Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 700

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
145
Ведущие методы и формы
Информационно–
репродуктивные
Творческие, активные, индивидуально- дифференцирован- ные
Отношения обучающих и обучающихся
Субъект-объектные
Субъект-субъектные
Роль преподавателя
Источник и контроль знаний Консультант-помощник
Основные результаты
Уровень обучения и социали- зации
Уровень личностного и профессио- нального развития, самоактуализа- ции и самореализации
Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманиза- ция, демократизация, индивидуализация и дифференциация.
Выводы по теме
Таким образом, педагогика, как и любая другая наука, подвержена много- численным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего тем, что у об- щества появляются все новые и новые требования к специалистам. Научно–
технический прогресс способствует тому, чтобы педагогика находила более дей- ственные, эффективные пути преобразования простого человека в социально зна- чимую личность.
Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происхо- дит интегративный процесс новых идей в образование.
Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финан- совые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необ- ходимость в инновациях все же внедрять их следует с осторожностью. В против- ном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы.
И все же важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемле- мая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования систе- мы образования.
Облачные технологии, активно внедряемые в образовательный процесс, позволяют облегчить работу педагога, повысить познавательный интерес у обу- чающихся. Информатизация образования – обязательное условие успешного внедрения новых образовательных стандартов, возможность для саморазвития ученика. Благодаря информационным компьютерным технологиям педагог может следить за тем, как происходит развитие ученика, как при этом выполняется его индивидуальная образовательная траектория. Такие технологии помогают пре-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
146 одолевать географические, общественные, политические барьеры.
Вопросы для самоконтроля
1
Проектирование инновационных технологий обучения.
2
Сущность инноваций.
3
Функции инноваций.
4
Педагогические инновации.
5
Направления педагогических инноваций.
6
Инновационные технологии в образовании.
7
Технологии и условия осуществления инновационных процессов.
8
Барьеры на пути педагогических инноваций.
9
Содержания инновационных технологий обучения.
10
Интерактивные технологии обучения.
11
Технологии проектного обучения.
12
Компьютерные технологии.
13
Облачные технологии.
14
Облачные технологии Microsof для образовательных учреждений.
15
Преимущества и недостатки облачных технологий.
16
Взаимодействие педагога с учащимися в условиях применения инноваци- онных педагогических технологий.
17
Инновационные образовательные учреждения.
18
Затруднения преподавателей при освоении инновационных технологий.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение информационных и компьютерных технологий в образование не должно иметь вид простого встраивания в традиционную систему обучения.
Необходимо ломать утвердившиеся формы, пересматривать традиции. Бездумное применение компьютеров лишь усилит тенденцию к формализации процесса обу- чения, которая исключает подлинное усвоение основ наук в силу абсолютизации обобщений в сознании личности и их отрыва от реальности.
Выход необходимо искать в принципиально новом конструировании со- держания и организации учебно-программного материала, педагогической дея- тельности преподавателя и учебной работы студента. Под этим подразумевается использование возможностей информационных технологий в моделировании чув- ственно-предметного мира, логики исследовательской и профессиональной дея- тельности. Главное не в «прочтении» с помощью компьютера курса, а в более вы- соком уровне репрезентирования в учебном процессе самого осваиваемого объек- та, переходе от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств по принципу систем автоматизиро- ванного проектирования. Только тогда в информационном обучении будет пред- ставлен весь путь восхождения от абстрактного к конкретному, который в снятом виде должна воспроизводить учебно–познавательная и педагогическая деятель- ность.
Таким образом, основными тенденциями, определяющими роль ИТ в учеб- ном процессе являются:

расширение роли преподавателя – он становится координатором ин- форматизации учебного процесса;

рост информационной компетенции участников образовательного про- цесса;

рост эффективности образовательного процесса и его адекватности тре- бованиям личности, общества, государства в современном мире.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
148
Словарь основных терминов
Автоматизированная информационная технология – информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, ис- пользуются методы и средства вычислительной техники и систем связи
Автоматизированные обучающие системы – учебные комплексы, в кото- рых присутствует комбинированное использование компьютерной графики, ани- мации, живого видеоизображения, звука, других медийных компонентов. Благо- даря автоматизированным учебным системам модель реального объекта стано- вится максимально наглядной, а потому понятной и доступной для ученика.
Аппаратное обеспечение - комплекс электронных, электрических и меха- нических устройств, входящих в состав системы или сети. Аппаратное обеспече- ние включает:
- компьютеры и логические устройства;
- внешние устройства и диагностическую аппаратуру;
- энергетическое оборудование, батареи и аккумуляторы.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Алгоритм – формальный предписание, однозначно определяет содержание и последовательность операций, которые переводят совокупность исходных дан- ных в результат – решение задачи. Алгоритм состоит из системы последователь- ных элементарных преобразований над текстами определенного вида и уровня, регулирующих порядок выполнения этих преобразований.
Ассоциация по вычислительной технике – международная научная и об- разовательная организация, основная задача которой состоит в распространении навыков, теорий и приложений из области информационных технологий.
Аудиальные (слуховые) средства обучения – средства, передающие ин- формацию, рассчитанную на восприятие органами слуха комплекты грампласти- нок; записи программных художественных произведений; записи музыкальных произведений; документальные звукозаписи; звукозаписи для организации само- стоятельной работы на уроке; записи с радио специальных учебных и воспита- тельных передач для учащихся; документальные, драматические; фрагменты ра- диоспектаклей, музыкальные передачи.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства обучения – звуковое кино, телевидения, дидактические машины, компьютеры и т. К таким средствам можно отнести учебные кинофильмы, телевидение, видеозаписи. Эти средства обучения некоторые ученые считают отдельным видом наглядности, которые подразделяются на: дидактическую технику (кино–, диапроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, электрофоны), отдельные виды статической проекции (диа- фильмы, диапозитивы, транспаранты и т.п.), экранные средства динамической проекции (кинофильмы, кино фрагменты, видеозаписи, граммофонные записи,

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
149 магнитофонные средства, радио- и телепередачи).
Аутентификация – процедура проверки подлинности данных и субъектов информационного взаимодействия исключительно на основе внутренней структу- ра самих данных.
Безопасность данных – защита данных от несанкционированной случай- ной или намеренной модификации, разрушения или раскрытия.
Браузер – компьютерная программа для просмотра информации в сети Ин- тернет. Например, Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox и др.
Веб-узел (веб-сайт) – сочетание веб-страниц, в общую структуру. Кроме собственно веб-страниц, веб-узел содержит теги и файлы, обеспечивающие его функционирование в сети Internet.
Веб-страница – это файл с расширением HTM, HTML, SHTML, XHTML.
Документ, который пользователь получает в результате считывания HTML-файла специальной программой – Web-обозревателем. Web-страница содержит текст, графику, а также ссылки на другие документы и файлы (текстовые, графические, аудио и видео).
Верификация – установление соответствия принятой и переданной инфор- мации с помощью логических методов.
Взаимодействие человека с компьютером – научное направление, изуча- ющее процессы, происходящие в человеко-машинных информационных систе- мах.
Видеопроекторы – проекторы для работы с источниками аналогового ви- деосигнала в ТВ стандартах PAL, SECAM, NTSC (видеомагнитофоны, телевизо- ры, проигрыватели CD-I, DVD и др.). Через интефейс S-Video.
Видеостена – великоекранна система отражения информации. Находят применение практически в любой сфере деятельности, где необходим анализ большого потока информации или адресовать информацию широкой аудитории.
Представляет из себя совокупность проекторов, экранов, коммутирующих устройств и других частей. Видеостена собирается с видео–кубов, расположенных вплотную так, чтобы размер видеостены совпадал с размером изображения.
Визуальные (зрительные) средства обучения – оригинальные предметы или их различные эквиваленты, диаграммы, карты и пр. Это средства, в которых носителями информации являются диафильмы, диапозитивы, транспаранты, ко- торые подаются ученикам с помощью диапроекторов, кодоскопов в виде фото- графий предметов.
Виртуальная реальность – высокоразвитая форма компьютерного моде- лирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
150
При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользовате- ля заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.
Характерными признаками виртуальной реальности являются:
- моделирование в реальном масштабе времени;
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
- возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.
Виртуальный мир – наглядная компьютерная модель реальных процессов и явлений.
Высокая технология – совокупность информации, знаний, опыта, матери- альных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и про- цессов в любой отрасли экономики, имеющих характеристики высшего мирового уровня.
Геоинформационные технологии – технологическая основа создания гео- графических информационных систем, позволяющая реализовать их функцио- нальные возможности.
Гиперссылка – это указание браузеру обратиться к данным или указаний в сетях (или вне) HTML – документа. С помощью гиперссылок пользователи могут переходить с одной страницы на другую, документ становится интерактивным и динамичным. Существуют три основных типа ссылок: внутренние, внешние и от- носительные.
Гипертекстуальность – насыщенность среды информации, организован- ность и удобство данного информационной среды с помощью специальных тех- нологических приемов; такое учебно-познавательное среда является открытым с точки зрения доступа к информационным сообщениям и общения с другими участниками конференции.
Глобальная информационная инфраструктура – информационное обра- зование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.
Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе ин- теграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых си- стем и подвижной связи.
Государственная политика информатизации – комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприя- тий, направленный на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода России к инфор- мационному обществу.
Диалоговый режим – способ взаимодействия пользователя или оператора с