Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.1.Русские сказки Забайкалья .Жанровые разновидности забайкальских сказок. Региональное своеобразие забайкальских русских народных сказок.
Тема 2.2.Бурятские и эвенкийские сказки .Своеобразие национальных сказок коренных народов Забайкалья и их древние истоки.
Раздел III. Мифологические рассказы русского населения Забайкалья
Тема 3.1.Жанры мифологических рассказов. Мифологический рассказ - жанр несказочной прозы. Его основные черты.
Тема 3.2.Изображение реального мира и демонологических персонажей в мифологических рассказах Забайкалья. Реалистическое изображение героев. Правдивое воссоздание жизни и быта русского старожилого населения Забайкалья. Изображение демонологических персонажей. Духи природы.
Тема 3.3. Мифологические рассказы и современность.
Раздел IV. Героический эпос
Тема 4.1.Героический эпос бурят. Особенности бурятского жанра улигер, традиции исполнения жанра – искусство улигершинов. Общая характеристика «Гэсэр Абай» как выдающегося явления фольклорного наследия Центральной Азии, отражение в тексте мифологического сознания древних бурят.
Тема 4.2.Героический эпос эвенков. Отражение в жанре улгура своеобразия быта, хозяйствования и культуры древних эвенков. Общая характеристика содержания сказания «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде».
Раздел V. Исторические песни. Историко-песенный репертуар забайкальцев. Общая характеристика и тематика исторических песен забайкальцев. Отражение истории, быта забайкальских казаков в народных исторических песнях.
Раздел VI. Обрядовая поэзия. Национальный характер и локальная специфика обрядовой поэзии русских старожилов края. Календарные обряды и поэзия. Свадебные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда. Образцы свадебных песен как элементы обрядовой игры, их символический смысл и эстетическая ценность.
Раздел VII. Лирические песни. Складывание лирического репертуара забайкальцев. Популярность казачьих песен в Забайкалье. Традиционность тематики песен забайкальских казаков о военной службе.
Раздел VIII. Легенды и предания
Тема 8.1. Легенды.
Легенда как архаический жанр традиционного фольклора. Установка на достоверность. Правдивость повествования. Содержательное своеобразие легенд Забайкалья.
Тема 8.2. Предания.Предание как жанр, его отличие от легенды. Содержательное своеобразие преданий Забайкалья.
6 класс
Раздел I. Зарождение Забайкальской литературы (3 часа).
Тема 1. Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Историческая справка о протопопе Аввакуме и его пребывании в Забайкалье. «Житие…» – памятник древнерусской литературы, первое художественное произведение о нашем крае, предтеча литературного движения в Восточной Сибири. Аввакум – первооткрыватель сибирской темы в русской литературе. Образ протопопа в повести Г. Граубина «Серебряный капкан» и в стихотворении М. Вишнякова «Аввакум».
Тема 2. Из литературы Х1Х в. Ф.И. Бальдауф – первый поэт Забайкалья. Культурная, общественно-полезная и литературная деятельность декабристов в Забайкалье.
Раздел II. Забайкальская литература XX-XXI веков (14 часов).
Тема 1. «А у нас в Забайкалье - сопки малиновые…» (природа Забайкальского края в поэзии и прозе М. Вишнякова, В. Вьюнова, Г. Граубина, О. Димова, Б. Макарова, Е. Куренного и др.).
Тема 2. Судьба страны в истории Забайкалья и забайкальцев (отражение исторических событий и выдающихся личностей в литературе:Н. Ященко, С.Зарубин, Ю.Курц, О. Петров, Н. Кузаков и др.).
Тема 3. «Земля за Байкалом – наш дом и семья» (многонациональное Забайкалье в литературе края: А. Жамбалон, Б.Гармажапов, Д-Х. Цынгуева, В. Балдоржиев, Г.С. Гантимуров, Н.В. Сахаров, Н.Д. Кузаков и др.).
Тема 4. Писатели Забайкалья – детям (Г. Граубин, А. Озорнина, Н. Ярославцев, В.Никонов, В. Лавринайтис, Н. Очиров, В.Трухина и др.).
Содержание модуля «Художественная культура Забайкалья»
9 класс
Тема 1. Музыкальное творчество.
Песенная культура семейских. История семейских Забайкалья. Старорусский костюм семейских. Крюковое пение. Особенности семейского распева. Межрегиональный фестиваль культуры «Семейскаякруговая».
Бурятское народное музыкальное творчество Музыкально-поэтический эпос улигер. Особенности бурятских песен. Ёхорный напев. Бурятские музыкальные инструменты.
Забайкалье – малая Родина знаменитых музыкантов О.Лундстрем – композитор и исполнитель джазовой музыки. Н.Будашкин – композитор и исполнитель инструментальной народной музыки. Международный конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.П. Будашкина.
Фестиваль «Цветущий багульник».
Забайкальские композиторы Ю.В. Смородников, В.Н. Волков, Л.Г. Аверьянов, А.М. Васильковский, И.В. Именинник.
Творчество коллективов «Забайкальские узоры», «Забайкалье», «Забайкальские казаки», «Читинская слобода».
Тема 2. Литературное Забайкалье.
По страницам книг забайкальских писателей. В.И. Балябин. «Забайкальцы» - роман о жизни забайкальского казачества в годы революции и гражданской войны. Н.Д. Кузаков. «Ветка багула» / «Лунные колокола: легенды Забайкалья». О.А. Димов. «Сказ о Федоре, Дарье и Забайкалье, в котором они живут».
Поэтическое слово Забайкалья. Творчество Г.А. Головатого, М.Е. Вишнякова, Б.К. Макарова, В.А. Вьюнова.
Литературный праздник «Забайкальская осень».
Литературное творчество Аги.
Тема 3. Искусство театра и кино.
Чита театральная. Труппа Мирославского. Мариинский театр Читы. Народные театры. Забайкальский краевой драматический театр.
Забайкалье и забайкальцы в кинематографе. Фильм «Даурия» (история съемок). Фильм «Снайпер-2. Тунгус». С.Д. Номоконов – прототип героя фильма о войне.
Забайкальский Международный кинофестиваль.
Родом из Забайкалья: А.Я. Михайлов, Ю.М. и В.М. Соломины, Л.А. Боброва.
Тема 10. Праздники народов Забайкалья.
Православные праздники. Рождество Христово. Пасха.
Буддийские праздники. Сагаалган.
Эвенкийские праздники. Бакалдын.
Тематическое планирование
"
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 5 класса
Тема 2.2.Бурятские и эвенкийские сказки .Своеобразие национальных сказок коренных народов Забайкалья и их древние истоки.
Раздел III. Мифологические рассказы русского населения Забайкалья
Тема 3.1.Жанры мифологических рассказов. Мифологический рассказ - жанр несказочной прозы. Его основные черты.
Тема 3.2.Изображение реального мира и демонологических персонажей в мифологических рассказах Забайкалья. Реалистическое изображение героев. Правдивое воссоздание жизни и быта русского старожилого населения Забайкалья. Изображение демонологических персонажей. Духи природы.
Тема 3.3. Мифологические рассказы и современность.
Раздел IV. Героический эпос
Тема 4.1.Героический эпос бурят. Особенности бурятского жанра улигер, традиции исполнения жанра – искусство улигершинов. Общая характеристика «Гэсэр Абай» как выдающегося явления фольклорного наследия Центральной Азии, отражение в тексте мифологического сознания древних бурят.
Тема 4.2.Героический эпос эвенков. Отражение в жанре улгура своеобразия быта, хозяйствования и культуры древних эвенков. Общая характеристика содержания сказания «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде».
Раздел V. Исторические песни. Историко-песенный репертуар забайкальцев. Общая характеристика и тематика исторических песен забайкальцев. Отражение истории, быта забайкальских казаков в народных исторических песнях.
Раздел VI. Обрядовая поэзия. Национальный характер и локальная специфика обрядовой поэзии русских старожилов края. Календарные обряды и поэзия. Свадебные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда. Образцы свадебных песен как элементы обрядовой игры, их символический смысл и эстетическая ценность.
Раздел VII. Лирические песни. Складывание лирического репертуара забайкальцев. Популярность казачьих песен в Забайкалье. Традиционность тематики песен забайкальских казаков о военной службе.
Раздел VIII. Легенды и предания
Тема 8.1. Легенды.
Легенда как архаический жанр традиционного фольклора. Установка на достоверность. Правдивость повествования. Содержательное своеобразие легенд Забайкалья.
Тема 8.2. Предания.Предание как жанр, его отличие от легенды. Содержательное своеобразие преданий Забайкалья.
6 класс
Раздел I. Зарождение Забайкальской литературы (3 часа).
Тема 1. Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Историческая справка о протопопе Аввакуме и его пребывании в Забайкалье. «Житие…» – памятник древнерусской литературы, первое художественное произведение о нашем крае, предтеча литературного движения в Восточной Сибири. Аввакум – первооткрыватель сибирской темы в русской литературе. Образ протопопа в повести Г. Граубина «Серебряный капкан» и в стихотворении М. Вишнякова «Аввакум».
Тема 2. Из литературы Х1Х в. Ф.И. Бальдауф – первый поэт Забайкалья. Культурная, общественно-полезная и литературная деятельность декабристов в Забайкалье.
Раздел II. Забайкальская литература XX-XXI веков (14 часов).
Тема 1. «А у нас в Забайкалье - сопки малиновые…» (природа Забайкальского края в поэзии и прозе М. Вишнякова, В. Вьюнова, Г. Граубина, О. Димова, Б. Макарова, Е. Куренного и др.).
Тема 2. Судьба страны в истории Забайкалья и забайкальцев (отражение исторических событий и выдающихся личностей в литературе:Н. Ященко, С.Зарубин, Ю.Курц, О. Петров, Н. Кузаков и др.).
Тема 3. «Земля за Байкалом – наш дом и семья» (многонациональное Забайкалье в литературе края: А. Жамбалон, Б.Гармажапов, Д-Х. Цынгуева, В. Балдоржиев, Г.С. Гантимуров, Н.В. Сахаров, Н.Д. Кузаков и др.).
Тема 4. Писатели Забайкалья – детям (Г. Граубин, А. Озорнина, Н. Ярославцев, В.Никонов, В. Лавринайтис, Н. Очиров, В.Трухина и др.).
Содержание модуля «Художественная культура Забайкалья»
9 класс
Тема 1. Музыкальное творчество.
Песенная культура семейских. История семейских Забайкалья. Старорусский костюм семейских. Крюковое пение. Особенности семейского распева. Межрегиональный фестиваль культуры «Семейскаякруговая».
Бурятское народное музыкальное творчество Музыкально-поэтический эпос улигер. Особенности бурятских песен. Ёхорный напев. Бурятские музыкальные инструменты.
Забайкалье – малая Родина знаменитых музыкантов О.Лундстрем – композитор и исполнитель джазовой музыки. Н.Будашкин – композитор и исполнитель инструментальной народной музыки. Международный конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.П. Будашкина.
Фестиваль «Цветущий багульник».
Забайкальские композиторы Ю.В. Смородников, В.Н. Волков, Л.Г. Аверьянов, А.М. Васильковский, И.В. Именинник.
Творчество коллективов «Забайкальские узоры», «Забайкалье», «Забайкальские казаки», «Читинская слобода».
Тема 2. Литературное Забайкалье.
По страницам книг забайкальских писателей. В.И. Балябин. «Забайкальцы» - роман о жизни забайкальского казачества в годы революции и гражданской войны. Н.Д. Кузаков. «Ветка багула» / «Лунные колокола: легенды Забайкалья». О.А. Димов. «Сказ о Федоре, Дарье и Забайкалье, в котором они живут».
Поэтическое слово Забайкалья. Творчество Г.А. Головатого, М.Е. Вишнякова, Б.К. Макарова, В.А. Вьюнова.
Литературный праздник «Забайкальская осень».
Литературное творчество Аги.
Тема 3. Искусство театра и кино.
Чита театральная. Труппа Мирославского. Мариинский театр Читы. Народные театры. Забайкальский краевой драматический театр.
Забайкалье и забайкальцы в кинематографе. Фильм «Даурия» (история съемок). Фильм «Снайпер-2. Тунгус». С.Д. Номоконов – прототип героя фильма о войне.
Забайкальский Международный кинофестиваль.
Родом из Забайкалья: А.Я. Михайлов, Ю.М. и В.М. Соломины, Л.А. Боброва.
Тема 10. Праздники народов Забайкалья.
Православные праздники. Рождество Христово. Пасха.
Буддийские праздники. Сагаалган.
Эвенкийские праздники. Бакалдын.
Тематическое планирование
Класс | Наименование разделов программы. Основные темы раздела. | Всего часов | В том числе на: | Примерное кол-во самостоятельных (проверочных) работ, тестов | |||||||
теоретические | лабораторные и практические | контрольные | |||||||||
5 класс | Введение. | 1 | 1 | | | | |||||
Устное народное творчество (фольклор) | 11 | 11 | | | 1 | ||||||
Из русской литературы 18 века | 4 | 3 | 1 | | | ||||||
Из литературы 19 века. | 38 | 33 | 3 | 1 | | ||||||
Из русской литература 20 века. Литература Забайкалья | 28 17 | 25 17 | 2 | 1 | | ||||||
Из зарубежной литературы | 20 | 20 | | | 3 | ||||||
Повторение в конце года | 3 | 3 | | | 3 | ||||||
Итого: | 105 | 96 | 6 | 3 | 7 | ||||||
6 класс | Введение | 2 | 2 | | | | |||||
Устное народное творчество Литература Забайкалья | 3 1 | 3 1 | | | | ||||||
Из древнерусской литературы Литература Забайкалья | 2 2 | 2 2 | | | | ||||||
Из русской литературы 18 века Литература Забайкалья | 1 1 | 1 1 | | | | ||||||
Русская литература 19 века Литература Забайкалья | 53 9 | 45 9 | 5 | 3 | 3 | ||||||
Русская литература 20 века Литература Забайкалья | 28 4 | 27 4 | 1 | | 3 | ||||||
Зарубежная литература | 11 | 10 | | 1 | | ||||||
Повторение в конце учебного года | 5 | 5 | | | 2 | ||||||
Итого: | 105 | 95 | 6 | 4 | 8 | ||||||
7 класс | Введение | 1 | 1 | | | | |||||
Устное народное творчество | 4 | 4 | | | 1 | ||||||
Из древнерусской литературы | 4 | 3 | 1 | | | ||||||
Из литературы 19 века | 37 | 34 | | 3 | | ||||||
Из литературы 20 века | 16 | 14 | 1 | | | ||||||
Из зарубежной литературы | 3 | 3 | | | | ||||||
Повторение в конце года | 2 | 2 | | | 2 | ||||||
Итого: | 70 | 65 | 2 | 3 | 3 | ||||||
8 класс | Введение | 1 | 1 | | | | |||||
Устное народное творчество | 2 | 2 | | | 1 | ||||||
Из древнерусской литературы | 2 | 2 | | | 1 | ||||||
Из литературы 18 века | 3 | 2 | 1 | | 1 | ||||||
Из литературы 19 века | 36 | 30 | 3 | 3 | 8 | ||||||
Из литературы 20 века | 21 | 15 | 4 | 2 | 6 | ||||||
Из зарубежной литературы | 4 | 4 | | | 1 | ||||||
Итоговый урок | 1 | 1 | | | 1 | ||||||
Итого: | 70 | 57 | 8 | 5 | 19 | ||||||
9 класс | Введение Художественная культура Забайкалья | 1 1 | 1 1 | | | | |||||
Из древнерусской литературы Художественная культура Забайкалья | 3 3 | 3 3 | | | 1 | ||||||
Из русской литературы XVIII века Художественная культура Забайкалья | 10 8 | 9 8 | 1 | | 2 | ||||||
Из русской литературы XIX века Художественная культура Забайкалья | 54 5 | 46 5 | 6 | 2 | 9 | ||||||
Из русской литературы XX века | 27 | 25 | | 2 | 6 | ||||||
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков | 2 | 2 | | | 1 | ||||||
Из зарубежной литературы | 4 | 4 | | | 1 | ||||||
Итоговый урок | 1 | 1 | | | | ||||||
Итого: | 102 | 91 | 7 | 4 | 20 | ||||||
Итого в 5-9 классе: | 452 | 404 | 29 | 19 | 57 |
"
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 5 класса
№ урока | Тема урока | Единицы содержания | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | Корректировка | ||
план | факт | ||||||
Введение 1ч | |||||||
1 | Книга в жизни человека | Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним. | Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному), | | | | |
Устное народное творчество (11ч) | |||||||
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. | Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений | Актуализация сведений о фольклоре, полученных в начальной школе. Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Выявление роли фольклора в жизни наших предков. Чтение и обсуждение статьи «От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам» из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Сообщения об исполнителях фольклорных произведений. | | | | |
3 | Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки (с повторением изученного) | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск терминов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | | | | |
4 | Загадки. Пословицы. Поговорки. | Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. | | | | |
5 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок | Аналитическая беседа по статье учебника. Сопоставление литературных и живописных произведений, аргументированное выражение собственной позиции. Различение жанровых особенностей сказок, выявление характерных для народных сказок художественных приемов. Работа над выразительным чтением и пересказом сказки. | | | | |
6 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | Связьсказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность народных сказок | Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявление в сказках разных видов художественных образов. | | | | |
7 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | Образ невесты-волшебницы. Воплощениев образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актёрском исполнении. | Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Оценка актерского чтения отрывков из сказки. Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке. | | | | |
8 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древни- ми мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшеб- ной сказке. Вариативность на- родных сказок | Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя. | | | | |
9 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древни- ми мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность на- родных сказок | Сопоставление вариантов сказок. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. | | | | |
10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народное представление о справедливости всказках о животных. Сказка в актёрском исполнении | Восприятие и выразительное чтение сказки по ролям и пересказ ее от лица героя. Прослушивание фрагмента сказки в актерском исполнении и рецензирование исполнения. Сопоставление сказок о животных и волшебных сказок. Описание иллюстрации к сказке. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. | | | | |
11 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. Сказители. Собиратели сказок | Сопоставление бытовых и волшебных сказок. Анализ актерского исполнения сказки. Пересказ самостоятельно прочитанной бытовой сказки. | | | | |
12 | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» | Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос | Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? Самостоятельная работа. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет | | | | |
Из русской литературы 18 века (4ч) | |||||||
13 | Жанр басни в мировой литературе. | Жанр басни. Истоки басенного жанра :Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев | Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | | | | |
14 | А.П.Сумароков «Кукушка». | Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством | Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. | | | | |
15 | И.И. Дмитриев»Муха» | Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством | Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. | | | | |
16 | Р/Р Роды и жанры литературы. | Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления) | Работа со словарём литературоведческих терминов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы». | | | | |
Из литературы 19 века (38ч) | |||||||
17 | И.А. Крылов Слово о баснописце. Басня «Волк и ягненок» | Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, не- благодарности, хитрости | Чтение статьи учебника о Крылове. Составление плана. Пересказ фрагментов публицистического текста. Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения. | | | | |
18 | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция авто- ра. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении | Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. | | | | |
19 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция авто- ра. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об ал- легории и морали. Басня в ак- тёрском исполнении | Выразительное чтение басен и рецензирование чтения. Историко-культурный комментарий к тексту басни. | | | | |
20 | Р/Р Конкурс инсценированной басни. | Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированнойбасни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина | Конкурс инсценировок басен. Выразительное чтение басен собственного сочинения. | | | | |
21-22 | В, А. Жуковский Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои | Краткийрассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героевлитературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении | Выразительное чтение статьи учебника, составление плана, соотнесение статьи и эпиграфа. Работа с литературоведческими понятиями. Выразительное чтение баллады. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление плана баллады и плана характеристики героев. Аналитическая беседа по произведению. Чтение и пересказ статьи «Из истории создания баллады «Кубок» | | | | |
23 | В.А.Жуковский Сюжет и герои. «Кубок». Понятие о балладе | Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе | Чтение сказки. Составление цитатного плана текста. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Сопоставление сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Обсуждение иллюстраций к сказке. Анализ актерского исполнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки. | | | | |
24 | А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. | Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании | Поиск и систематизация сведений о поэте. Чтение, составление плана статьи и комментарий историко-культурных реалий. Обобщение знаний о сказках Пушкина (беседа). Чтение и обсуждение сведений учебника о пушкинских местах. Чтение и анализ стихотворения «К няне». | | | |