Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 713

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
108
Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50 % дешевле, в основном, за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентриро- ванного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированно- сти технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.
Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО – тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т. д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и при- ветствуются также и очные контакты.
Обучающийся. Точнее – новая роль обучающегося или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключи- тельная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень обра- зования.
НИТ (новые информационные технологии). В системе дистанционного обу- чения используются преимущественно информационные технологии (компьюте- ры, аудио- и видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.) [37].
Рисунок 6.2 – Особенности дистанционного обучения

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
109
Система дистанционного обучения понимается как совокупность организа- ционных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовле- ченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.
Использование новых технологий передачи информации существенно влия- ет на весь процесс обучения, основанный на этих технологиях. Требует пересмот- ра как номенклатуры и предметного содержания получаемых дистанционно спе- циальностей, так и методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых [38].
Дидактические особенности СДО обусловливают новое понимание и кор- рекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

стимулирование интеллектуальной активности обучающихся с помо- щью определения целей изучения, а также вовлечения учащихся в отбор, прора- ботку и организацию материала;

усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определе- ния ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

развития способностей и навыков обучения и самообучения, что дости- гается расширением и углублением учебных технологий и приемов.
Дидактическая специфика дистанционного обучения в значительной степе- ни направлена на особые познавательные стратегии и стратегии обучения, моби- лизующие познавательные ресурсы для достижения цели обучения (рисунок 6.3).


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
110
Рисунок 6.3 – Схема дидактической системы дистанционного обучения
Важнейшими в дистанционном обучении являются:

стратегии ориентации;

стратегии отбора;

стратегии повторения;

стратегии проработки;

стратегии организации;

познавательные стратегии.
Чтобы способствовать использованию компьютерных сетей студентами, преподавателям рекомендуется предпринять следующие шаги:

определить минимально допустимое количество сообщений в неделю;

добиться, чтобы вся наиболее важная информация была доступна толь- ко через компьютер;

довести до сведения студентов, что выпускной балл будет частично за- висеть от содержания отсылаемых сообщений;

осуществить полный переход к безбумажной технологии.
Для того чтобы повысить активность и самостоятельность дистанционного обучения предлагается несколько приемов.
Во-первых, следует давать групповые задания (для того, чтобы каждый обучаемый чувствовал ответственность перед своими коллегами).
Во-вторых, студенты допускаются к получению следующей порции знаний,

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
111 только когда они освоили предшествующий материал.
В-третьих, компьютерный доступ к той или иной деятельности допускается только в определенный промежуток времени. Например, чтение материалов и их обсуждение происходит в первой половине недели, а сдача зачетов в режиме пря- мого доступа – во второй половине.
Важным моментом при проведении ДО является то, что остается полная за- пись всех материалов, получаемых в процессе обучения. Естественно, что этого не происходит при традиционном обучении. Такие материалы весьма ценны во многих отношениях, в том числе:
Разъяснение методиста, даваемое студенту, доступно всем остальным чле- нам группы и может быть сохранено в специальной базе данных ответов. Это поз- воляет определить, какие вопросы являются наиболее типичными и наметить пу- ти совершенствования курса СДО.
Студенты получают полную и точную информацию для анализа и осмысле- ния. При традиционном способе обучения у них в лучшем случае остаются кон- спекты занятий.
Протокол позволяет оценить активность студента или группы, например, сколько раз в неделю посылались сообщения. Однако в больших рабочих группах оценка конкретного вклада участников затруднена.
Студентам можно дать задание проанализировать протокол с точки зрения оценки динамики обсуждения, философской и этической позиции участников и их эволюции в процессе обучения [39].
6.4
Дидактические принципы дистанционного обучения
Принципами обучения принято называть положения, выражающие зависи- мость между целями подготовки и закономерностями, направляющими практику обучения:

соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

ведущая роль теоретических знаний;

единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учѐбе;

соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при ру- ководящей роли преподавателя;


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
112

системность и последовательность в обучении;

доступность;

прочность овладения содержанием обучения [40].
Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы:
Общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности.
Принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения
Принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педа- гогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса за- кономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образова- тельной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и моти- вации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соеди- нения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподава- теля; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения) [41].
В качестве дополнительного, отдельного принципа формулируется принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения и дидак- тической системе в целом. Под учебно-научной материальной базой понимается материально-техническая система, включающая учебные помещения, техниче- ские средства обучения, учебно-лабораторное оборудование.
Указанные общие принципы полностью применимы к системе дистанцион- ного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфи- ки дистанционного обучения [42].
Специфические принципы ДО
Принцип интерактивности отражает закономерность не только контактов студент-преподаватель, опосредованных средствами информационных техноло- гий, но и студентов между собой.
Принцип стартовых знаний определяет необходимость начального уровня подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг СДО, а также соответствующего аппаратно-технического обеспечения. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными ос- новами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками об- ращения с компьютером и др.
Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится вводный и текущий контроль. Например, вводный контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
113 план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя об- разовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и уме- ний, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позво- ляет корректировать образовательную траекторию.
Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самосто- ятельности учения, так как при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельно- сти при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств.
Принцип регламентности обучения. Целесообразно вводить график само- стоятельной работы. Должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых ин- формационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принци- пом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами НИТ, особенно Интер- нетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации и неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения.
Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Принцип открыто- сти выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образова- тельному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обу- чения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестиро- вания и так далее. Важным «показателем гибкости» является не критичность об- разовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале по- следнее требование заключается в необходимости создания информационных, удаленных, распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную про- грамму в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в ву- зе, где он учится [43].
6.5
Модели дистанционного обучения
Модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть от- крытого дистанционного обучения:
Первая модель – обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
114 на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать оч- ные учебные заведения.
Вторая модель – обучение на базе одного университета. Это уже целая си- стема обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоя- нии, заочно (открытые формы) или дистанционно, то есть на основе новых ин- формационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.
Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учеб- ных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по веду- щим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более ка- чественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы – дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
Четвертая модель – автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студен- ты могут получить образование по различным направлениям. Они специализиру- ются в создании мультимедийных курсов.
Пятая модель – обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий [44].
В технологическом плане организация дистанционного обучения состоит из:

единичная медиа – использование какого-либо одного средства обуче- ния и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учеб- ные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обуче- ния является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусто- ронняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению;

мультимедиа – использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т. п. Однако доминирует при этом передача информации в «одну сторону». При необходимости используются эле- менты очного обучения: личные встречи обучающихся и преподавателей, прове- дение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т. п.;

гипермедиа – модель дистанционного обучения третьего поколения, ко-