Файл: Краткое содержание выполненных работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Взгляните, какие изображения мы совместно отобрали. Давайте еще раз вместе назовем их. (Называем). Какой звук вы слышите в начале этих слов? (Звук С)

- Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить звук С.

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а кто нам помогает произносить разные звуки? (Губы, зубы; голос – живет в горлышке).

- Что мы должны с вами делать, чтобы наш язычок стал сильным? (Выполнять артикуляционные упражнения). Поставим перед собой зеркала и начнем делать упражнения.

Вначале мы откроем «окошко». Широко откроем рот, удержим его в такой позе, все зубки мы должны видеть в окошке. Логопед считает медленно до 5.

«Заборчик» – поставили зубки на зубки. Широко улыбнулись, держим заборчик. Показали свои заборчики друг другу.

«Часики» – улыбнулись, открыли рот, кончик языка, как стрелка часов, переводим стрелку из одного уголка рта в другой.

«Иголочка» – откроем рот, высунем тоненький, как иголочка, язычок.

«Покусали кончик язычка» –

Откроем рот, «почистим нижние зубки» –

А теперь «приклеим язычок за нижними зубками» - открываем и закрываем рот, а язычок не убегает, он приклеился.

Уточнение артикуляции и характеристик звука С.

- Молодцы, ребята. А теперь посмотрим на себя в зеркало и произнесем вместе «С-с-с». Теперь одна Лиза, Аня, Андрей произнесут «С-с-с».

- Как работает наш язычок, когда мы произносим «С-с-с»? (Язычок упирается в нижние зубки). Правильно.

- В каком положении наши зубы? (Заборчиком)

- Что делают губы? (Губы растягиваются, улыбаются) .

- Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте вспомним, звук С – гласный или согласный? (Это согласный звук). Почему? (Он не пропевается). Звук С – звонкий или глухой? Почему? (Прикладываем руку на горлышко. Кто живет в горлышке? Голос. Скажем С-С-С. Горлышко дрожит? Нет. Значит, звук С-с-с глухой.) Твердый или мягкий? Живет в синем замке, обозначаем синим кружком. (показ)

Выделение звука С из слогов, слов.

- Ребята, вы уже знаете, что все звуки любят играть в прятки. Где они от нас зачастую прячутся? (Они от нас прячутся в слогах и в словах). Верно. Вот и звук С очень любит прятаться. А мы давайте его разыщем? Сейчас я буду произносить слоги и слова, а вы, если в слове услышите звук С, поднимайте синий кружок. Если нет – то кружок поднимать не надо.


Ам, ош, ос, та, зы, су, ус, ыш, ес; дом, нос, сок, рот, тапки, сын, майка, маска, сахар, пирог, кашка, ковер, каска, шутки, сутки, одеяло, сундук, олени, мальчик, кресло, помидор, капуста, морковь, сапоги, подснежник

- Молодцы, ребята, все вы отлично справились с заданием.

Игра «Путешествие». Добавить картинки без С.

А теперь, ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Надо подумать, какие вещи необходимо нам взять с собой. Но в их названиях должен быть звук С. Выставляются изображения, проводится отбор, проговариваются названия. Стул, скамейка, свинья, носорог, лиса, кактус, ананас.

А в путешествие, ребята, мы отправимся на поезде. Назовите картинки. В названиях картинок звук С произносится в начале, в середине, в конце слова. Мы будем рассаживать наши изображения в три вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук С произносится в начале слова. Во втором вагоне поедут слова, в которых звук С в середине слова. В третьем – слова, в которых звук С в конце слова, последний.

- Давайте отберем картинки, в названиях которых звук С в начале слова и положите их в первый вагон.

- Отберите картинки, в названиях которых звук С в конце слова и положите их в третий вагон.

- Во всех остальных картинках, ребята, звук стоит в середине слова, мы их положим в средний вагон.

- Все поезд отправляется. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем

Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова.

Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Да как слетит!

Один из детей исполняет роль совы. После последних слов «сова» летит и ловит кого-то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».

Игра «Найди нужное слово».

- Давайте назовем новые картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки. Выставляются на доску.

Я вам сейчас прочитаю предложения, в которых слова поменялись местами. Надо предложения исправить, а придут на помощь вам картинки, которые мы назвали. Дети заменяют слова в предложениях, применяя опорные картинки, выставленные на доске:

Грибы растут в огороде (лесу).



Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы) .

«Ладошки»

И вот, ребята, наши картинки уже возвратились из путешествия. Их надо поселить в домики. Домики выставлены на доске. Эти дома одинаковые или разные? (Разные). Почему они разные, какая между ними разница? (В домах один, два, три этажа). Ребята, давайте вспомним, на что делятся слова. (На слоги). Слог – это маленькая часть слова. Вы уже учились делить слова на слоги. Что нам помогает в этом? (Рука). Давайте вспомним, как вы делите слова на слоги. Поставим руку и все вместе произнесем: … (несколько слов вместе и по одному)

Самостоятельная работа. А теперь я каждому раздам дома и картинку, и вы самостоятельно попробуете ее расселить в нужный в дом. Если в картинке один слог, мы ее поселим в одноэтажный дома, если два… и т д.

Итог занятия.

Что мы с вами сегодня делали? Какой звук мы сегодня вспоминали?

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).
Самоанализ проведенного занятия
Занятие проводилось с детьми старшей группы. Темой занятия было «Закрепление произношения звука С». Цель и задачи были поставлены следующие: закрепление и правильное произношения звука [С]; закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; развитие фонематического анализа: выделение первого согласного из слова, деление слов на слоги; развитие фонематических представлений; развитие мышления.

В занятии использовалось следующее оборудование: зеркала, синие кружочки, звуковые замки, предметные картинки на заданный звук, макеты вагонов. По времени занятие длилось 25 минут. Задачу развития артикуляционного аппарата мы решали с помощью артикуляционной гимнастики. В таких упражнениях как «Путешествие», «Ладошки» мы решали такие задачи как развитие фонематического анализа и развитие фонематических представлений. В упражнении «Найди нужное слово» решалась задача развития мышления.

В процессе занятия дети активно работали, отвечали на вопросы. Занятие проходило в игровой форме. Дети путешествовали по осеннему лесу, тем самым поддерживался интерес к занятию. Задаваемые вопросы также способствовали поддержке интереса. За верные ответы следовала похвала, что стимулировало детей к дальнейшей деятельности.


На протяжении всего занятия соблюдался режим нагрузки. Для поддержки работоспособности и предупреждения утомляемости были предусмотрены смены деятельности. На занятиях учитывались индивидуальные особенности детей. В конце занятия подводились итоги. В процессе занятия были реализованы все задачи, цель была достигнута.

Приложение № 3
Конспект индивидуального занятия №2

Тема: Автоматизация звука [Ш], постановка звука [Ж]

Задачи:

Автоматизация звука Ш в словах и предложениях;

Постановка звука [Ж]

Развитие речевого дыхания;

развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие зрительной памяти и внимания.

Стимульный материал: карточки с артикуляционной гимнастикой; Картинка со змейкой; альбом для развития речевого дыхания «Послушный ветерок»; «Чудесный мешочек» (лошадь, машина, жук, мышка, жаба)

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Бегемотик», «Месим тесто», «Парус», «Вкусное варенье», «Чашка», «Лошадка», «Грибок»

«Послушный ветерок»

Необходимо дуть на предметы, которые находятся на страничке (одуванчик, мяч, птенчик, стрекоза, шмель, карлсон, воздушный шар, колобок, бабочка, цветок), не надувая щеки

«Ловишки»

Мы сейчас поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш:

Саша, ваза, сом, каша, шишка, лес, мишка, сом, ком, лошадка

Молодец! Тебя не проведешь.

Мы с тобой сейчас поиграем в одну игру. Я буду называть животное или птицу, а ты назови детеныша, например:

-Я говорю: КУКУШКА, ты говоришь: КУКУШОНОК

Я говорю лягушка, а ты…

Толя: лягушонок

Молодец!

Мышка

Толя: мышонок

«Измени предложение»

Послушай внимательно предложение, тебе нужно будет его изменить. Например:

Я шью шубу

Ты….

Мы…(вы, он, она, они)

Толя: Я шью шубу. Я еду на машине

Мы шьем шубу. Мы едем на машине к Маше.

Ты шьешь шубу. Ты едешь на машине к Маше.

Вы шьете шубу. Вы едете на машине к Маше.


Он шьет шубу. Он едет а машине к Маше.

Она шьет шубу. Она едет на машине к Маше.

Они шьют шубу. Они едут на машине к Маше.

Хорошо, молодец!

«Кто как поет?»: У змейки был знакомый жук. Он любил петь так: Ж-Ж-Ж. Его песенка немного похожа на песенку змеи, только змея поет тихо: Ш-Ш-Ш, а жук поет звонко: Ж-Ж-Ж. Попробуй спеть, как жук. Лети по дорожкам и жужжи: Ж-Ж-Ж.

Не только жук умеет так петь, но и пчела, и шмель. Как жужжит пчела? А как шмель? Чем различаются шмель и пчела? А чем они похожи?

«Песенки жуков»

Жуки разучили сложные песенки. Повтори за мной:

ЖА-ЖА; ЖА-ЖА-ЖА

ЖО-ЖО-; ЖО-ЖО-ЖО

ЖУ-ЖУ; ЖУ-ЖУ-ЖУ

ЖИ-ЖИ; ЖИ-ЖИ-ЖИ (2повторить 2 раза)

«Скажи пять раз»

Посмотри, некоторые картинки отмечены ладошкой. Названия этих картинок нужно повторить пять раз.

Жаба, живот, жираф, пижама, жилетка, желудь

«Чудесный мешочек»

В нашем чудесном мешочке лежат игрушки. Доставай по одной и называй.

Лошадь, машина, жук, мышка, жаба.

Ты закрой глаза, а я спрячу одну игрушку. Ты должна угадать, что я спрятала.
Самоанализ
Занятие проводилось в индивидуальной форме, в специально оборудованном для занятий кабинете. Тема занятия: автоматизация звука Ш и постановка звука Ж. Были поставлены следующие цели и задачи: автоматизация звука Ш в слогах и словах и предложениях и постановка звука Ж; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха; развитие зрительной памяти и внимания. Для проведения занятия было подготовлен следующий стимульный материал: карточки с артикуляционной гимнастикой; картинка со змейкой; альбом для развития речевого дыхания «Послушный ветерок»; картинки: пять конфет, пять шалей; «Чудесный мешочек» (лошадь, машина, жук, мышка, жаба).

По времени занятие длилось 20 минут. На протяжении всего занятия решалась задача закрепить и автоматизировать звук Ш в слогах и словах и предложениях. Для этого мы использовали и артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарата. Также для этой цели мы выполняли упражнения на развития правильного речевого дыхания такие как «Фокус» и работали с альбомом «Послушный ветерок». Задачу развития фонематического слуха мы решали в упражнении «Ловишки». В процессе занятия Толя активно работал. Доброжелательный тон, похвала способствовали мотивации ребенка и стимулировали к дальнейшей деятельности. В процессе занятия были реализованы все задачи, цель была достигнута.