Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55 | И.А.Бунин Слово о писателе «В деревне». Восприятие прекрасного героями рассказа | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур- ной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними простора- ми Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине. Рассказ в актёрском исполнении | Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине. Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по тексту. Устное иллюстрирование | | | | |
Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности. Уникальность забайкальского фольклора как неотъемлемой части общерусского национального фольклорного репертуара. | Фольклор Фольклористика Специфические черты фольклора Забайкалья Коренные народы Аборигены Переселенцы Казачество Семейские старообрядцы | Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема) Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | 1 | | | ||
56 | И.А. Бунин. «Лапти» | Кровное родство героев с бескрайними простора- ми Русской земли, душевным складом песен и сказок | Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по тексту. Устное иллюстрирование | | | | |
57 | В.Г.Короленко Слово о писателе «В дурном обществе» Вася и его отец. Развитие их отношений. | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Изображение жизни детей из бога- той и бедной семей. Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Мару- сей | Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов, чтение по ролям. Различные виды пересказов. Обсуждение глав повести по вопросам (коллективное, по группам). Составление планов сравнительных характеристик. | | | | |
57 | Жизнь семьи Тыбурция .Портрет как средство изображения героев. | Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев | Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, деталь, портрет, диалог). Обсуждение репродукций к повести, подбор цитатных подписей. Презентация собственных иллюстраций. | | | | |
58 | Изображение города и его обитателей в повести Короленко «В дурном обществе». | Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Понятие о повести | Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть. | | | | |
59 | Понятие о композиции литературного произведения. | Понятие о композиции литературного произведения | Работа с литературоведческих терминов. Знакомство с элементами композиции произведения, их нахождение в повести «В дурном обществе» | | | | |
Жанры мифологических рассказов | Мифологический рассказ. Мифологическое сознание. Демонологические персонажи. Духи дома и природы. Философско -этическая антитеза Добро-Зло, Свет -Тьма, Жизнь -Смерть | Проводить групповую поисковую деятельность: словесное рисование, сопоставление, классификация. Выразительно читать фрагменты мифологических рассказов. Узнавать вечные образы в мифологии. Высказывать предположения на основе наблюдений. Наблюдать над средствами речевой выразительности. Самостоятельно делать выводы | 1 | | | ||
60 | Р/Р Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе» | Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | Презентация и защита коллективного проекта «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат к ответу (групповая работа). Составление устного ответа на проблемный вопрос. | | | | |
61 | П.П.Бажов Слово о писателе. Понятие о сказе. Сказ и сказка | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности). Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова | Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и выразительное чтение сказа. Историко-культурный комментарий к тексту. Работа со словарем литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка. Анализ элементов сказа в произведении П.П. Бажова. | | | | |
Изображение реального мира и демонологических персонажей в мифологических рассказах Забайкалья. | Мифологический рассказ. Мифологическое сознание. Демонологические персонажи. Духи дома и природы. Философско этическая антитеза Добро-Зло, Свет-Тьма, Жизнь-Смерть | Проводить групповую поисковую деятельность: словесное рисование, сопоставление, классификация. Выразительно читать фрагменты мифологических рассказов. Узнавать вечные образы в мифологии. Высказывать предположения на основе наблюдений. Наблюдать над средствами речевой выразительности. Самостоятельно делать выводы | 1 | | | ||
62 | «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Данилы | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. | | | | |
Русские сказки Забайкалья. | Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая | Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному. Составлять этнографический словарь. Частично-поисковая и творческая деятельность | 1 | | | ||
63 | Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. | Реальность и фантастика в сказе.Образ Хозяйки Мед- ной горы | Составление характеристики героя произведения. Различные виды пересказа. Инсценирование отрывка. Викторина по сказам П.П.Бажова | | | | |
Русские сказки Забайкалья. | Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая | Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному. Составлять этнографический словарь. Частично-поисковая и творческая деятельность | 1 | | | ||
64 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб» | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и со- страдание. Тема коллективного труда | Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики героев (по группам). | | | | |
Героический эпос бурят | Улигер Улигершин Тэнгрии Батор Мэргэн Небожители Род Племя | Выявлять признаки эпического рода Выразительно читать. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Осваивать в режиме практической работы терминологию. Участвовать в поисковой работе. Формулировать промежуточные выводы и итоги | 1 | | | ||
65 | Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных кар- тин в сказке. Языковое мастер- ство писателя. | Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение. | | | | |
| Бурятские и эвенкийские сказки Забайкалья | Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая | Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному. | 1 | | | |
66 | К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». | Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Природа и человек в произведении Паустовского. Сказка «Заячьи лапы» в актёрском исполнении | Выборочное чтение и различные виды пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. Составление вопросов к викторине по произведениям Паустовского (по группам) | | | | |
| Бурятские и эвенкийские сказки Забайкалья | Классификация сказок. Сказочный сюжет и его элементы, типология героев, мораль сказки Этнографическая | Выявлять сходства и различия сказок русской народной и региональной в процессе исследовательской деятельности. Самостоятельно осуществлять анализ региональной сказки Различать сказки волшебные, бытовые, о животных. Пересказывать подробно, кратко. Характеризовать героев сказок. Формировать эмоционально оценочное отношение к прочитанному. | 1 | | | |
67 | Вн./чтС. Я. Маршак. Сказ- ки для детей | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литератур ной деятельности). Пьесы-сказки для детей: «Кош- кин дом», «Горя бояться – счастья не видать». «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой»,«Сказка про короля и солдата»и др. (из книги «Сказки разных народов»). Их герои и нравственный смысл | Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование чтения. Беседа по произведению. | | | | |
| Героический эпос эвенков | Улгур Шаман Шаманизм Оборотничество Язычество | Выявлять признаки эпического рода Выразительно читать. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. Осваивать в режиме практической работы терминологию. Участвовать в поисковой работе. Формулировать промежуточные выводы и итоги | 1 | | | |
68 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актёрском исполнении | Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников.Устные ответы на вопросы(с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки. | | | | |
69 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её на- родная основа. | Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки. | Театрализованное представление сцен из пьесы-сказки (по группам). Определение родовых особенностейдрамы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Сопоставление пьесы-сказки и её фоль- клорных источников. Выявление в пьесе-сказке черт фольклора, определение художественной функции фольклорных образов. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки. | | | | |
Историко песенный репертуар забайкальцев | Острог Сплав Есаул Посадские люди | Частично-поисковая и творческая деятельность Организация, проведение заочных экскурсий (появление казаков на территории Забайкалья, быт, военные походы) на основе анализа текста песен Забайкальских казаков. | 1 | | | ||
70 | Р/Р«Двенадцать месяцев» | Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на проблем- ный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные». Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки? | | | | |
71 | А.П. Платонов Слово о писателе. «Никита». Человек и природа. | Детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение при- роды и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актёрском исполнении | Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Рецензирование актерского чтения отрывка. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа. | | | | |
72 | «Никита»: быль и фантастика. | Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении | Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика». Выявление функций фантастических элементов рассказа. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Сопоставление элементов были и фантастики. Исследовательская работа (по группам). Обсуждение иллюстрации учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций. Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Два мира в рассказе». | | | | |
Календарные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда. | Разновидности обрядового фольклора. Наговоры, причитания, благопожелания, песни-плачи и др. Обряд. Ритуал. Символика Игра | Учитывать специфику, разнообразие, жанровое своеобразие обрядового фольклора. Анализировать выразительные средства | 1 | | | ||
73 | Контрольная работа по произведениям С.Маршака, А.Платонова, К.Паустовского | Контроль за знаниями обучающихся | Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, тесты. | | | | |
74 | В.П.Астафьев Слово о писателе. «Васюткино озеро» Автобиографичность произведения. | Краткий рассказ о писателе(детство и начало литератур ной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её пони- мание, находчивость в экстре- мальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нрав- ственный смысл. | Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные места России». Выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ фрагментов. Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). | | | | |
Календарные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда. | Разновидности обрядового фольклора. Наговоры, причитания, благопожелания, песни-плачи и др. Обряд. Ритуал. Символика Игра | Учитывать специфику, разнообразие, жанровое своеобразие обрядового фольклора. Анализировать выразительные средства | 1 | | | ||
75 | Черты характера героя и его поведение в лесу. | Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор. | Анализ по эпизодам. Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и поступков героя. | | | | |
76 | «Открытие» Васюткой нового озера. Обучение комментированному чтению эпизода. | «Открытие» Васюткой нового озера | Комментированное чтение, обсуждение эпизодов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро». | | | | |
Крестьянские песни. Казачьи песни | Отличительные особенности традиционных необрядовых лирических песен | Создавать минимальный терминологический словарь. Выразительно читать. Осваивать алгоритм анализа лирических произведений. Творческая деятельность | 1 | | | ||
77 | К.М. Симонов Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети. | Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском исполнении. | Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Выразительное чтение стихотворений | | | | |
Легенды | Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста | Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья» | 1 | | | ||
78 | А.Т. Твардовский Слово о поэте. Дети и война. «Рассказ танкиста». | Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Характеристика героев стихо- творения. Стихотворение в актёрском исполнении | Историческая справка об изображенных событиях Восприятие и выразительное чтение стихотворений. | | | | |
| Легенды | Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста | Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья» | 1 | | | |
79 | Вн/чт Стихотворения о Великой Отечественной войне. | Стихотворения о Великой Отечественной войне | Чтение стихотворений наизусть. Обсуждение проблем, поднятых поэтами в стихотворениях о Великой Отечественной войне. | | | | |
Предания | Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста | Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья» | 1 | | | ||
80-81 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин,Н.М. Рубцов, Дон Аминадо. | Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Стихотворения в актёрском ис- полнении | Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы | | | | |
| Предания | Топонимика Генеалогия Эсхатология Утопия Фантастика Вымысел Литературная обработка фольклорного текста | Выявление жанровых особенностей легенд и преданий. Составление таблиц. Создание выставки иллюстраций к легендам Забайкалья Презентация проекта «Особенности Фольклора Забайкалья» | 1 | | | |
Из зарубежной литературы (20 ч.) | | ||||||
82 | Д.Дефо. Слово о писателе «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа. | Краткий рассказ о писателе. Жизнь и нобычайные приключения Робинзона Крузо. Фрагменты романа в актёрском исполнении | Различные виды пересказов. Обсуждение характера сказочных героев. Литературная игра по сказкам Андерсена. | | | | |
83-85 | Характер главного героя романа Д.Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Иллюстрации к роману | Составление плана характеристики героя сказки (по выбору учащегося), подбор цитат к составленному плану. | | | | |
86 | Г.Х Андерсен Слово о писателе. «Снежная Королева» Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Краткийрассказ о писателе. Реальное ифантастическое в сказке. Кай иГерда. Понятие о художественной детали. Символическийсмысл фантастических образов и художественных деталей в сказке | Сообщение о сказочнике Андерсене. Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа Устные ответы на вопросы по содержанию произведения. | | | | |
87-89 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Мужественное сердце Герды. Иллюстрации к сказке | Поиск элементов фантастического и реалистического в сказке. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды. Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки. Участие в дискуссии «Что есть красота?». | | | | |
90 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота? | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутреннейи внешней. Победа добра, любви и дружбы | Различные виды пересказов. Обсуждение характера сказочных героев. Литературная игра по сказкам Андерсена. | | | | |
91 | Вн/чтНаши любимые сказки Андерсена. Литературная игра | Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира | Составление плана характеристики героя сказки (по выбору учащегося), подбор цитат к составленному плану. | | | | |
92-93 | М.Твен Слово о писателе «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. | Краткий рассказ о писателе. Мир детства в романе: игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Черты харак- тера главного героя | Работа в парах. Обсуждение характера и мотивов поступков главных героев. Творческая работа.. | | | | |
94-95 | Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера» | Том и Гек. Том и Бек- ки. Их дружба. Внутренний миргероев романа. Причудливое сочетание реальныхжизненных проблем и игровых приключен- ческих ситуаций. Иллюстрации к роману. Фрагменты романа в актёрском исполнении | Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов. | | | | |
96-97 | Дж. Лондон Слово о писателе. «Сказание о Кише». | Рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вы- нужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уваже- ние взрослых. Черты характера мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Преодоление сложных жизненных ситуаций. Иллюстрации к рассказу | Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов. | | | | |
98 | Э.Сетон-Томпсон «Арно» | Рассказ «Арно» —произведение писателя, ученого натуралиста Э. Сетона-Томпсона.. Мужественность, свободолюбие и целеустремленность — основные качества героя рассказа — почтового голубя | Чтение и обсуждение статьи учебника о Э.Сетоне- Томпсоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов | | | | |
99 | Ульф Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | Тема милосердия в рассказе | Чтение и обсуждение статьи учебника об Ульфе Старке.. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов | | | | |
100 | АяэН( И.Б. Крестьева). «Как растут ёлочные шары, или моя встреча с дедом Морозом» | Краткий рассказ о писательнице. Рассказ в рассказе. Научная детская фантастика. | Чтение и обсуждение статьи учебника об Ая ЭН. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов | | | | |
101 | Ю.Ч. Ким «Рыба –кит» | Краткий рассказ о поэте.Стихотворения-шутки Особенности стихотворений-шуток. | Чтение и обсуждение статьи учебника о Ю.Ч. Ким. Выразительное чтение стихотворения и ответы на вопросы. | | | | |
102 | О талантливом читателе | Что значит талантливый читатель. | Чтение статьи учебника. Беседа, обсуждение проблемных вопросов | | | | |
Повторение в конце года 3ч | | ||||||
103-105 | Итоговое повторение | Повторение основных литературоведческих понятий, обобщение по содержанию и идейной направленности худ.произведений. | Беседа, обсуждение проблемных вопросов. | | | |
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
№ урока | Тема урока | Единицы содержания | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | Корректировка | |
план | факт | |||||
Введение (1ч) | ||||||
1 | Писатели –создатели, хранители и любители книги. В дорогу зовущие. | Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия сюжет, композиция, образ, эпитет, троп, метафора, сравнение) | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | | | |
Устное народное творчество (4ч) | ||||||
2 - 3 | Обрядовый фольклор. Календарно -обрядовые песни | Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия жанр, композиция). | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. Проект. | 2 | | |
Зарождение Забайкальской литературы | | Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием. | | | | |
4 | Пословицы, поговорки . | Прямой и переносный смысл. | отличие пословиц от поговорок, в чем заключается их народная мудрость. | 1 | | |
5 | Проверочная работа по теме: «Устное народное творчество». | | Письменное сочинение-рассуждение Контроль знаний учащихся по теме: «Устное народное творчество». | 1 | | |
Из древнерусской литературы. ( 2 ч) | ||||||
6 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. | Выразительное чтение сказания с последующим его устным рецензированием. | 1 | | |
Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». | «Житие…» – памятник древнерусской литературы, первое художественное произведение о нашем крае, предтеча литературного движения в Восточной Сибири. | Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием. | | | | |
7 | «Повесть временных лет». Прошлое должно служить современности | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | 1 | | |
Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». | Историческая справка о протопопе Аввакуме и его пребывании в Забайкалье. | сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; | | | | |
Произведения русских писателей XIX века (45ч) | ||||||
8 | А.С.Пушкин. Лицей в жизни поэта. Лицейская лирика.. | А.С. Пушкин (биография). | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | 1 | | |
9 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Чтение текста с последующим рецензированием выразительного чтения; работа с теоретическим литературоведческим материалом | Чтение учебника, научиться анализу стихотворения | 1 | | |
10 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | Чтение текста с последующим рецензированием выразительного чтения; работа с теоретическим литературоведческим материалом | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | | |
11 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | Чтение текста с последующим рецензированием выразительного чтения; работа с теоретическим литературоведческим материалом | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | | |
Из древнерусской литературы. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». | Аввакум – первооткрыватель сибирской темы в русской литературе. Образ протопопа в повести Г. Граубина «Серебряный капкан» и в стихотворении М. Вишнякова «Аввакум». | Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием. | | | | |
12 | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | Составление плана текста повествования для последующего пересказа с использованием цитирования; анализ фрагмента. | 1 | | |
13 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия. Определение авторского отношения к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. | Анализ текста; выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием. | 1 | | |
14 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский» | Комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания; выполнение тестовых заданий по алгоритму; диагностика учебных достижений по памятке самодиагностики. | 1 | | |
15 | Герой литературного произведения. Теоретический практикум. | Характер героя литературного произведения. | Составление тестов с использованием дополнительной справочной и научно-популярной литературы; устный ответ на проблемный вопрос; групповая работа (характеристика литературного героя); самостоятельное определение художественной функции героев литературного произведения. | 1 | | |
16 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | Коррекция знаний и способов действий. Образы крестьян в повести. | групповая работа (характеристика литературного героя); самостоятельное определение художественной функции героев литературного произведения. | 1 | | |
17 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ образов судьи, присяжных, обывателей.. | групповая работа (характеристика литературного героя); самостоятельное определение художественной функции героев литературного произведения. | 1 | | |
18 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Работа над образом Владимира Дубровского | Письменный ответ на проблемный вопрос с последующим первичным редактированием текста по алгоритму. | 1 | | |
19 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; работа в парах (различные виды пересказа); самостоятельная работа (выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием). | 1 | | |
20 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | Коррекция знаний и способов действий. Образ повествователя и автора. | Изучение содержания дополнительных аналитических материалов (критической литературы) по теме урока с последующим конспектированием при консультативной помощи учителя; работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия повествование, идея,); составление плана для пересказа с использованием цитирования. | 1 | | |
21 | Обобщение по теме «Дубровский». | Обобщение и систематизация знаний. Понятие «открытый финал» | составление устного и письменного ответа на вопросы; практическая работа по теме «Подбор цитатных примеров для выражения разных форм авторской позиции». | 1 | | |
22 | Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Написание сочинения-рассуждения на поставленный вопрос. | составление устного и письменного ответа на вопрос | 1 | | |
23 | Портрет героя художественного произведения. Теоретический практикум. | Определение элементов портрета литературного героя. | Выразительное чтение отрывков, содержащих портрет литературного героя. С последующим его рецензированием. | 1 | | |
24 | Анализ сочинения, работа над ошибками | Обобщение и систематизация знаний. | Проводят анализ способов решения | 1 | | |
25 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | Знакомство с биографией поэта. Основное настроение и композиция стихотворения. Вводный урок - постановка учебной задачи. | выразительное чтение и анализ стихотворения. | 1 | | |
26 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях | Групповая работа (составление плана анализа стихотворения); составление тезисного плана творческой работы по теме урока с последующим редактированием текста. | 1 | | |
Из литературы Х1Х в. | Ф.И. Бальдауф – первый поэт Забайкалья. | Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио ; составление тезисного плана высказывания по теме, сообщения по теме с использованием материалов интернета, дополнительной научно-популярной литературы; устный монологический ответ на проблемный вопрос; выразительное чтение сказки с последующим его устным рецензированием. | | | |
1
81 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | . Чтение и анализ произведений | Знакомство с произведениями. Работа с дидактическим материалом; групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия герой, идея, главная мысль, характер, поступок, действие); составление устной или письменной речевой характеристики героя рассказа. | 1 | | |
82 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия | Знакомство с произведениями. Конкурс на лучшее инсценирование отрывков рассказа. | 1 | | |
Судьба страны в истории Забайкалья и забайкальцев (отражение исторических событий и выдающихся личностей в литературе: Н. Ященко, | Выявление характерных особенностей содержания повести «Журавли не знают покоя» | Самостоятельная практическая работа (определение функции изобразительно-выразительных средств в идейно-эмоциональном содержании повествования). | | | | |
Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос ( 12ч) | ||||||
83 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | Вводный урок - постановка учебной задачи. Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе. | Работа с дидактическим материалом по теме «Герои и события»; выразительное чтение отрывков. | 1 | | |
84 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Фантастика и реальность в мифе. | Составление речевой характеристики героев повествования. | 1 | | |
85 | Легенда. «Легенда об Арионе». | Вводный урок - постановка учебной задачи. Слово о писателе и истории. | Выразительное чтение отрывков; составление альбома иллюстраций по теме урока (проект); групповая практическая работа (составление текста рассуждения по теме урока). | | | |
86 | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сопоставительный анализ | Практическая работа по теме «Языковые и композиционные особенности повествования». | | | |
87 - 90 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе | Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление конспекта статьи учебника); пересказ материала по памятке; работа в парах (развитие понятий композиция, кульминация, завязка, экспозиция). | | | |
91 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | Вводный урок - постановка учебной задачи. Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе. | Работа с дидактическим материалом; составление устного и письменного сообщения по теме урока; анализ текста. | | | |
92 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Фантастика и реальность в мифе. | Работа с литературоведческим материалом по теме «Реальное и вымысел в произведении»; составление тезисного плана для рассуждения. | | | |
93 | Контрольная работа | Контроль. Художественный анализ текста. | Письменный ответ на проблемный вопрос. | | | |
Произведения зарубежных писателей (8ч) | ||||||
94 - 95 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. Чтение, анализ. | Работа с дидактическим материалом; составление письменного ответа на проблемный вопрос; анализ текста. | 2 | | |
96 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения | Письменное выполнение тестовых заданий. | 1 | | |
97 - 100 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. | Групповая лабораторная работа по тексту произведения; различные виды пересказа с использованием цитирования. | 4 | | |
101 | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Обобщение и систематизация знаний. | Составление таблицы «Сюжетно-композиционное своеобразия повествования»; составление тезисного плана устного (письменного) высказывания; выразительное чтение. | 1 | | |
Литература XX века (26 часов) | ||||||
102-103 | Повторение пройденного материала | Задание на лето. | Работа с дидактическим материалом; рецензирование выразительного чтения; анализ текста. | 2 | | |
Судьба страны в истории Забайкалья и забайкальцев (отражение исторических событий и выдающихся личностей в литературе: Н. Ященко, | Выявление характерных особенностей содержания повести «Журавли не знают покоя» | Самостоятельная практическая работа (определение функции изобразительно-выразительных средств в идейно-эмоциональном содержании повествования). | 1 | | | |
104-105 | Р/р Сочинение на тему «Моя любимая книга о приключениях» | Проектирование и корректировка индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах. | Составление текста творческой работы с последующим её редактированием. | 2 | | |
«Земля за Байкалом – наш дом и семья» | Многонациональное Забайкалье в литературе края: Б. Гармажапов | Самостоятельная практическая работа (определение функции изобразительно-выразительных средств | | | |