Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 704

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
140 обучающиеся могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педа- гога или под его руководством. Для этого можно использовать:

компьютерные программы;

электронные учебники;

тренажеры;

диагностические, тестовые и обучающие системы;

прикладные и инструментальные программные средства;

лабораторные комплексы;

системы на базе мультимедиа-технологии;

телекоммуникационные системы (например, электронную почту, теле- конференции);

электронные библиотеки и другое.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

7.5.1 Облачные технологии Microsof для образовательных учреждений
Microsoft Office 365 для образовательных учреждений позволяет пользо- ваться всеми возможностями «облачных» служб, помогая экономить время и деньги, а также повышает работоспособность учащихся и сотрудников. Базовый функционал, включающий в себя облачные версии Exchange Online, SharePoint
Online и Office Web Apps, а также Lync Online с возможностью видеоконферен- ций предоставляется бесплатно. Более подробную информацию Вы можете найти по ссылке:
C помощью предложения Windows Azure in education преподаватели полу- чают возможность включить в свой учебный процесс одну из наиболее инноваци- онных и быстро развивающихся технологий, как в теоретическую, так и в его практическую часть.
Возможны три основных направления для использования Windows Azure для решения задач высших учебных заведений:
1. Обучение:

использование Windows Azure для расчѐта практических задач, возни- кающих в ходе обучения;

использования облачных технологий Windows Azure в дипломных и курсовых работах.
2. Научно-исследовательские работы:

обработка больших массивов данных для НИР;

моделирование научных экспериментов;

использование инновационных технологий для НИОКР.
3. Информационно-обучающие порталы:

совместная работа над учебными проектами;

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
141

портал приемной комиссии;

дистанционное обучение;

личный кабинет студента/сотрудника/преподавателя.
Такое применение облачных технологий в образовании пока только набира- ет обороты. Причина такого медленного внедрения в том, что далеко не все педа- гоги умеют пользоваться интернет-возможностями в должном объеме. Примене- ние «облаков» в образовании являются новой парадигмой, предполагающей рас- пределение, удаленную обработку, хранение определенной информации. Сущ- ность их заключается в отсутствие необходимости устанавливать на своем персо- нальном компьютере огромное количество разнообразных программ. Для того чтобы осуществить поиск информации, необходим доступ к Интернету. Исполь- зование облачных технологий в образовании позволяет педагогам экономить ма- териальные ресурсы на приобретении оборудования, постоянном обновлении программного обеспечения.
7.5.2 Преимущества и недостатки облачных технологий
1.
Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддерж- ке, модернизации ПО и оборудования.
2.
Маcштабируемость, отказоустойчивость и безопасность – автоматиче- ское выделение и освобождение необходимых ресурсов в зависимости от потреб- ностей приложения. Техническое обслуживание, обновление ПО производит про- вайдер услуг.
3.
Удаленный доступ к данным в облаке – работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.
4.
Пользователь не является владельцем и не имеет доступа к внутренней облачной инфраструктуре. Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.
5.
Для получения качественных услуг пользователю необходимо иметь надежный и быстрый доступ в сеть Интернет.
6.
Не все данные можно доверить провайдеру в Интернете не только для хранения, но даже для обработки
7.6
Взаимодействие педагога с учащимися в условиях применения
инновационных педагогических технологий
Одной из функций педагога является деятельность, направленная на опти- мизацию процессов обучения, а суть оптимизации состоит в достижении цели при наименьших затратах. Обучающемуся достаточно трудно выйти на правильный путь самостоятельно. Необходимо сопровождение педагога. Эта деятельность пе-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
142 дагога относится к разряду управляющих.
Итак, основной функцией педагога является управление деятельностью учащихся, их самовоспитанием. При этом необходимо помнить, что управленче- ская деятельность педагога имеет сложную структуру и включает следующие компоненты: прогнозирование, целеполагание, планирование, организацию, ко- ординирование, контроль, коррекцию, мотивацию.
Чтобы функция управления была реализована, необходимы объект и субъ- ект управления. Известно, что управление – это процесс информационного воз- действия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъ- ект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректиро- вать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.
На современном этапе все чаще применяются такие способы обучения и воспитания, в рамках которых педагог делегирует управленческую функцию каж- дому учащемуся, который при этом становится субъектом деятельности.
Современный педагог – это специалист, применяющий не только традици- онные, но и инновационные технологии обучения и воспитания. При этом он должен уметь пользоваться компьютерной техникой, интерактивной доской, про- граммными ресурсами, позволяющие действительно сделать учебный процесс адекватным технологическому уровню развития техники и технологий.
В своей научной работе В. М. Кларин указывает на роль инфосферы. Новые возможности для преподавателей и студентов предоставляет пользование ресур- сами сети интернет, а также применение мультимедиа-технологий, имеющих в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные ком- пьютерные системы (инфосфера). Инфосфера не просто обволакивает цивилиза- цию и проникает во все ее поры, но и творит, формирует свой мир. Творцы ин- фосферы ценят иной способ мышления, новую этику. Компьютер, информацион- ная техника выступают не просто как множитель интеллекта, они открывают но- вые измерения сознания. А живая коммуникация, неотъемлемая от информацион- ных технологий, связывает эти измерения в единое целое, образуя упорядоченную систему новой культуры» [61].
Мультимедийные технологии побуждают преподавателя расширить диапа- зон своих знаний и умений и предоставляют в его распоряжение больше возмож- ностей для творчества; в целом, важные элементы педагогического мастерства: планирование, оценка, подкрепление, мотивация, внимательное отношение к учащимся – сохраняют свою значимость. Применение мультимедиа не только не умаляет роль преподавателя, но и раскрывает ряд новых проявлений педагогиче- ского мастерства, которые при традиционной форме презентации знаний остают- ся невостребованными.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
143
Одной из функций педагога является деятельность, направленная на опти- мизацию процессов обучения и воспитания, а суть оптимизации состоит в дости- жении цели при наименьших затратах. Учащемуся достаточно трудно выйти на правильный путь самостоятельно. Необходимо сопровождение педагога. Эта дея- тельность педагога относится к разряду управляющих.
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникатив- ных способностей, подготовка личности «информационного общества», передача учащемуся такого большого объема учебного материала, какой он в состоянии усвоить, формирование исследовательских умений, умений совместного творче- ства и самостоятельного принятия решений – вот не полный ряд результатов при- менения мультимедиа в процессе обучения, вообще, и преподавания.
Обучающийся станет субъектом деятельности только при наличии внутрен- них социально и профессионально значимых мотивов.
Проблемой современной педагогики и педагогической психологии стано- вится проблема общения и диалога. Это связано с тем, что современные социаль- но-экономические условия в различных странах мира предъявляют новые требо- вания к качествам личности современного специалиста. Так как изменились цели образования, в том числе и профессионального образования, то необходимы дру- гие, инновационные методы обучения и воспитания, адекватные целям. Такие ме- тоды должны быть построены на принципиально новых характеристиках взаимо- действия субъектов педагогического процесса [62].
В рамках инновационных методов воспитания акцент делается на организа- цию творческого общения между воспитанниками, на переход от управления ин- дивидуальной деятельностью учащегося к самоуправлению, а затем к управлению диалогическому, включающему равноправный диалог всех субъектов воспита- тельного процесса.
С другой стороны, то, что является недостатком мультимедийных техноло- гий обучения для одних исследователей, встречает поддержку некоторых ученых.
Живое общение педагога с учащимися в условиях группового обучения имеет ряд существенных недостатков. По сути, преподаватель каждый раз продуктивно об- щается не со всеми учащимися, а только с некоторыми из них. А остальные «вы- ключаются»: одним это не интересно, другим и так все ясно, а третьи просто углублены в свои проблемы, не имеющие ничего общего с теми, что рассматри- ваются на занятии. Перекладывая часть обучающих функций на компьютер, пре- подаватель может больше общаться с учащимися, занимаясь не столько их обуче- нием, сколько воспитанием.
Живое общение между участниками педагогического процесса, отсутствие которого называют главным недостатком мультимедийных технологий обучения, не всегда эффективно проходит и при традиционной форме обучения. От препо-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
144 давателя к студенту переходит, иногда даже на неосознанно, накопленный преды- дущими поколениями социокультурный опыт.
Применение информационных технологий позволяет увеличить коммуника- тивные отношения между участниками педагогического процесса, организовать творческое общение, что предполагает переход от управления индивидуальной учебной деятельностью к самоуправлению, а затем к управлению диалогическо- му, включающему равноправный диалог между педагогом и студентами. Чем больше обучающихся принимают участие в педагогическом процессе, тем чаще возникают флуктуации (колебания взглядов), что приводит к оптимизации про- цессов обучения и воспитания [63].
7.7
Инновационные образовательные учреждения
По мнению И. П. Подласого [59], образовательное учреждение является ин- новационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистиче- ском направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к пе- регрузкам учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно- воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно- воспита- тельного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоя- щих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности лю- бого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности ин- новационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с тради- ционными учреждениями (таблица 8.1).
Таблица 8.1 – Сравнительные характеристики традиционных и инновационных образовательных учреждений
Сравниваемые
параметры
педагогического
процесса
Образовательные учреждения
Традиционное
Инновационное
Цель
Передача знаний, умений и по- путное воспитание, освоение социального опыта
Содействие самореализации и само- утверждению личности
Ориентация
На потребности общества и производства
На потребности и возможности лич- ности
Принципы
Идеологически трансформиро- ваны
Научные, объективные
Содержание образо- вания
Разрозненные предметы со слабовыраженными межпред- метными связями
Гуманизированные и личностно- ориентированные культурные цен- ности