Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 312

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из русской литературы 20 века (28ч) Фольклор Забайкалья (17ч)

55

И.А.Бунин Слово о писателе «В деревне». Восприятие прекрасного героями рассказа


Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур-

ной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа.

Эстетическое и этическое в

рассказе. Кровное родство героев с бескрайними простора-

ми Русской земли, душевным

складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине.

Рассказ в актёрском исполнении

Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине. Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по тексту. Устное иллюстрирование












Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности. Уникальность забайкальского фольклора как неотъемлемой части общерусского национального фольклорного репертуара.



Фольклор Фольклористика Специфические черты фольклора Забайкалья Коренные народы Аборигены Переселенцы Казачество Семейские старообрядцы

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема) Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

1







56

И.А. Бунин. «Лапти»

Кровное родство героев с бескрайними простора-

ми Русской земли, душевным

складом песен и сказок

Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по тексту. Устное иллюстрирование











57

В.Г.Короленко Слово о писателе «В дурном обществе» Вася и его отец. Развитие их отношений.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из бога-

той и бедной семей. Вася и его

отец. Развитие их отношений.

Знакомство с Валеком и Мару-

сей

Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов, чтение по ролям. Различные виды пересказов. Обсуждение глав повести по вопросам (коллективное, по группам). Составление планов сравнительных характеристик.










57

Жизнь семьи Тыбурция .Портрет как средство изображения героев.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание

героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев.

Портрет как средство характеристики героев

Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, деталь, портрет, диалог). Обсуждение репродукций к повести, подбор цитатных подписей. Презентация собственных иллюстраций.










58

Изображение города и его обитателей в повести Короленко «В дурном обществе».

Изображение

серого сонного города и его

обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Смысл образа старого Януша.

Взаимопонимание – основа

отношений в семье. Понятие о

повести

Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть.










59

Понятие о композиции литературного произведения.


Понятие о композиции литературного произведения


Работа с литературоведческих терминов. Знакомство с элементами композиции произведения, их нахождение в повести «В дурном обществе»












Жанры мифологических рассказов

Мифологический рассказ. Мифологическое сознание. Демонологические персонажи. Духи дома и природы. Философско -этическая антитеза Добро-Зло, Свет -Тьма, Жизнь -Смерть

Проводить групповую поисковую деятельность: словесное рисование, сопоставление, классификация. Выразительно читать фрагменты мифологических рассказов. Узнавать вечные образы в мифологии. Высказывать предположения на основе наблюдений. Наблюдать над средствами речевой выразительности. Самостоятельно делать выводы

1







60

Р/Р

Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

Презентация и защита коллективного проекта «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат к ответу (групповая работа). Составление устного ответа на проблемный вопрос.











61

П.П.Бажов Слово о писателе. Понятие о сказе. Сказ и сказка


Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности).

Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова


Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и выразительное чтение сказа. Историко-культурный комментарий к тексту. Работа со словарем литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка. Анализ элементов сказа в произведении П.П. Бажова.










Изображение реального мира и демонологических персонажей в мифологических рассказах Забайкалья.

Мифологический рассказ. Мифологическое сознание. Демонологические персонажи. Духи дома и природы. Философско этическая антитеза Добро-Зло, Свет-Тьма, Жизнь-Смерть

Проводить групповую поисковую деятельность: словесное рисование, сопоставление, классификация. Выразительно читать фрагменты мифологических рассказов. Узнавать вечные образы в мифологии. Высказывать предположения на основе наблюдений. Наблюдать над средствами речевой выразительности. Самостоятельно делать выводы

1







62

«Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Реальность и фантастика в

сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант

Данилы

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка.










Русские сказки Забайкалья.

Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая

Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному. Составлять этнографический словарь. Частично-поисковая и творческая деятельность

1







63

Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.

Реальность и фантастика в

сказе.Образ Хозяйки Мед-

ной горы


Составление характеристики героя произведения. Различные виды пересказа. Инсценирование отрывка. Викторина по сказам П.П.Бажова










Русские сказки Забайкалья.

Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая

Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному. Составлять этнографический словарь. Частично-поисковая и творческая деятельность

1







64

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб»


Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Герои сказки и их поступки.

Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные

проблемы сказки: доброта и со-

страдание. Тема коллективного

труда

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики героев (по группам).











Героический эпос бурят

Улигер Улигершин Тэнгрии Батор Мэргэн Небожители Род Племя

Выявлять признаки эпического рода Выразительно читать. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Осваивать в режиме практической работы терминологию. Участвовать в поисковой работе. Формулировать промежуточные выводы и итоги

1







65

Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.


Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные

образы. Развитие понятия о

пейзаже. Роль пейзажных кар-

тин в сказке. Языковое мастер-

ство писателя.

Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.













Бурятские и эвенкийские сказки Забайкалья

Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая

Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному.

1







66

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Природа и человек в произведении Паустовского. Сказка «Заячьи лапы» в актёрском исполнении

Выборочное чтение и различные виды пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. Составление вопросов к викторине по произведениям Паустовского (по группам)













Бурятские и эвенкийские сказки Забайкалья

Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая

Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному.

1







67

Вн./чтС. Я. Маршак. Сказ-

ки для детей

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности).

Пьесы-сказки для детей: «Кош-

кин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой»,«Сказка про короля и солдата»и др. (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл

Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование чтения. Беседа по произведению.













Героический эпос эвенков

Улгур Шаман Шаманизм Оборотничество Язычество

Выявлять признаки эпического рода Выразительно читать. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Осваивать в режиме практической работы терминологию. Участвовать в поисковой работе. Формулировать промежуточные выводы и итоги

1







68

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

Положительные и отрицательные

герои. Нравственные проблемы

сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и

легкомыслие. Пьеса-сказка в

актёрском исполнении

Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников.Устные ответы на вопросы(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев пьесы-сказки.

Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки.










69

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её на-

родная основа.

Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки.

Театрализованное представление сцен из пьесы-сказки (по группам). Определение родовых особенностейдрамы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Устные

ответы на вопросы (с использованием цитирования).Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Сопоставление пьесы-сказки и её фоль-

клорных источников. Выявление в пьесе-сказке черт фольклора, определение художественной функции

фольклорных образов. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.










Историко песенный репертуар забайкальцев

Острог Сплав Есаул Посадские люди

Частично-поисковая и творческая деятельность Организация, проведение заочных экскурсий (появление казаков на территории Забайкалья, быт, военные походы) на основе анализа текста песен Забайкальских казаков.

1







70

Р/Р«Двенадцать месяцев»


Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на проблем-

ный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные».

Домашняя контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева?

2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?










71

А.П. Платонов Слово о писателе. «Никита». Человек и природа.

Детство и начало литературной

деятельности). Душевный мир

главного героя: его единство с

природой. Одухотворение при-

роды и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении

Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Рецензирование актерского чтения отрывка. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа.










72

«Никита»: быль

и фантастика.

Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика». Выявление функций фантастических элементов рассказа. Восприятие художественной условности как специфической характеристики

искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Сопоставление элементов были и

фантастики. Исследовательская работа (по группам).

Обсуждение иллюстрации учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций. Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.

Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Два мира в рассказе».










Календарные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда.

Разновидности обрядового фольклора. Наговоры, причитания, благопожелания, песни-плачи и др. Обряд. Ритуал. Символика Игра

Учитывать специфику, разнообразие, жанровое своеобразие обрядового фольклора. Анализировать выразительные средства

1







73

Контрольная работа по произведениям С.Маршака, А.Платонова, К.Паустовского

Контроль за знаниями обучающихся

Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, тесты.










74

В.П.Астафьев Слово о писателе. «Васюткино озеро» Автобиографичность произведения.


Краткий рассказ о писателе(детство и начало литератур ной

деятельности). Поведение героя

в лесу. Бесстрашие, терпение,

любовь к природе и её пони-

мание, находчивость в экстре-

мальных ситуациях. Картины

сибирской природы и их нрав-

ственный смысл.

Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные места России». Выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ фрагментов. Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам).











Календарные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда.

Разновидности обрядового фольклора. Наговоры, причитания, благопожелания, песни-плачи и др. Обряд. Ритуал. Символика Игра

Учитывать специфику, разнообразие, жанровое своеобразие обрядового фольклора. Анализировать выразительные средства

1







75

Черты характера героя и его поведение в лесу.

Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Анализ по эпизодам. Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и поступков героя.










76

«Открытие» Васюткой нового озера. Обучение комментированному чтению эпизода.


«Открытие» Васюткой нового озера


Комментированное чтение, обсуждение эпизодов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро».










Крестьянские песни. Казачьи песни

Отличительные особенности традиционных необрядовых лирических песен

Создавать минимальный терминологический словарь. Выразительно читать. Осваивать алгоритм анализа лирических произведений. Творческая деятельность

1







77

К.М. Симонов Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети.


Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском исполнении.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Выразительное чтение стихотворений










Легенды

Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста

Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья»

1







78

А.Т. Твардовский Слово о поэте. Дети и война. «Рассказ танкиста».

Стихотворные произведения о войне.

Патриотические подвиги детей

в годы Великой Отечественной

войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии.

Характеристика героев стихо-

творения. Стихотворение в актёрском исполнении

Историческая справка об изображенных событиях Восприятие и выразительное чтение стихотворений.













Легенды

Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста

Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья»

1







79

Вн/чт

Стихотворения о Великой Отечественной войне.

Стихотворения о Великой Отечественной войне

Чтение стихотворений наизусть. Обсуждение проблем, поднятых поэтами в стихотворениях о Великой Отечественной войне.










Предания

Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста

Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья»

1







80-81

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин,Н.М. Рубцов, Дон Аминадо.



Стихотворные лирические произведения о родине,

родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Поэтическое восприятие окружающего мира

природы и своего места в нём.

Стихотворения в актёрском ис-

полнении

Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы














Предания

Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста

Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья»

1







Из зарубежной литературы (20 ч.)




82

Д.Дефо. Слово о писателе «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа.

Краткий рассказ о

писателе. Жизнь и нобычайные

приключения Робинзона Крузо.

Фрагменты романа в актёрском

исполнении

Различные виды пересказов. Обсуждение характера сказочных героев. Литературная игра по сказкам Андерсена.










83-85

Характер главного героя романа Д.Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации

к роману

Составление плана характеристики героя сказки (по выбору учащегося), подбор цитат к составленному плану.










86

Г.Х Андерсен Слово о писателе. «Снежная Королева» Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Краткийрассказ о писателе. Реальное ифантастическое в сказке. Кай иГерда. Понятие о художественной детали. Символическийсмысл фантастических образов

и художественных деталей в

сказке

Сообщение о сказочнике Андерсене. Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа Устные ответы на вопросы по содержанию произведения.










87-89

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке

Поиск элементов фантастического и реалистического в сказке. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды. Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки. Участие в дискуссии «Что есть красота?».










90

Х.-К. Андерсен.

«Снежная королева»: «что

есть красота?

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутреннейи внешней. Победа добра, любви и дружбы

Различные виды пересказов. Обсуждение характера сказочных героев. Литературная игра по сказкам Андерсена.










91

Вн/чтНаши любимые сказки Андерсена. Литературная игра

Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира

Составление плана характеристики героя сказки (по выбору учащегося), подбор цитат к составленному плану.










92-93

М.Твен Слово о писателе «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.


Краткий

рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх –

умение сделать окружающий

мир интересным. Черты харак-

тера главного героя

Работа в парах. Обсуждение характера и мотивов поступков главных героев. Творческая работа..










94-95

Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера»


Том и Гек. Том и Бек-

ки. Их дружба. Внутренний миргероев романа. Причудливое

сочетание реальныхжизненных

проблем и игровых приключен-

ческих ситуаций. Иллюстрации

к роману. Фрагменты романа в

актёрском исполнении

Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов.











96-97

Дж. Лондон Слово о писателе. «Сказание о Кише».

Рассказ о писателе. Сказание

о взрослении подростка, вы-

нужденного добывать пищу,

заботиться о старших. Уваже-

ние взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу

Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов.










98

Э.Сетон-Томпсон «Арно»

Рассказ «Арно» —произведение писателя, ученого натуралиста Э. Сетона-Томпсона.. Мужественность, свободолюбие и целеустремленность — основные качества героя рассказа — почтового голубя

Чтение и обсуждение статьи учебника о Э.Сетоне- Томпсоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов










99

Ульф Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

Тема милосердия в рассказе

Чтение и обсуждение статьи учебника об Ульфе Старке.. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов










100

АяэН( И.Б. Крестьева). «Как растут ёлочные шары, или моя встреча с дедом Морозом»

Краткий рассказ о писательнице. Рассказ в рассказе. Научная детская фантастика.  

Чтение и обсуждение статьи учебника об Ая ЭН. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов










101

Ю.Ч. Ким «Рыба –кит»

Краткий рассказ о поэте.Стихотворения-шутки  Особенности стихотворений-шуток. 

Чтение и обсуждение статьи учебника о Ю.Ч. Ким. Выразительное чтение стихотворения и ответы на вопросы.










102

О талантливом читателе

Что значит талантливый читатель.

Чтение статьи учебника. Беседа, обсуждение проблемных вопросов










Повторение в конце года 3ч




103-105

Итоговое повторение

Повторение основных литературоведческих понятий, обобщение по содержанию и идейной направленности худ.произведений. 

Беседа, обсуждение проблемных вопросов.













Календарно-тематическое планирование. 6 класс

урока

Тема урока

Единицы

содержания

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

Корректировка

план

факт

Введение (1ч)

1

Писатели –создатели, хранители и любители книги. В дорогу зовущие.

Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия сюжет, композиция, образ, эпитет, троп, метафора, сравнение)

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.










Устное народное творчество (4ч)

2 - 3

Обрядовый фольклор. Календарно -обрядовые песни

Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия жанр, композиция).

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. Проект.

2







Зарождение Забайкальской литературы




Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием.










4

Пословицы, поговорки .

Прямой и переносный смысл.

отличие пословиц от поговорок, в чем заключается их народная мудрость.

1







5

Проверочная работа по теме: «Устное народное творчество».




Письменное сочинение-рассуждение Контроль знаний учащихся по теме: «Устное народное творчество».

1







Из древнерусской литературы. ( 2 ч)

6

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Выразительное чтение сказания с последующим его устным рецензированием.

1







Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

«Житие…» – памятник древнерусской литературы, первое художественное произведение о нашем крае, предтеча литературного движения в Восточной Сибири.

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием.










7

«Повесть временных лет». Прошлое должно служить современности

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

1







Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Историческая справка о протопопе Аввакуме и его пребывании в Забайкалье.

сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос;










Произведения русских писателей XIX века (45ч)

8

А.С.Пушкин. Лицей в жизни поэта. Лицейская лирика..

А.С. Пушкин (биография).

Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.

1







9

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Чтение текста с последующим рецензированием выразительного чтения; работа с теоретическим литературоведческим материалом

Чтение учебника, научиться анализу стихотворения

1







10

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Чтение текста с последующим рецензированием выразительного чтения; работа с теоретическим литературоведческим материалом

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Обучение анализу одного стихотворения.

1







11

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Чтение текста с последующим рецензированием выразительного чтения; работа с теоретическим литературоведческим материалом

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Обучение анализу одного стихотворения.

1







Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Аввакум – первооткрыватель сибирской темы в русской литературе. Образ протопопа в повести Г. Граубина «Серебряный капкан» и в стихотворении М. Вишнякова «Аввакум».

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием.










12

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.


Составление плана текста повествования для последующего пересказа с использованием цитирования; анализ фрагмента.

1







13

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. Определение авторского отношения к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.

Анализ текста; выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием.

1







14

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский»

Комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания; выполнение тестовых заданий по алгоритму; диагностика учебных достижений по памятке самодиагностики.

1







15

Герой литературного произведения. Теоретический практикум.

Характер героя литературного произведения.

Составление тестов с использованием дополнительной справочной и научно-популярной литературы; устный ответ на проблемный вопрос; групповая работа (характеристика литературного героя); самостоятельное определение художественной функции героев литературного произведения.

1







16

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

Коррекция знаний и способов действий. Образы крестьян в повести.

групповая работа (характеристика литературного героя); самостоятельное определение художественной функции героев литературного произведения.

1







17

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ образов судьи, присяжных, обывателей..

групповая работа (характеристика литературного героя); самостоятельное определение художественной функции героев литературного произведения.

1







18

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Работа над образом Владимира Дубровского

Письменный ответ на проблемный вопрос с последующим первичным редактированием текста по алгоритму.

1







19

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского»

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; работа в парах (различные виды пересказа); самостоятельная работа (выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием).

1







20

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Коррекция знаний и способов действий. Образ повествователя и автора.

Изучение содержания дополнительных аналитических материалов (критической литературы) по теме урока с последующим конспектированием при консультативной помощи учителя; работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия повествование, идея,); составление плана для пересказа с использованием цитирования.

1







21

Обобщение по теме «Дубровский».

Обобщение и систематизация знаний. Понятие «открытый финал»

составление устного и письменного ответа на вопросы; практическая работа по теме «Подбор цитатных примеров для выражения разных форм авторской позиции».

1







22

Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Написание сочинения-рассуждения на поставленный вопрос.

составление устного и письменного ответа на вопрос

1







23

Портрет героя художественного произведения. Теоретический практикум.

Определение элементов портрета литературного героя.

Выразительное чтение отрывков, содержащих портрет литературного героя. С последующим его рецензированием.

1







24

Анализ сочинения, работа над ошибками

Обобщение и систематизация знаний.

Проводят анализ способов решения

1







25

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Знакомство с биографией поэта. Основное настроение и композиция стихотворения. Вводный урок - постановка учебной задачи.

выразительное чтение и анализ стихотворения.

1







26

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях

Групповая работа (составление плана анализа стихотворения); составление тезисного плана творческой работы по теме урока с последующим редактированием текста.

1







Из литературы Х1Х в.

Ф.И. Бальдауф – первый поэт Забайкалья.

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием.












1


ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ ( 2ч)

81

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

. Чтение и анализ произведений

Знакомство с произведениями.

Работа с дидактическим материалом; групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия герой, идея, главная мысль, характер, поступок, действие); составление устной или письменной речевой характеристики героя рассказа.

1







82

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия

Знакомство с произведениями.

Конкурс на лучшее инсценирование отрывков рассказа.

1







Судьба страны в истории Забайкалья и забайкальцев (отражение исторических событий и выдающихся личностей в литературе: Н. Ященко,

Выявление характерных особенностей содержания повести «Журавли не знают покоя»

Самостоятельная практическая работа (определение функции изобразительно-выразительных средств в идейно-эмоциональном содержании повествования).










Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос ( 12ч)

83

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Вводный урок - постановка учебной задачи. Понятие о мифе.

Фантастика и реальность в мифе.

Работа с дидактическим материалом по теме «Герои и события»; выразительное чтение отрывков.

1







84

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Фантастика и реальность в мифе.

Составление речевой характеристики героев повествования.

1







85

Легенда. «Легенда об Арионе».

Вводный урок - постановка учебной задачи. Слово о писателе и истории.

Выразительное чтение отрывков; составление альбома иллюстраций по теме урока (проект); групповая практическая работа (составление текста рассуждения по теме урока).










86

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сопоставительный анализ

Практическая работа по теме «Языковые и композиционные особенности повествования».










87 - 90

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление конспекта статьи учебника); пересказ материала по памятке; работа в парах (развитие понятий композиция, кульминация, завязка, экспозиция).










91

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Вводный урок - постановка учебной задачи. Понятие о мифе.

Фантастика и реальность в мифе.

Работа с дидактическим материалом; составление устного и письменного сообщения по теме урока; анализ текста.










92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Фантастика и реальность в мифе.

Работа с литературоведческим материалом по теме «Реальное и вымысел в произведении»; составление тезисного плана для рассуждения.










93

Контрольная работа

Контроль. Художественный анализ текста.

Письменный ответ на проблемный вопрос.










Произведения зарубежных писателей (8ч)

94 - 95

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Чтение, анализ.

Работа с дидактическим материалом; составление письменного ответа на проблемный вопрос; анализ текста.

2







96

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения

Письменное выполнение тестовых заданий.

1







97 - 100

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми.

Групповая лабораторная работа по тексту произведения; различные виды пересказа с использованием цитирования.

4







101

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Обобщение и систематизация знаний.

Составление таблицы «Сюжетно-композиционное своеобразия повествования»; составление тезисного плана устного (письменного) высказывания; выразительное чтение.

1







Литература XX века (26 часов)

102-103

Повторение пройденного материала

Задание на лето.

Работа с дидактическим материалом; рецензирование выразительного чтения; анализ текста.

2







Судьба страны в истории Забайкалья и забайкальцев (отражение исторических событий и выдающихся личностей в литературе: Н. Ященко,

Выявление характерных особенностей содержания повести «Журавли не знают покоя»

Самостоятельная практическая работа (определение функции изобразительно-выразительных средств в идейно-эмоциональном содержании повествования).

1







104-105

Р/р Сочинение на тему «Моя любимая книга о приключениях»

Проектирование и корректировка индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

Составление текста творческой работы с последующим её редактированием.

2







«Земля за Байкалом – наш дом и семья»

Многонациональное Забайкалье в литературе края: Б. Гармажапов

Самостоятельная практическая работа (определение функции изобразительно-выразительных средств