Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение фольклора и литературы Забайкалья на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих результатов:

личностных результатов:

- воспитание чувства патриотизма и уважения к литературе, культуре, традициям и обычаям народов Забайкалья; стремления сохранять и приумножать культурное достояние своего региона;

- формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о фольклорных и литературных традициях региона;

метапредметных результатов:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

предметных результатов:

- освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времен до наших дней;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений фольклора и литературы Забайкалья, основных историко-литературных сведений развития литературы Забайкалья;

- понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора Забайкалья в сопоставлении с и фольклором других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям забайкальской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям забайкальской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений забайкальских писателей;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные результаты освоения содержания модуля «Художественная культура Забайкалья» отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:

- чувство гордости за свой край, страну, народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, памятников культуры, произведений искусства своих земляков;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур народов, населяющих край, на основе сопоставления произведений искусства, религий, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни, культуры, искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- участие в культурной жизни школы, своего населенного пункта, края;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

освоения содержания модуля «Художественная культура Забайкалья» характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками, представителями культуры и искусства региона при решении различных задач на уроках, а также во внеурочной и внешкольной деятельности;

- освоение форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих возможностей;

- овладение навыками смыслового «прочтения» содержания различных произведений искусства, умение анализировать и оценивать их художественные достоинства;

- формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о явлениях культуры и искусства в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа и других видов творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (в том числе на электронных носителях, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации).

Предметные результаты освоения содержания модуля «Художественная культура Забайкалья»:

формирование представления о художественной культуре края как о неотъемлемой составной части национальной и мировой культуры;

выявление регионального своеобразия культуры Забайкалья;

знание основных этапов развития культуры края, ее особенностей на примере изучаемых произведений искусства, памятников культуры;

формирование устойчивого интереса к изучению культуры края;

умение выражать свое отношение к произведениям искусства земляков в устной и письменной речи, в различных творческих заданиях;


умение эмоционально и осознанно относиться к региональному искусству различных направлений и эпох, к культуре разных народов, проживающих на территории края;

умение воплощать образы, темы, идеи, связанные с культурой Забайкалья при создании театрализованных, музыкально-литературных, пластических, мультимедийных композиций.

В результате освоения содержания рабочей программы по литературе на уровне основного общего образования выпускник научится:

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).