Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение фольклора и литературы Забайкалья на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих результатов:
личностных результатов:
- воспитание чувства патриотизма и уважения к литературе, культуре, традициям и обычаям народов Забайкалья; стремления сохранять и приумножать культурное достояние своего региона;
- формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о фольклорных и литературных традициях региона;
метапредметных результатов:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
предметных результатов:
- освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времен до наших дней;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений фольклора и литературы Забайкалья, основных историко-литературных сведений развития литературы Забайкалья;
- понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора Забайкалья в сопоставлении с и фольклором других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям забайкальской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям забайкальской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений забайкальских писателей;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные результаты освоения содержания модуля «Художественная культура Забайкалья» отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:
- чувство гордости за свой край, страну, народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, памятников культуры, произведений искусства своих земляков;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур народов, населяющих край, на основе сопоставления произведений искусства, религий, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни, культуры, искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- участие в культурной жизни школы, своего населенного пункта, края;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
освоения содержания модуля «Художественная культура Забайкалья» характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками, представителями культуры и искусства региона при решении различных задач на уроках, а также во внеурочной и внешкольной деятельности;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих возможностей;
- овладение навыками смыслового «прочтения» содержания различных произведений искусства, умение анализировать и оценивать их художественные достоинства;
- формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о явлениях культуры и искусства в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа и других видов творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (в том числе на электронных носителях, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации).
Предметные результаты освоения содержания модуля «Художественная культура Забайкалья»:
– формирование представления о художественной культуре края как о неотъемлемой составной части национальной и мировой культуры;
– выявление регионального своеобразия культуры Забайкалья;
– знание основных этапов развития культуры края, ее особенностей на примере изучаемых произведений искусства, памятников культуры;
– формирование устойчивого интереса к изучению культуры края;
– умение выражать свое отношение к произведениям искусства земляков в устной и письменной речи, в различных творческих заданиях;
– умение эмоционально и осознанно относиться к региональному искусству различных направлений и эпох, к культуре разных народов, проживающих на территории края;
– умение воплощать образы, темы, идеи, связанные с культурой Забайкалья при создании театрализованных, музыкально-литературных, пластических, мультимедийных композиций.
В результате освоения содержания рабочей программы по литературе на уровне основного общего образования выпускник научится:
-
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.); -
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.); -
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.); -
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.); -
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.); -
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.); -
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.); -
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне); -
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; -
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.); -
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне); -
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); -
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс); -
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).