Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 708

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
54
3.2.1 Функции виртуальной образовательной среды
Виртуальная образовательная среда, ее функции:

информационно-обучающая (представлена в самых разных формах учебная информация);

коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учеб- ного процесса);

контрольно-административная (проводятся комплексные меры по кон- тролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).
Роль преподавателя в виртуальной образовательной среде:

организатор учебного процесса, познавательной деятельности и творче- ской активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно- педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде с использо- ванием инновационных технологий(проведение занятий; интернет консультиро- вания; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию соб- ственной среды обучения и др.);

автор и разработчик электронного учебного курса;

консультант, организующийо профессиональную педагогическую под- держку в процессе обучения и послекурсовой подготовки;

виртуальный психолог, который создает комфортные условия для обу- чения;

проектировщик (проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов соб- ственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения);

обучающегося в ходе педагогического процесса, поскольку самообуче- ние и взаимообучение преподавателя и обучающегося является атрибутивной особенностью инновационного обучения в рамках открытой модели непрерывно- го образования.
3.2.2 Преимущества виртуальной образовательной среды
Гибкость. Обучаемый:

имеет возможность заниматься в удобном для себя месте, поскольку весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий. Поэтому расстояние от места нахождения обучающегося до учебного заведения не являет- ся препятствием для эффективного образовательного процесса;

заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биоло-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
55 гические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий: один продуктивнее занимается ранним утром, а другой - поздно ночью;

заниматься в своем собственном темпе и ритме;

корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную ди- дактику: читать (объясняя себе) раздел лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохранѐнным материалам предыдущих занятий и т.д., в тоже вре- мя использовать виртуальные встречи с обучающим;

сконцентрироваться на определѐнных разделах, уделять каждому разде- лу, модулю и блоку столько времени, сколько требуется. Таким образом, получа- ет возможность сэкономить время, занимаясь быстрее;

взаимодействовать с преподавателем индивидуально. Благодаря техни- ческой и содержательной интерактивности процесса, обучение в виртуальной об- разовательной среде позволяет реализовать императив антропоцентричности и субъект-субъектности в образовании.
Модульность. Обучаемый имеет возможность из набора независимых кур- сов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям; модули разработаны нами с учетом возраста, опы- та, уровня квалификации, квалификационных потребностей учителей.
Экономическая эффективность, которая снижает затраты как обучающе- гося, так и системы образования на осуществление обучения за счет максимально эффективного использования учебных площадей, времени и технических средств.
Новая роль преподавателя. Новые функции:

подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов в оболочку виртуальной образовательной среды;

проведение вводного организационного занятия, где разъясняется, как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом учителя будут знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

обучение в среде будущей профессиональной деятельности - обучение в среде обучения;

отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов кур- са;

проверка и контроль за выполнением заданий по самостоятельной рабо- те обучающихся;

участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарах web- квестах;

подведение итогов дискуссий, ответы на возникающие вопросы;

общение с учителями посредством форума, системы быстрых сообще- ний, программы Skype и т.д.;


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
56

анализ результатов выполнения заданий;

профессиональная педагогическая поддержка всех участников системы обучения и др.
Практическое использование инновационного потенциала виртуальной образовательной среды:

для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами; обратной связи между преподавателем и обучаемым; обмена управленческой информацией внутри системы обучения; вы- хода в международные информационные сети, для общения, осуществления про- фессиональной педагогической поддержки, контроля усвоения информации;

виртуальная образовательная среда становится, прежде всего, средой работы и инновационной педагогической деятельности: «Leaming by doing!» -
«Обучение на собственном опыте!» (принцип Дьюи, ХIХ в.); построение соб- ственного опыта в ходе реальной практической деятельности;

помещение преподавателя в ситуацию достижения, поскольку ему предоставляется возможность применить умение, изученное ноу-хау, и опера- тивно оценить результаты собственной деятельности и ощутить преимущества подготовки с использованием современных средств и технологий.
Интерактивность:

адаптация к новой форме обучения и понимание процессов использова- ния инновационного потенциала виртуальной образовательной среды в профес- сии в процессе постоянного общения обучающихся с преподавателями, тьютора- ми, администраторами;

опора на обмен информацией, который осуществляется между обучаю- щимся и системой в целом;

реализация системы мультинаправленного взаимодействия.
Продуктивность и эффективность
Определяется самостоятельным и сознательным выбором учителем учебно- го курса, руководствуясь собственной оценкой своей профессиональной компе- тентности, а также ориентируясь на реальную потребность в конкретных профес- сиональных знаниях, умениях и навыках, которые будет применять в педагогиче- ской практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возраста- ет по сравнению с другими формами обучения.
Индивидуализация
Поскольку для преподавателей, обладающих большим или незначительным опытом педагогической деятельности, имеющих или нет навыков работы в вирту- альной образовательной среде, разработаны разные модели обучения, то все обу- чение оказывается сориентировано на учет уровня базовой подготовки и потреб- ностей обучающихся. Такой подход также позволяет обучающимся совмещать


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
57 обучение с основной профессиональной деятельностью.
Мотивированность
Так как при педагогическом взаимодействии в виртуальной образователь- ной среде обучающийся может быть физически изолирован от учебного заведения и находится вне визуального контроля преподавателей, необходимо, чтобы слу- шатель был исключительно мотивирован, обладал самодисциплиной, трудолюби- ем, умением и желанием работать самостоятельно.
Поскольку обучающиеся – преподавателя, ощущающие потребность в по- вышении профессиональной компетенции, их собственной мотивации и желания освоить инновационный потенциал виртуальной образовательной среды доста- точно для обеспечения эффективности обучения. Поскольку виртуальная образо- вательная среда насыщена информацией, она представляет своего рода педагоги- ческий потенциал, посредством использования которого тьютор создает и под- держивает надежду, сначала пытаясь предполагать, устремления того, кто изуча- ет, затем «подбрасывая» ему информацию, за счет которой его мотивация находит пищу, усиливается и стимулируется.
Активность обучающегося
Условия обучения в виртуальной образовательной среде благоприятствуют активному и динамичному, умственному и эмоциональному участию обучаемого в педагогическом процессе, задействуя насколько возможно все чувства, прово- цируя реакции, опрашивая, спрашивая, предлагая выбор, заставляя анализировать, обобщать, отмечать, наблюдать и т.д., генерируя активное участие в обучении по- средством осуществления разнообразной и хорошо отобранной деятельностью.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

3.4
Направления интеграции виртуальной и образовательной сред
Возможные направления интеграции виртуальной и образовательной среды представлены на рисунке 3.5. Они охватывают все основные составляющие обра- зовательного процесса вуза.
Одним из главных подходов к развитию виртуальной образовательной сре- ды вуза может выступать децентрализация управления ею, а также превращение студентов и преподавателей из пассивных объектов ее воздействия в активно из- меняющие и создающие ее субъекты, что будет способствовать более успешному протеканию самоорганизационных процессов и развитию самой среды. Можно привести следующую аналогию из области компьютерной техники. Существую- щие традиционные, так называемые «нэймановские» компьютеры, которые обла- дают одним мощным центральным процессором, управляющим всеми вычисли- тельными процессами, в настоящее времени значительно исчерпали свои техни- ческие возможности. Как более перспективные в настоящее время рассматрива-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
58 ются многопроцессорные комплексы, в которых множество малых процессоров, работая параллельно, гораздо более эффективно перерабатывают информацию, работая по алгоритмам в какой-то мере напоминающим функционирование живо- го мозга, состоящего из множества взаимодействующих нейронов.
Рисунок 3.5 – Направления интеграции образовательной и виртуальной сред
Важным условием эффективного функционирования виртуальной среды яв- ляется превращение ее в открытую самоорганизующуюся систему, в том числе за счет взаимодействия с рынком труда, предоставления студентам возможности управлять процессом обучения, принимая участие в его планировании и оценке качества, осуществлять самоконтроль и самооценку. Функционирование такой открытой самоорганизующейся виртуальной образовательной среды вуза может стать основой академической и научной мобильности всех участников образова-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
59 тельного процесса, а также средством усиления субъектной позиции студентов в обучении.
Особого обоснования требует проблема педагогически целесообразного ис- пользования в учебном процессе электронных средств виртуальной образователь- ной среды. На основе полученного опыта получена следующая закономерность: эффективность использования и разработки электронных средств и электронного контента определяется установлением в образовательном процессе действенной обратной связи и активизацией учебной коммуникации, а также включением сту- дентов в учебно-профессиональные ситуации (научно-исследовательские пробле- мы), моделирующие их будущую профессиональную деятельность. Это означает, что важнейшим критерием педагогически целесообразного применения электрон- ных средств и контента виртуальной образовательной среды выступает обеспече- ние субъектной позиции студента в образовательном процессе. Только в этом случае среда будет являться средством личностно-профессионального развития и саморазвития будущего специалиста.
Важным условием качественного функционирования виртуальной образо- вательной среды является учет в ней требований компетентностного подхода. Как известно, реализация компетентностного подхода направлена на обеспечение практико-ориентированного, прикладного характера учебного процесса, усиление взаимосвязи вуза со сферой труда. В рамках компетентностного подхода лич- ностно-профессиональное развитие будущих специалистов раскрывается через процесс формирования у них академических, социально-личностных и професси- ональных компетенций, которые способствуют продуктивности решения разно- образных социально-профессиональных задач.
Реализация требований компетентностного подхода в среде позволяет ак- тивизировать (создать) ресурсы виртуальной образовательной среды с учетом требований нового социально-государственного заказа на подготовку кадров и приблизить образовательный процесс вуза к требованиям работодателей. Инте- грация передового и компетентностного подходов определяет взаимозависи- мость между, с одной стороны, условиями функционирования виртуальной об- разовательной среды университета, содержанием и учебно-методическим обес- печением ее основных составляющих и, с другой, – формированием у будущих специалистов соответствующих компетентностей, совокупность которых и вы- ступает современным критерием качества высшего образования. Таким обра- зом, формирование и развитие виртуальной образовательной среды являются важной стратегической задачей современного вуза, решение которой позволит более эффективно адаптировать профессиональную подготовку к запросам об- щества, государства, рынка труда. Такая среда для каждого вуза призвана слу- жить фундаментом модернизации и организации современного образовательно-