Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4
Мультимедиа в современном образовании
Мультимедиа (
англ.
multimedia) – контент
, или содержимое, в котором од- новременно представлена информация в различных формах – звук, анимирован- ная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая
, аудиальная
, графическая и видеоинформация
, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определѐнного набора аппаратных и программных средств
Термин «мультимедиа» также зачастую используется для обозначе- ния носителей информации
, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были компакт-диски
). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
41 пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анима- ция, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставле- ния информации, таким как текст.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сде- лать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной ин- формации большинство чувственных компонент обучаемого. Сегодня мультиме- диатехнологии – это одно из перспективных направлений информатизации учеб- ного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспече- ния, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации пре- подавательского состава видится перспектива успешного применения современ- ных информационных технологий в образовании.
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развиваю- щихся и перспективных направлений информационных технологий.
Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следую- щими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопро- вождения, гипертекста;

допускает возможность постоянного обновления;

допускает возможность размещения в нем интерактивных веб- элементов, например, тестов или рабочей тетради;

допускает возможность нелинейность прохождения материала благода- ря множеству гиперссылок.
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют преподавателю оперативно совмещать всевозможные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время обучения, насытить его информацией.
Использование мультимедиа способствует повышению эффективности обу- чения, тем, что:

усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию обу- чающихся;

мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь сти- мулирует расположение к учебному предмету,

предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности дру- гих участников образовательного процесса;

выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знани- ями;


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
42

создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, бо- язни быть смешным, получения плохой отметки и т.д.;

создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового со- ревнования;

обучающиеся стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.
Перечисленные выше особенности мультимедиа способствуют развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособно- сти, рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, фор- мированию теоретических и фактических знаний, технических навыков владения технологией мультимедиа и их общей культуры и эрудиции в сфере аудио- визуальной медиапродукции.
Эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учеб- ных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения обучающимися учебной деятельности. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиа включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, а также этап саморегуляции и этап самореализации.
Мультимедиа как дидактическое средство, способствующее освоению обучаю- щимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуаль- ности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания про- исходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуаль- ную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на ана- литико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося.
Выводы по теме
Появление компьютерных технологий дало возможность создать качествен- но новую образовательную среду как основу для развития и модернизации систе- мы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельно- сти, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инно-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
43 вационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллекту- ального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.
Эффективность использования компьютерных технологий в образователь- ном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их ди- дактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. При- менение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информа- цию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повыше- нию мыслительной активности обучающихся. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии ин- теллектуальной и познавательной деятельности обучающихся.
Целесообразность применения компьютерных технологий в образователь- ном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, актив- ность и т.д.
Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса:

рационально организовывать познавательную деятельность в образова- тельном процессе;

вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, кото- рые отличаются способностями и стилем обучения;

сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все ви- ды чувственного восприятия обучающихся;

обретения и закрепления профессиональных навыков;

повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности;

обеспечить обучающегося большим количеством знаний;

развить интеллектуальные, творческие способности;

работать с различными источниками информации;

реализовать мировые тенденции в образовании;

получить доступ в единое мировое информационное пространство.
Благодаря использованию компьютерных технологий появляется возмож- ность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования стано- вится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реак- ция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы органи- зации учебного материала повышают эффективность его использования, а внед- рение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оператив- ность и адекватность механизмов управления системой образования.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
44
Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отка- зываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельно- сти преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала.
Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.
В настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого- педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необ- ходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно- воспитательном процессе. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, откры- вают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позво- ляют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применени- ем средств концептуального и математического моделирования явлений и про- цессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.
Вопросы для самоконтроля
1
Компьютер как средство эффективности учебного процесса.
2
Основные понятия и определения компьютерных технологий.
3
Компьютер как средство эффективности учебного процесса.
4
Использование компьютерных технологий с целью повышения мотива- ции учебной деятельности.
5
Приведите классификацию компьютерных программ.
6
От чего зависит эффективность компьютерных обучающих программ?
7
Назовите основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс.
8
Назовите основные технологии с использованием компьютерных средств обучения.
9
Приведите основные возможности современного компьютера.
10
Назовите три группы проблем компьютерного обучения.
11
Назовите уникальные возможности компьютерных технологий.
12
Приведите положительные стороны в использовании компьютерных тех- нологий в образовательном процессе.
13
Дать определение термину «мультимедиа».
14
Назовите достоинствами использования мультимедиа технологий по сравнению с традиционным обучением.
15
От чего зависит эффективность использования мультимедиа.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
45
ЛЕКЦИЯ 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
1.
Термины и определения.
2.
Информационная образовательная среда
3.
Виртуальная образовательная среда
4.
Направления интеграции виртуальной и образовательной сред
Выводы по теме.
Методическое обеспечение:
Презентация:
-
Информационная образовательная среда
Видеофрагменты:
-
Адаптивная информационная образовательная среда
-
Виртуальная образовательная среда ВОС
-
Образование средствами информационной среды
-
Виртуальная лабораторная работа «Работа компрессоров»
Вопросы для самоконтроля.
3.1
Термины и определения
Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. При том предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаи- модействие окружения с субъектом. Данные термины применимы и для характе- ристики понятий «образовательное пространство» и «информационное простран- ство», «образовательная среда», «информационная образовательная среда». По- следняя с развитием компьютерной техники и телекоммуникационных техноло- гий дает возможность создавать благоприятные условия для формирования еди- ного мирового образовательного пространства.
Образовательное пространство – это часть образовательной среды, где на субъективном уровне (уровне личного взаимодействия учащихся и преподавате- лей) создается множество двусторонних отношений, а также двусторонних и мно- госторонних связей для осуществления образовательной (педагогической) дея- тельности по развитию индивида и его социализации в разных системах образо- вания (общей, профессиональной, дополнительной, специальной, государствен- ной, частной, общественной, смешанной). Иначе говоря, образовательное про- странство – это деятельность учащихся и учителей в рамках образовательных учреждений и оказания индивидуальных образовательных услуг.
Структуру образовательного пространства образуют взаимоотношения субъектов образования. К ним относятся как взаимоотношения между учащимися


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
46 и преподавателями – педагогические отношения, так и взаимоотношения между самими преподавателями как сотрудниками учебного заведения. Такие отноше- ния предполагают наличие определенной должностной иерархии и регламента- цию внутренней служебной деятельности работников образовательного учрежде- ния – педагогов и научных сотрудников, а также технического персонала.
Образовательная среда общества – это часть социально-культурного про- странства страны, являющаяся зоной взаимодействия образовательных систем и их элементов, образовательного материала (программ, новых теоретических и практических знаний, социального заказа) и субъектов образования (учащихся и преподавателей как физических лиц), образовательных процессов (процессов освоения общих и профессиональных образовательных программ, их закрепления и контроля над качеством усвоения).
Образовательная среда
– это психолого-педагогическая реальность, соче- тание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагоги- ческих условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие лич- ности ученика
С точки зрения синергетики
образовательная среда
– это системно образо- ванное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образова- тельного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивиду- альные черты личности ученика
Исследователи выделяют важную особенность
образовательной среды как
системы:
субъект образовательного процесса (человек)
сам по себе являет- ся системой.
Таким образом, находясь в поле образовательной среды, он проявляет активный характер ее познания,
что в итоге проявляется во
взаимном влия-
нии
субъекта
и среды.
В широком смысле под
образовательной средой
можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной сте- пенью организованности осуществляется процесс развития личности».
Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами тех- нологии, обеспечивающие это взаимодействие. Информационное пространство образуется информационными ресурсами, средствами информационного взаимо- действия и информационной инфраструктурой. Информационное пространство имеет своим центром субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает. Таким субъектом может выступать человек, либо социальная группа, а также компании, органы государ- ственного управления – все, кто в ходе осуществления деятельности использует возможности современных информационных технологий, но в любом случае ин- формационное пространство не может существовать без деятельности человека.