ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение № 4
Конспект индивидуального занятия №3
Тема: Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]
Задачи:
Дифференцировать звуки Ж и Ш;
Развитие речевого дыхания;
развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
Развитие памяти и внимания.
Стимульный материал: карточки с артикуляционной гимнастикой; Картинка со змейкой; альбом для развития речевого дыхания «Послушный ветерок»; «Чудесный мешочек» (лошадь, машина, жук, мышка, жаба)
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика:
«Бегемотик», «Месим тесто», «Парус», «Вкусное варенье», «Чашка», «Лошадка», «Грибок»
«Послушный ветерок»
Необходимо дуть на предметы, которые находятся на страничке (одуванчик,мяч, птенчик, стрекоза, шмель, карлсон, воздушный шар, колобок, бабочка, цветок), не надувая щеки
«Кто поёт?»
Ты помнишь, как любила петь змея? Правильно: Ш-Ш-Ш. А какая любимая песня у жука? Ж-Ж-Ж. Я буду произносить разные слоги, а ты угадай, кто поёт: жук или змея.
ША, ШО, ЖА, ШУ, ЖО, ЖУ, ШИ, ЖИ.
ШТА, ЖДА, ЖДО, ШТО, ШТУ, ЖДУ, ШТЫ, ЖДЫ.
«Наведи порядок»
Помоги змее и жуку разобрать свои вещи. Помни, что жуку принадлежат предметы, в названиях которых есть звук [Ж], а змее — со звуком [Ш].
«Наоборот»
Я буду произносить слог со звуком [Ш], а ты — со звуком [Ж] (и наоборот).
ША - ... (ЖА); ШО - ... (ЖО); ЖА - ... (ША);
«Песенки»
Змея и жук решили дружно петь песни. Повтори их песенки.
ШУ - ... (ЖУ); ШИ - ... (ЖИ). ЖУ - ... (ШУ).
ЖА-ЖА-ША. ШО-ЖО-ШО.
ША-ЖА-ЖА. ЖУ-ШУ-ЖУ.
«Превращения»
Какое слово получится, если заменить звук [Ш] на звук [Ж]?
Шар — жар, уши — ..., шест — ...,
шаль — жаль, Лёша—..., шить—...,
шили - ..., машет - ..., Луша - ....
Выучи стихи и скороговорки.
На крыше у Шуры Жил журавль.
Умеешь шить — легко жить., когда умеешь шить.
Хорош пирожок, внутри творожок.
Петушок, петушок, покажи свой кожушок! Кожушо горит огнем. Сколько перышек на нем?
Эту шаль мне не жаль. Мне не жаль эту шаль.
«Закончи предложение»
Я иду, а ты…
Я пою, а ты…
Я шагаю, а ты…
Я зову, а ты…
Я плыву, а ты…
Я копаю, а ты…
Я бегу, а ты…
«Чудесный мешочек»
Посмотри, я приготовила несколько игрушек. Назови их.
Жук и шишка. Я сейчас спрячу в мешочек один предмет, а ты на ощупь отгадай, что это за предмет.
Самоанализ
Занятие проводилось в индивидуальной форме, в специально оборудованном для занятий кабинете. Тема занятия: Дифференциация звуков Ш и Ж. Были поставлены следующие цели и задачи: дифференцировать Звуки Ш и Ж; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха; памяти и внимания. Для проведения занятия было подготовлен следующий стимульный материал: карточки с артикуляционной гимнастикой; картинка со змейкой; альбом для развития речевого дыхания «Послушный ветерок»; картинки: пять конфет, пять шалей; «Чудесный мешочек» (лошадь, машина, жук, мышка, жаба).
По времени занятие длилось 20 минут. На протяжении всего занятия решалась задача Дифференцировать звуки Ш и Ж. Эту задачу мы решали в таких упражнениях как «Кто поет», «Наведи порядок», «Наоборот», «Песенки», «Превращения». Задачу развития фонематического слуха мы решали в упражнении «Ловишки». В процессе занятия Толя активно работал, с удовольствием выполнял все задания, так как при подборе учитывались психологические и возрастные особенности ребенка. Речь моя была выразительна, эмоциональна. Доброжелательный тон, похвала способствовали мотивации ребенка и стимулировали к дальнейшей деятельности. Между частями занятия прослеживалась логическая связь. На занятии были использованы наглядные, словесные и практические методы: была проведена динамическая пауза. В процессе занятия были реализованы все задачи, цель была достигнута. Его результатом я осталась довольна.
Приложение 5
Конспект фронтального занятия № 2
Тема: Семья
Цель: закреплять и обогащать знания о семье.
Задачи:
Образовательные:
-
систематизировать знания детей о членах семьи; -
закреплять знания о родственных отношениях через игру «Путаница».
Коррекционно-развивающие:
-
продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные через игровую ситуацию; -
учить правильно употреблять предлоги В и ИЗ в предложениях через игровую ситуацию.
Воспитательные:
-
воспитывать усидчивость на занятиях, используя занимательный материал; -
воспитывать чувство взаимопомощи через создание проблемной ситуации.
Оборудование: бэйджи по количеству детей, игрушка кот Кузя; Баба Яга, магниты, колпаки «Спасатель» по количеству детей; кораблики по количеству детей; картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата; мяч (2); картинки для игры «Чей, чья, чьё, чьи»; коробка; корзинка; конфеты; конверт с письмом; листы бумаги и фломастеры по количеству детей.
Ход занятия
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Кто это, ребята? Правильно, это кот. Его зовут Кузя. И у него случилась беда. Дело в том, что семью, в которой он жил, заколдовали. Для того, чтобы узнать, кто заколдовал хозяев Кузи, надо отгадать загадку. Эта старушка не любит детей Часто пугают ей малышей. У бабушки есть костяная нога, Зовут же старуху... Правильно, Баба Яга. Эта бедная семья, которую заколдовала Баба Яга, не помнят, кто они, не помнят, где чьи вещи, постоянно все путают. А помочь им сможете только вы. Баба Яга сказала, что вы сможете расколдовать хозяев Кузи, если выполните все-все-все её задания. Готовы помогать? Тогда добро пожаловать в команду спасателей Кузи! Для каждого из вас у него есть волшебный колпак. Надев их на себя, вы сможете справиться с любыми заданиями! | Кот Баба Яга Вывешивается плакат с изображением Бабы Яги Готовы! Дети надевают колпаки |
2. Основная часть Ребята, надо предупредить семью Кузи, что мы скоро их расколдуем. Давайте пошлем с посланием наши быстрые кораблики. Дыхательная гимнастика «Кораблики». Но кораблики не поплывут без ветра. Давайте тихонечко подуем, чтобы наши корабли уплыли. Сильно дуть нельзя, потому что кораблик перевернется и утонет! Артикуляционная гимнастика Ребята, задание у нас очень сложное, поэтому нам надо как следует к нему подготовиться. Давайте потренируем наш язычок. Кузя кушал сметану и вымазался. Давайте покажем Кузе, как надо слизывать сметану. («Вкусная сметана»). А теперь вместе с Кузей покатаем клубочек («Клубочек»). Покажите Кузе, что вы еще умеете делать («Часики», «Лошадка») Молодцы. Ребята, а что такое «Семья»? Правильно. Семья – это самые близкие и родные для человека люди. А у вас есть семья? А кто живет в твоей семье? Вот и у Кузи, в семье, в которой он живет, есть и мама, и папа, и бабушка, и дедушка, и брат с сестрой. Только вот беда, они все перепутали, забыли, кем и кому приходятся. А злая Баба Яга решила и вас запутать. Давайте попробуем разобраться! Игра «Путаница?» Баба Яга говорит, что девочка для мамы – это сын. Баба Яга уверена, что мальчик для папы – это брат. А разве мальчик для девочки - папа? Баба Яга говорит, что девочка для дедушки – мама. Наша злодейка уверена, что мальчик для бабушки сын. Это правда? Молодцы! Посмотрите, мы расколдовали кого-то. Кто это, ребята? Ребята, вы любите своих родных? Вот и Кузя любит своих хозяев. Давайте поможем ему ласково их всех назвать. Игра «Назови ласково» (с мячом) Мама - … Папа - … Брат - … Сестра - … Дед - … Баба - … Умнички, ребята. Посмотрите, еще кого-то расколдовали! Кто это? Давайте не будем останавливаться!!! Только перед тем, как идти дальше, мы немного отдохнем! Повторяйте за мной и Кузей. Физминутка «Семья» Раз, два, три, четыре, Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Вот и вся моя семья. Садитесь, ребята. Продолжаем нашу спасательную операцию!!! Мы помогли всем членам семьи вспомнить, кто они такие. Это хорошо. Вот бы нам еще помочь определить, где чьи вещи. Попробуем? Игра «Чей, чья, чьё, чьи» Бабушка носит пальто. Пальто чьё? Папа ест яблоко. Яблоко чьё? У мамы есть кастрюля. Кастрюля чья? У Пети есть полка. Палка чья? Дедушка носит носки. Носки чьи? Мама спит на кровати. Кровать чья? Таня носит куртку. Куртка чья? Папа купил щенка. Щенок чей? Дедушка ездит на машине. Машина чья? Молодцы! Сложное было задание? Выполнив такое сложное задание, мы расколдовали сразу двух членов этой семьи. Кто это? А теперь время последнего задания от злой Бабы Яги. Игра «Что куда» Дедушка положил мяч в коробку. Куда дедушка положил мяч? Где лежит мяч? Дедушка вынул мяч из коробки. Откуда дедушка вынул мяч? Бабушка положила конфеты в корзину. Куда бабушка положила конфеты? Где лежат конфеты? Бабушка вынула конфеты из корзинки. Откуда бабушка вынула конфеты? Брат положил письмо в конверт. Куда брат положил письмо? Где лежит письмо? Брат достал письмо из конверта. Откуда брат достал письмо? Молодцы ребята. Посмотрите, кого мы теперь расколдовали. Вы справились со всеми заданиями и расколдовали эту дружную семью. Давайте вспомним, кого мы сегодня выручали из беды. Игра «Скажи красиво» Кот это? Что он(она) делает? Подождите, дети. Баба Яга что-то хочет сказать Кузе. Что она тебе сказала, Кузя? Ах, вот оно что! Ребята, Бабе Яге очень стыдно за всё, что она сделала плохого. И она обещает, что больше так не будет. Простим её? И Кузя очень рад, что снова вернется к своим хозяевам. Правда, Кузя? Так как бабушка, дедушка, мама, папа, брат и сестра все вспомнили и ничего больше не путают, давайте представим, что наши пальчики – это большая дружная семья. Пусть все члены семьи поздороваются. Пальчиковая гимнастика «Семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Это вся моя семья. Игра «Семья-ладошка» Сейчас каждому из вас мы с Кузей раздадим листики. Видите, Кузя уже оставил на них отпечатки своих лапок. Вот и вы обрисуйте свою ладошку, а каждому пальчику нарисуйте лицо. Ведь каждый пальчик на вашей ручке обозначает какого-либо члена вашей семьи. | Давайте! Выполняют упражнение Выполняют упражнения Ответы детей Да, есть Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Нет. Девочка для мамы дочка Нет, сын Нет, брат Нет, внучка Нет, внук Это бабушка. Да! Мамочка Папочка Братик (братишка) Сестренка Дедушка Бабушка Это дедушка Хлопают в ладоши Повороты с пожиманиями плечами Топают на месте Считаю пальчиком Наклоны туловища влево-вправо Хлопают в ладоши Да! Бабушкино Папино Мамина Петина Дедушкины Мамина Танина Папин Дедушкина Да, сложное. Это брат и сестра. В коробку Мяч лежит в коробке Из коробки В корзину Конфеты лежат в корзине Из корзины В конверт Письмо лежит в конверте Из конверта Это мама и папа Дети называют изображенного на картинке члена семьи и говорят, что он(она) делает. Кузя разговаривает с Бабой Ягой Простим. Большие пальцы Указательные Средние Безымянные Мизинцы Хлопают в ладоши Рисуют |
3. Подведение итогов занятия Вы все большие молодцы. Кузя очень вам благодарен, что вы ему помогли. Теперь он снова вернется в свою большую дружную семью. Ребята, вам понравилось наше занятие? Дети, попрощайтесь с Кузей. | Да Пока, Кузя. |
Самоанализ занятия
Составленный ход проведения занятия вполне целесообразен, так как каждая часть способствовала решению конкретных корекционно-логопедических задач, и подразумевал выбор соответствующих приемов и методов.
Водная часть способствовала организации детей: концентрация внимания на будущую работу, стимулирование заинтересованности к ней, создавался положительный настрой, давалась установка на будущую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью использования сказочного героя- Бабы Яги.
Для стимулирования в участие занятия, на каждое задание был подобран наглядный материал, мультимедийная наглядность, которые содействовали к вырабатыванию мыслительной деятельности воспитанников.
Основная часть – дыхательная и артикуляционная гимнастика способствовали развитию правильного речевого выдоха и артикуляционного аппарата.
В основной части с помощью сказочного героя Кузи были выполнены задания на закрепление изученного раннее и активизацию словарного запаса, систематизацию имеющихся знаний детей в ходе самостоятельного выполнения.
В середине занятия для снятия усталости, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физминутка, которая тоже была согласована с основной темой занятия «Семья».
Занятие было построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуальный подход проявлялся в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и дошкольниками были доброжелательными. Я старалась проводить занятие так, чтобы ребенок чувствовал поддержку с моей стороны.
В заключительной части подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Длительность занятия составила 25 минут. Темп занятия был динамичный, который включал пять приемов, предусматривающие смену разных видов деятельности. Беседа, словесные игры, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность – сидя на стульчиках. Быстрая сменяемость разнообразных заданий на протяжении всего занятия позволили избежать утомляемости детей. Обращала внимание на осанку детей.