свои траектории обучения в зависимости от подготов- ленности аудитории и других объективных и субъективных факторов. Для этого программные средства представления ЭУМК должны иметь следующий базовый функционал:

единообразные инструменты поиска и отбора для всех типов информа- ционных объектов ЭУМК;

поиск и отбор информации по любому набору параметров, в том числе, по связям между информационными объектами, наличие разных режимов поиска информации;

сохранение отобранных информационных материалов в виде информа- ционных подборок;

визуализация любых информационных подборок в виде динамически формируемых электронных курсов (учебников), печать на их основе дидактиче- ских документов и раздаточного материала (справочников, подборок готовых те- стов, фрагментов учебников).
Объем и последовательность изучения материалов могут быть адапти- рованы к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого. Это, в частности, может быть сделано путем автоматизированного анализа результатов выполнения тестовых заданий.
Ориентация на самостоятельную работу и самообразование. Для этого
ЭУМК должны быть самодостаточны в плане наличия необходимого образова- тельного контента, иметь в своем составе материалы различных уровней сложно- сти, тестовые задания для самоконтроля, комплекс задач и заданий для самостоя- тельного выполнения. Пользуясь ЭУМК, студенты должны иметь возможность самостоятельно организовывать усвоение материала, определять свой рейтинг, экономить время для творческой работы. Деятельность преподавателя при этом сводится к информационно-контролирующей, консультирующей и координиру- ющей.
Простой, интуитивно понятный интерфейс. Для эффективной самостоя- тельной работы студента программные оболочки, обеспечивающие доступ к обра- зовательному контенту, должны быть максимально простыми в использовании.
Они должны иметь интуитивно понятный (а лучше – уже известный пользовате- лю) интерфейс, обеспечивать иерархическую организацию контента и простую навигацию по нему, в том числе с помощью гиперссылок. Таким интерфейсом, например, может быть интерфейс веб-приложения, PDF документа, или встроен- ного в Windows HTML Help.
Простота переносимости. Желательно, чтобы ЭУМК легко переносился с одного компьютера на другой на сменных носителях, а в идеале – не требовал ин-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
101 сталляции.
Возможность использования различных программных оболочек для
локального и сетевого представления ЭУМК. Для этого образовательный кон- тент должен храниться в общеупотребительном и обязательно открытом формате
(например, в ХМL). Программные оболочки должны обеспечивать интерфейс с пользователем ЭСО, преобразуя документы в исходном формате к виду, удобно- му для восприятия и обеспечивая необходимые функции по структурному пред- ставлению контента, его индексации, поиску и т. п. Сегодня особый интерес представляют возможности представления одного и того же контента как в ло- кальной версии ЭУМК, доступной на машинном носителе, так и в сетевой версии, размещаемой в виде интернет-сайта.
Быстрое и простое обновление ЭУМК. Это обеспечивается размещением
ЭУМК на сайте разработчика, учебного заведения или другой организации, обес- печивающей его эксплуатацию. Идеальным представляется сетевой вариант
ЭУМК, с которым пользователь работает в режиме on–line через Интернет. Этим обеспечивается мгновенная модернизация ЭУМК и гарантируется работа пользо- вателя с его последней версией. С другой стороны, автономная локальная работа
ЭУМК на компьютере всегда удобна, особенно в условиях недостаточных воз- можностей мобильного доступа в интернет и относительно высоких тарифов на него. По мнению авторов, в настоящее время удобны локальные ЭУМК, обновля- емые по подписке с сайта поддержки через Интернет.
5.9
Технологии и средства разработки ЭУМК
Для того чтобы удовлетворить перечисленным выше требованиям, предла- гается следующий технологический процесс разработки ЭУМК [33]:
Анализ учебных программ, для которых создается ЭУМК. На этом этапе анализируются типовая (учебная) программа дисциплины, по которой создается
ЭУМК. На ее основе строится содержание ЭУМК – перечень тематических разде- лов ЭУМК. Если ЭУМК по какой–либо дисциплине создается для нескольких ти- повых программ по нескольким специальностям, строится содержание ЭУМК, покрывающее (возможно, с избытком) все эти программы.
Детализация содержания: декомпозиция образовательного контента. Каж- дый тематический раздел ЭУМК, разработанный на первом этапе, должен быть представлен в соответствующих разделах ЭУМК: теоретическом материале, те- стах, практикуме. При этом должна быть предусмотрена декомпозиция образова- тельного контента на минимальные смысловые единицы – «статьи», из которых затем с помощью гиперссылок можно будет построить траектории обучения, со- ответствующие используемым типовым программам.